КОРОЛЬ ХРУСТАЛЯ С.И. МАЛЬЦОВ И ХРУСТАЛЬНОЕ ЧУДО ДЯТЬКОВО.

Король хрусталя С.И.Мальцов и хрустальное чудо Дятьково

Мальцовы (Мальцевы) целое поколение промышленников и меценатов, о которых в старой России принято было говорить с уважением  — Хозяева. И никакие-нибудь там владельцы задрипанных однодневных ООО или ЗАО, а хозяева настоящей империи заводов, фабрик, школ и училищ, пароходов и железных дорог.  Они созидали, строили, трудились во благо России:  их величали  так же и  «Королями Хрусталя» — среди коллекций художественного стекла, хранящихся в музеях России и мира, часто можно увидеть предметы с лаконичной надписью-клеймом «Завод Мальцовых» или «Дятьковский завод».  А начиналось все в 1723 году, когда купец Василий Юрьевич Мальцов получил вместе с еще двумя компаньонамиразрешение на строительство первой в России стекольной фабрики в Можайском уезде под Москвой. Через одиннадцать лет он уже единоличный хозяин предприятия и делает все для развития своего дела. Спустя годы его сын, Аким Юрьевич Мальцов, основал в глухих лесах Мещеры на реке Гусь хрустальный завод, Гусь-Хрустальный, принесший мировую славу российскому стеклу.  Сын Акима, секунд-майор Иван Мальцов, стал основателем другого известного завода — в 1790 году он построил на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область) хрустальную фабрику. И это только два примера заводов из обширной империи Мальцовых. Мальцовские заводы выпускали хрусталь с характерной гранью, именуемой «русский камень», и с особым рисунком из трав, цветов и вьющейся лозы. В 1857 году завод в Гусь-Хрустальном получил особую привилегию: ему было разрешено ставить на своих изделиях государственный герб Российской империи. Дятьковский же завод тоже удивил мир, не только своими прекрасными изделиями из стекла и хрусталя, но и единственным в мире хрустальным иконостасом.

Сергей Иванович Мальцов

Это был странный, одержимый человек… Он кормился с рабочими из одного котла, сам лично клал шпалы, рельсы, рубил и свозил лес для собственной узкоколейной железной дороги, тянувшейся через всю его вотчину на двести четыре версты… У Мальцова была своя телефонно-телеграфная сеть, свои шлюзы, сделавшие судоходной обмелевшую речку Болву, свои бумажные деньги, свои пароходы, школы, богадельни и церкви… Ни один из его заводов не зависел от заграницы. Тут все было свое, русское. Инженеру, приехавшему однажды из Англии посмотреть на «мальцовское чудо», дали английский напильник и мальцовскую сталь: напильник стерся, а сталь осталась целой.
Георгий Метельский

Сразу скажу — иконостас не сохранился, был уничтожен в 1929 году. Располагался он в  храме Преображения Господня в Дятьково, который  построен был на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова в 1810 году. Спустя годы в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный. Существует несколько старых фотографий храма и воспоминания современников об этом чуде земле русской и том, что же хотел создать в России сам меценат и промышленник С.И.Мальцов.

Адъютант пр. Ольденбургского, кавалергардского Ее Величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии Сергей Иванович Мальцов

Постройка хрустального иконостаса в Дятьково была неслучайной и была совсем вовсе и не прихотью зажравшегося барина. Дело в том, что Мальцовы изначально заботились о тех, кто на них работал и старались всеми силами создать для них хорошие условия труда и быта. К. Л. Ухтомский в 1857 году в своем отчете морскому ученому комитету писал, что был удивлен размерами села Дятьково, которое больше напоминало город: «В центре крестьянских домов каменная церковь прекрасной архитектуры. Все свидетельствует о порядке и довольстве«.

Сергей Иванович Мальцов

Аналогичны и воспоминания В.И. Немировича-Данченко, опубликованные в 1882 году в заметках «Америка в России»: «Здесь была если не Америка, потому что здесь не было того оживленного индивидуального развития, какое характеризует Америку, то своего рода Аркадия: население жило здесь, не заботясь о завтрашнем дне, и не опасалось никаких невзгод… Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля… Тут люди пробуравили землю и, как черви в орехе, копошатся в ней, вынося на свет Божий скрытые богатства; отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами, земледельческими орудиями…  Что такое другие наши заводские районы? Рассадники нищеты и центры пьянства и разврата прежде всего. Приезжайте сюда, вы не встретите ни одного нищего, а пьяные разве в Людинове попадутся вам, да и то редко. Это не вырождающееся поколение, каким является население окрестностей, это – люди сильные и сытые«. И как после этого не иметь и своего чуда? И чудо было построено.

Церковь Спаса Преображения в Дятьково Фото конца XIX века

«Первое что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы, тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадилы, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей искуснейшего мастерства многоценные, разноцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроеный в настоящей церкви. особенно поразителен. Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету, и зову, идут и едут в Дятьковскую церковь, и смотреть церковь, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы и написаны в академии художеств, на желтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера, рамах, украшенных резьбою рококо, представляют, как бы некий великий божественный сад»

 Стефан Красовский Преображенский храм села Дятькова, Орловской губернии, Брянского уезда. СПб, тип. Эдуарда Веймара, 1862

Старенькие слепые фотографии конечно не могут полностью дать нам полного представления о том, что же было на самом деле, но то, что было красиво это несомненно:  «На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами, иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный» (из издания «Живописная Россия»).

Новая  Церковь Спаса Преображения в  Дятьково

Храм вместе с иконостасом  исчез с лица земли  после революции, но в 1990 году Спасо-Преображенский храм был восстановлен. Только вот уже без хрустального иконостаса. Судьба старых икон и утвари неизвестна до сих пор, в наличии есть только уникальный подсвечник из трехслойного стекла 1838 года изготовления, хранящийся в музее хрусталя Дятьково.

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»  в Дятьково

Но все же в России есть единственный в мире хрустальный иконостас — он создан в новом храме в честь иконы «Неопалимая Купина», который был построен в память о погибших воинах недалеко от Дядьковского хрустального завода. Строительство было начато в декабре 1999 года и закончено в 2003 году. Хрустальный иконостас сделан на заводе в Дядьково и весит порядка 7 тонн. Авторы этого шедевра: Заслуженный художник России Евгения Вольнова и конструктор Леонид Чижов. Чтобы он играл всеми цветами радуги, мастера за каждым элементом иконостаса поместили небольшие зеркала. Роспись алтарной части Храма выполнена на личные пожертвования Управляющего Брянской Епархией Преосвященнейшего Феофилакта.

   

Хрустальный иконостас Церкови иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Дятьково

Сергей Иванович Мальцов умер  21 декабря 1893 года  в Петербурге, похоронили его по завещанию, в семейном склепе в селе Дятьково при стечении десятка тысяч народа. Очевидец-корреспондент пишет, что «десятки тысяч народа многие часы ночью ожидали останки того, кто в течение полувека был истинным для них благодетелем. Тело С. И. Мальцева было встречено на станции многочисленным духовенством всех заводских церквей, им построенных, хорами из 200 певчих… Тысячная толпа с обнаженными головами, сотни факелов, ярко освещавших последний путь незабвенного «генерала», — картина торжественная, впечатляющая — никогда не изгладится из памяти!»…

Вид символического места  перезахоронения праха семьи Мальцовых у стен  Спасо-Преображенского храма.

Склепа нет уже тоже, есть лишь символическое место перезахоронения Мальцовых у Спасо-Преображенского храма. Но вот то, что опять есть хрустальный иконостас и возрождены церкви, говорит о том, что дело Мальцова не пропало. И оно не пропало, ведь династию Мальцовых продолжили и другие славные представители рода, достаточно вспомнить лишь одного — Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, обергофмейстера императорского Двора и личного друга императора Александра III, ставшего одним из создателей Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне имени А.С.Пушкина). Но это уже другая история и о ней в следующей раз…

Для написания материала использованы следующие источники:

1. Статья Л.Богдановой «Короли хрусталя» Газета «Былое» № 8 за сентябрь 1992 года
3. Фотографии взяты с сайта Золотошвейная мастерская «Убрус»
Кроме того, желающие могут прочесть интересный материал о Сергее Ивановиче Мальцове вот здесь: Кавалергардский полк от Николая I до Николая II
И еще материалы о другой сфере деятельности С.И.Мальцова Паровозы и тут Национал-социализм С.И.Мальцова

Серия сообщений «Меценаты и благотворители«:
Часть 1 — История в художественных образах (П.М.Третьяков)
Часть 2 — Он защищал с любовью…

Часть 6 — Сын великого русского народа… А.А.Бахрушин
Часть 7 — А.А. Пороховщиков — мечтатель и меценат (прогулки по Москве)
Часть 8 — Король хрусталя С.И.Мальцов и хрустальное чудо Дятьково
Часть 9 — Русский парижанин А.Ф.Онегин
Часть 10 — Спешите делать добро!

https://www.liveinternet.ru/users/4201390/post156869029/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *