Как Николай Первый порядок на Кавказе навёл

Николай Первый

Николай Первый стал первым российским Императором, который приехал с инспекцией на Кавказ. Начал путешествие Император с Тифлиса, где произнёс торжественную речь, в которой принял ответственность за ситуацию в Кавказском регионе:

«Нельзя не дивиться, как чувства народной преданности к лицу монарха не изгладились от того скверного управления, которое, сознаюсь, к моему стыду, так долго тяготеет над этим краем».

Император, как говорится, сразу взял быка за рога. По приезде он отправил в отставку тифлисского начальника полиции майора Ляхова, который чрезмерно «отметил» грузинским вином визит монарха и встречал Его Величество «на бровях». Далее выяснились подробности преступления князя Александра Леоновича Дадианова, командира Эриванского карабинерского полка. По его разумению, полк под его командованием был слишком мало загружен, а посему Дадианов начал его использовать как бесплатную рабочую силу в личных целях. Комиссия во главе с Павлом Ганом, назначенная Императором, выяснила, что солдаты не столько занимались военной подготовкой, сколько трудились на винокуренном заводе и рубке леса в интересах Дадианова. Вместо казармы на казённые деньги была построена мельница для командира, также солдаты использовались в качестве свинопасов. Солдатские жёны тоже пригодились: сенокос, работы по дому Дадианов великодушно поручал супругам военнослужащих. Если плохо работали — порка. О воровстве казённых денег, вероятно, и упоминать не стоит.

В общем, комиссия Гана, которой особо и копать было не нужно, представила Государю несколько объёмных томов на несколько пожизненных сроков. Безнаказанно чувствовать себя Дадианову позволяло близкое родство с командующим Кавказским корпусом бароном Григорием Розеном, который пользовался расположением Государя.

Барон во время поездки сопровождал Императора и получил несколько высочайших похвал за свою службу, благо пустить пыль в глаза он умел. И так бы и продолжалось, если бы не злополучная для Розена комиссия Гана. Барон даже пытался заступаться за Дадианова, даже имел наглость подделать несколько страниц в докладе, но был изобличён в подделке.

Сказать, что Император был разгневан, не сказать ничего. По сути, два военных управленца на Кавказе правили в округе как удельные князьки. Розен при этом был ещё доверенным лицом и приближённым к монарху. Николай решил публично наказать самоуправцев и во время развода Эриванского полка повелел сорвать аксельбант с Дадианова и взять его под арест. После его отправили в крепость, судили и лишили всех чинов, орденов и званий. Он был разжалован в обычные рядовые и сослан пожизненно в Вятку. Розен отделался лёгким испугом, был отозван с Кавказа и больше не пользовался благоволением Императора. Вот так монархи наказывали казнокрадов, несмотря на все звания и приближённость к первому лицу.

Автор: Давид Горов
Фото: flickr.com

https://rusorel.info/kak-nikolaj-pervyj-poryadok-na-kavkaze-navyol/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *