Святочная тема у писателей – земляков

Протоиерей Илья Ливанский.


Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников. В России этот праздник встречают с особым благоговением. Большинство православных России, Украины, Белоруссии и ряда других стран встречают Рождество 7 января. Различия в датах празднования общехристианских праздников не означает изменения их религиозной сущности. Это характерно для произведений святочной направленности у 

многих писателей и, в частности, наших земляков. 

На Орловщине колядовщики поют: 

Христос рождается! 

Им род спасен людской! 

И сердце загорается 

Любовью неземной. 

И, вестница рождения, 

Сияя красотой, 

Горит звезда спасения 

Над страждущей землей! 

Проникновенные строки орловского пастыря – поэта Илии Васильевича Ливанского: 

Рождество Твое, 

Христе Боже наш, 

Озарило Мир 

Светом разума… 

Наши писатели – орловцы также отразили этот праздник в своих произведениях. Так И. А. Бунин в рассказе «Святитель» (7мая 1924г.) пишет: «И святитель сказал в ответ на их земное метание – Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной». Рождество в пределах предпразднества и попразднества отмечается у нас в России двенадцать дней (7- 19 января) до праздника Крещения Господня. Это святки или святочные дни. Как легки и по – зимнему свежи строки А. А. Фета, посвященные этим дням: 

Помню я: старушка — няня 

Мне в рождественской ночи 

Про судьбу мою гадала 

Про мерцание свечи… 

«Бог – Творец мира», раскрытие понятия о небе и земле также встречаем у нашего земляка: 

Ночь крещенская морозна, 

Будто зеркало – луна. 

«Побегу: еще не поздно, 

Да боюсь идти одна». 

И. А. Новиков так отразил это событие: 

Пришел желанный праздник: 

Настало Рождество. 

У мишек тоже – елка, 

Они в семье сидят, 

Друг друга поздравляют 

И весело глядят. 

А в колыбельной песенке, которая поется в эти дни и озаглавлено «Маленькой сестричке», со слов писателя, поется: 

Фет стихотворением «Спать пора, свеча погасла», продолжает святочную тему: 

Твой хранитель, ангел Божий, 

Прилетает по ночам. 

Как и ты, дитя, пригожий, 

Только крылья по плечам. 

Наиболее полно религиозно – нравственные искания проявились в святочном творчестве Н. С. Лескова. Многие его рассказы этой тематики несут в себе «рождественскую проповедь», подводящую нравственный итог урокам правды и добра. 

Так рассказ «Зверь» впервые был напечатан в 1883 году с подзаголовком «Рождественский рассказ». В нем много автобиографического. Вот характерный пример сказанного выше: «Имея наш детский круг близ себя, священник задал им вопрос: понимаем ли мы смысл песни «Христос рождается»? Оказалось, что не только мы, но старшие плохо его разумели. Священник стал нам разъяснять слова: «славите», «рящите» и «возноситеся», и, дойдя до значения этого последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча», смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению…» 

Даже по этому отрывку видно насколько интересны и полезны святочные рассказы писателя. Настала пора издать их отдельно. В святочный сборник непременно должны войти: «Неразменный рубль», «Пугало», «Приведение в Инженерном замке», «Запечатленный ангел», «Штопальщик». Этот список можно продолжить: «Грабеж», «Дух госпожи Жанлис», «Путешествие с нигилистом», «Маленькая ошибка», «Белый орел», «Отборное зерно», «Пустоплясы», «Обман», «На краю света». 

О рассказе «Грабеж» (1887), созданном на орловском материале, сам Лесков признавался: «По жанру он бытовой, по сюжету – это веселая путаница; место действия — Орел и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – веселое чтение и верная бытовая картинка». А сын писателя Андрей Лесков назвал рассказ «Заразительно веселой, чисто орловской панорамой»… 

Завершая разговор на новогоднюю святочную тему уместно упомянуть стихотворение орловца А. Н. Апухтина «На Новый год», датированное декабрем 1881 года: 

И теперь меня мысль роковая гнетет: 

Что пошлет он мне, новый, неведомый год? 

Святочная тема отлично отражена на многих старинных открытках, которыми может быть проиллюстрирован данный материал. 

Анатолий Мищенко действительный член Императорского Православного Палестинского общества, член Орловского отделения «Объединения православных ученых», член Общества «Двуглавый Орел»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *