О связи времён

 

Борисов О.В.

                                   Посвящается

75-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне

и 250-летию Чесменского сражения в Средиземное море

         В Мценском районе Орловской области, неподалёку от деревни Дёжкино[1] и деревни Карандаково, у дороги из Орла в Болхов, по которой предположительно в 1787 году Екатерина II возвращалась из Крыма, расположено с. Тельчье, где находится братское захоронение погибших во время Великой Отечественной Войны 429 воинов.

Здесь в 2015 году установили новый мемориальный комплекс и, чуть позднее, зажгли вечный огонь. На стене справа есть надпись: «ст. лейт-т Спиридов К.Д.».

По документу из Центрального архива Министерства Обороны РФ, Спиридов Константин Дмитриевич (1919 –1943 г.) [2] на тот момент был командиром минометной роты 1291 стрелкового полка 110 стрелковой дивизии и в звании старшего лейтенанта погиб 27.07.1943 г.  В составе войск 61армии Брянского фронта под командоваием генерал – лейтенанта Белова Павла Алексеевича (1897–1962), принимал участие в Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов»,  на её 1-м этапе – Болховской операции с 12 по 30 июля 1943 года, которая включала в себя: прорыв обороны противника войсками 11-й гвардейской и 61-й армий, развитие успеха в глубине обороны, охват и разгром болховской группировки немцев.

Сама 110-я стрелковая дивизия (IIIф), в которой служил Спиридов, была создана 5 мая 1943 года на базе 105-й отдельной стрелковой бригадой, 116-й отдельной морской стрелковой бригады (II ф)[3] и 215-го запасного стрелкового полка 61-й армии Брянского фронта (III ф). Основная масса личного состава именно 116 оморсбр была обращена на формирование 1287-го стрелкового полка этой самой 110 сд, в состав которой вошли также 1289-й и 1291-й стрелковыеполки. Эти части, вместе с другими частями Западного и Брянского фронтов 12 июля 1943 годаперешли в наступление и уже в первой половине дня прорвали неприятельскую оборону.

Ударная группа 61-й армии,  вбила клин в расположение немецких войск и лишила противника важных опорных пунктов в главной полосе сопротивления, а на одном из флангов 110-я вместе с 336-й стрелковой дивизией обеспечивали ударную группу и развивали прорыв. Так-как немцы создали серьезную систему обороны, то только 23 июля, при поддержке 110 и 336 СД, наши войска вышли на магистраль Болохов-Орёл.                           Бои шли ожестосточённые, в ряде случаев с переменным успехом, и тогда-же 23 июля немцкие войска прорвались к 336 и 110 стрелковым дивизиям, противник создал угрозу левому крылу армии в районе села Тельчье, потеснил части 336-й и 110-й СД, но 24 июля оперативная группа войск под командованием заместителя командующего 61-й армией генерал – майора Халюзина Григория Алексеевича (1897 –1975), сумела угрозу ликвидировать.

Только после 24 июля наступил перелом в операции «Кутузов», когда многие районные центры стали освобождаться от немецких оккупантов, и село Тельчье тоже  было освобождено частями 110-й стрелковой дивизии.

 

Во второй половине XVIII века Россия стала одной из сильнейших держав Европы.

Самым смелым предприятием русско-турецкой войны 1768-1774 гг. был проект графа Алексея Григорьевича Орлова [4]  по отправлению русской эскадры в Средиземное море для действий против Турции со стороны Эгейского моря или, как тогда говорили, «Греческого Архипелага», и русский флот впервые должен был действовать в акватории Средиземного моря.

         «Ее Императорское Величество, желая, по возможности, усилить военные действия против турок для скорейшего окончания войны, вознамерилась послать  военный флот в Архипелаг и Левант…»записал в своем журнале капитан С.К. Грейг.

Новые морские батальоны получили боевое крещение: 10 (21) апреля 1770 года русскими моряками взята турецкая крепость Наварин. Взятие Наварина стало первым крупным успехом русского флота в Восточном Средиземноморье.

Далее были известные сражения в Хиосском проливе и Чесменской бухте, где

Орлов с эскадрой Спиридова и при участии талантливго капитана С.К. Грейга, уничтожили костяк турецкого флота.

После Чесменской победы Российский флот на пять лет стал хозяином Восточного Средиземноморья.

В тот же период истории, одним из генеральс-адьютантов адмирала Г.А. Спиридова Владимир Ржевский — сын капитана флота Матвея Васильевича Ржевского (1702—1766), помещика Болховского уезда и Федосьи Наумовны урождённой Сенявиной (1717-1775), внук петровского вице-адмирала Наума Акимовича Синявина, младший брат генерал-поручиков Степана (1732—1783) и Павла Матвеевичей (1748).

Владимир Матвеевич Ржевский [5] упоминается в материалах Государственного архива Орловской области в качестве владельца и совладельца имений, расположенных между Орлом и Болховом: «Геометрический специальный план Мценского, что ныне Дешкинского уезда … с сельцом Тельче с деревнями Малой Дешкиной и Брагиной с принадлежащими к ним всеми землями…».

 

 

 

И, ещё одним из эпизодов Первой Архипелагской экспедиции в Средиземное море

была осада Бейрута. Когда весной 1773 г. обострилась обстановка в Бейруте и покинувший местоместный правитель — эмир Юсуф Шихаб, обратился за помощью к графу Орлову, который без колебаний направил к Бейруту отряд черногорца на русской службе Марко Войновича.

Наряду с другими отрядами, осуществляющих мероприятия по блокаде Дарданелл .

Михаил Гаврилович Кожухов, капитан 2-го ранга, командовал эскадрой кораблей

получил приказ адмирала Спиридова отправиться к берегам Сирии.

17 июля 1773 года обе эскадры соединились у Акки, и Кожухов как старший по званию (Войнович числился лейтенантом) принял на себя командование операцией.

25 июля. Бейрут оказался блокированным как с моря, так и с суши. Имелись данные, что турецкое командование планирует оказать помощь гарнизону Бейрута, но планам Турции

не сужденобылосбыться, 30 сентября 1773 года Бейрут сдался. Отдельным пунктом капитуляции оговаривалось, что друзы теперь находятся под русским покровительством.

Бейрут недолго находился под контролем России – согласно подписанному в 1774 году Кючук-Кайнарджийскому мирному договору он был возвращен Османской империи.

 

Отголосок времени Екатерины II увидели и за границей, когда – в октябре 2015 года в издании «The New York Times» вышла статья английского специалиста по России СаймонаСебаг-Монтефиоре, где он напоминает историю российского присутствия и «миссии» на Ближнем Востоке – от Екатерины II до наших дней, приведу его слова:                                «…Первое масштабное вторжение России в Сирию…, когда Екатерина Великая вступила в войну с Османской империей и граф Алексей Орлов, …привёл балтийский флот через Гибралтарский пролив в Средиземное море… в Египте и Сирии (включавшей тогда территорию Ливана) авторитетные арабские военные лидеры … обратились к Орлову             и Екатерине…Флот Орлова бомбардировал сирийские города; в итоге удалось захватить Бейрут…

         В 1774 году российский флот ушёл из Сирии. Россия покинула своих сирийских союзников; в обмен Османская империя уступила ей территории Украины и Крыма.

Но российская база на Средиземном море с тех пор стала стратегической целью…»[6].

 

[1]  С 1778 г. деревня входила в состав Дешкинского уезда, а после его упразднения в 1797 г. в составе Мценского.

[2]  Его отцом являлся Спиридов Дмитрий Иванович (1888 –1968 г.) – последний, достоверно известный потомок

прославленного адмирала Г,А. Спиридова.

[3]  116-я отдельная морская стрелковая бригада (IIф) была создана осенью 1942 года и её основу составляли

прибывшие на пополнение действующей армии военнослужащие Тихоокеанского флота.

Однако,боевое  крещение приняла только 18 февраля 1943 года в кровопролитных боях по освобождению села Городище

Орловской области, стоящего у излучины рек Ока и Зуша.

[4]  С 1769 года генерал-аншеф, главнокомандующий всеми силами  в Средиземном море, позднее Орлов-Чесменский  во время

войны с Францией 1805-1807 годов командующий ополчением в Орловской губернии, в 1806 году пожертвовал  1200 ружей

ополчению. Упоминается в ГАОО в качестве совладельца пустоши Девичьи лозы  Болховского уезда Орловской губернии.

[5]  Уже после завершения Архипелагской экспедиции в 1776 году осуществлял переход в Черное море, находясь в одном отряде

кораблей с Ф.Ф. Ушаковым, впоследствии великим адмиралом. С января 1790 г. по январь 1797 г. был председателем

Орловского верхнего земского суда, статским советником и председателем Орловской палаты суда и расправы.

[6]  Е.Б. Смилянская: «…в истории внешней политики Екатерины II вопросы российского присутствия на островах  Эгейского

моря были и хронологически, и политически тесно связаны с проблемами проливов,Черноморского флота, отторжения

Крыма от Османской империи…».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *