Музыка – мать всех искусств
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович – великий русский композитор, педагог и пианист. Автор известных симфоний, фортепианных концертов, хоровых произведений, вокальных циклов. Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец композитора – Дмитрий Болеславович Шостакович к моменту рождения сына руководил лесными и торфяными разработками на Ириновской железной дороге и по реке Неве. Его жена Софья Васильевна, сын Дмитрий и дочери Зоя и Мария летом часто отдыхали в Ириновке на даче. Как было принято в их семье, маленький Дмитрий сел за рояль в девять лет – в 1915 году мама стала давать ему уроки игры на музыкальном инструменте.
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/cv3z81fyne0k1di/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%201%20-%20%D0%94.%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg?dl=0)
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/jlyrflgrurj0yk1/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%202%20-%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B%20%D0%94.%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0.jpg?dl=0)
Родители и сёстры
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/hqtlaqd3cupbagx/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%203%20-%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.jpg?dl=0)
Д. Шостакович в детстве и юности
Тогда же Дмитрия отдали в частную гимназию, и он стал серьезно заниматься музыкой. Успехи были поразительные, и уже в 1919 году он поступил в Петроградскую консерваторию в возрасте 13 лет! Дмитрий был хрупкого телосложения, не отличался крепким здоровьем и часто болел. В начале 1923 года у него обнаружили туберкулез. Юноша перенес операцию, после которой ему был предписан восстановительный период в Крыму. Софье Васильевне пришлось продать рояль, чтобы сын Митя в сопровождении старшей сестры Марии смог на месяц выехать в санаторий.
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/rpe8a292j2u9zol/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%204%20-%20%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg?dl=0)
С Татьяной Гливенво
Там же Шостакович познакомился с Татьяной Гливенко – своей первой любовью. Тане он посвятил свое первое фортепианное трио. В 1980-е гг. музыковед Сергей Сапожников, изучая партитуру Первого трио Шостаковича, обнаружил посвящение этого сочинения Татьяне Гливенко. Ему удалось разыскать саму Татьяну Ивановну, которой в то время было уже за семьдесят, в Москве. В последовавшем многолетнем общении она сделала для Сапожникова выписки из писем обо всем, касающемся творческого роста Шостаковича как музыканта и художника. Эти выписки легли в основу книги С. Сапожникова «Мой Шостакович». Татьяна Ивановна Гливенко сохранила все 149 писем, полученных ею от композитора.
Успех пришел к Шостаковичу быстро. Уже в 1926 году, всего через несколько месяцев после премьеры Первой симфонии в Ленинграде и Москве состоялось и первое зарубежной исполнение этой симфонии в Берлине под руководством всемирно известного дирижера Бруно Вальтера. Отношение советской власти к творчеству Шостаковича всегда было противоречивым. С одной стороны, им гордились – музыка Шостаковича была очень популярна за границей. Но на Родине от композитора требовали оптимистической музыки, которая могла настроить рабочий класс на все большие трудовые подвиги.
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/vb2ujo6b56hucl8/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%205%20-%20%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC.jpg?dl=0)
Дмитрий Шостакович начал новую эру музыкального кино. Композитор считал, что музыка – это не только иллюстрации к фильму, но и его полноценный участник. Известно, что Сталину нравилась музыка Шостаковича к кинофильмам. Воодушевляющая «Песня о встречном», весьма благосклонно воспринятая вождем, имела невероятный успех. Песня Д. Д. Шостаковича на стихи Бориса Петровича Корнилова («Нас утро встречает прохладой») была написана для художественного фильма «Встречный» (1932 г.). В фильме рабочие Ленинградского металлического завода выдвигают «встречный» план – принимают на себя обязательство досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин, необходимых для строительства гидроэлектростанций по плану ГОЭЛРО.
В 1930-е годы режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг создали трилогию о Максиме, вошедшую в золотой фонд киноклассики («Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). В «Юности Максима» композитор пишет музыку к прологу, в котором изображает драматические переживаниям подпольщиков-революционеров, а во второй части («Возвращение Максима») звучит его красивый вальс. Сталин высоко оценил созданное Дмитрием Дмитриевичем музыкальное сопровождение трилогии о Максиме.
Фильмография Дмитрия Шостаковича была немалой – ему пришлось поработать в художественных и документальных фильмах, анимационных картинах, телеспектаклях. Он написал музыку к кинофильмам «Простые люди» (1945 г.), «Молодая гвардия» (1948г.), «Овод» (1955 г.), «Гамлет» (1964 г.), «Король Лир» (1971 г.). Шостакович создал такое количество партитур к фильмам, что оно составляет примерно треть от его музыкального наследия: всего их тридцать шесть, начиная от «Нового Вавилона» в 1928 году до «Короля Лира» в 1970. Пытаясь отстоять свою свободу в творчестве, композитор не один раз был буквально на краю гибели. В 1936 году выходит опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Поначалу шедшая с большим успехом, вскоре она была вычеркнута из репертуара всех концертных залов. Сталину она не понравилась, а вслед за этим последовала разгромная правительственная статья «Сумбур вместо музыки» опубликованная в «Правде» 28 января 1936 года.
Надвигался грозный 1937 год, который принес за собой аресты родственников и друзей композитора. Некоторое время Дмитрий Дмитриевич был уверен, что заберут и его. Он даже ложился спать уже одетым, а под рукой всегда держал чемодан с предметами первой необходимости. К тому времени Шостакович уже был женат на Нине Васильевне Варзар. У них были дети – Максим и Галина.
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/h5oziy4tonokftz/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%206%20-%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8.jpg?dl=0)
Шостакович с детьми
Несмотря на все свои награды и регалии, Шостакович властям не был угоден никогда. Вплоть до смерти Сталина между композитором и диктатором шел непрерывный психологический поединок. Во время разгула репрессий и торжества страха, когда вождь провозглашает: «Жить стало лучше, жить стало веселее», Шостакович, не питая ни малейших иллюзий по отношению к советской действительности, находясь под давлением травли и личных невзгод, пишет грандиозную Четвертую симфонию, пронзительно-трагическую летопись своего времени. Единственным орудием борьбы с несправедливым режимом для Шостаковича была музыка, в которую он вложил все свои чувства.
Временно Шостаковича решили не трогать. От него ждали покаяния за безыдейность и подражание западному искусству и ждали новой оптимистической симфонии. В каком-то смысле Шостаковича спасла война – она переключила внимание власти на более важные проблемы. Великая Отечественная война застала Д. Д. Шостаковича в Ленинграде. Композитор стал проситься на фронт, подал заявление в народное ополчение, работал на строительстве оборонительных рубежей. Подчас после отбоя воздушной тревоги Шостакович шел гулять и забредал далеко, глядя на опустевший Летний сад, на укрытого мешками с песком и деревянной обшивкой Медного всадника.
«Иногда основательно удалялся от дома, забывая, что нахожусь в осажденном городе… с болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Возвращался обуреваемый страстным желанием скорее внести свой ощутимый вклад в борьбу».
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/t0nl1ds0dym17e6/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%207%20-%20%D0%94.%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B5%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20Time.jpg?dl=0)
На обложке Time
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/p5cz6oypqh5yrrj/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%208%20-%20%D0%A1%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg?dl=0)
25 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич отпраздновал свое 35-летие. В этот день он особенно много и вдохновенно работал. Покинуть Ленинград Д. Д. Шостакович отказывался (не эвакуировался ни с консерваторией, где преподавал, ни с филармонией) вплоть до категорического распоряжения члена Военного совета фронта А. А. Кузнецова. 1 октября 1941 года композитор вместе с семьей был вывезен из блокадного Ленинграда в Москву и через непродолжительное время отправлен в Куйбышев. В куйбышевской эвакуации он закончил Седьмую симфонию, посвятив ее Ленинграду. Легендарное исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде имело колоссальное значение для измученных беспощадной войной людей. Это была духовная, нравственная победа над фашизмом. Ее сыграли в блокадном городе чудом уцелевшие музыканты, полумертвые от голода. Дирижировал Карл Элиасберг, исхудавший, похожий на скелет.
Этот антифашистский посыл волной прокатился по всему миру. Ленинградская симфония с триумфальным успехом исполнялась в военные годы во многих городах СССР, а также в Англии, Соединенных Штатах, вызвав международный антифашистский резонанс. За 7-ую симфонию Шостакович в 1942 году получил Сталинскую премию Первой степени. Первый исполнитель Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича на американском континенте (1942 г.) Артуро Тосканини перед выступлением сказал: «Это выдающееся сочинение есть торжество человека, торжество духа над материей, ради которого стоит жить. Жить и побеждать». Американские критики восхищенно писали: «Эта музыка выражает мощь России так, как никогда не передаст слово!».
Радиообращение к жителям Ленинграда – 1941 год:
Седьмая (Ленинградская) симфония:
После войны на одном из съездов композиторов Шостакович снова стал мишенью – его Шестая и Восьмая симфонии были раскритикованы в пух и прах. Темой обоих снова была война, трагическая и страшная. Но по советским музыкальным меркам война была величественна и триумфальна. Шостакович снова должен был выступить с публичным покаянием. Для него уже специально была написана речь соответствующего содержания. В середине этой речи он внезапно поднял голову и сказал:
«Мне всегда кажется, что, когда я пишу искренне и так, как чувствую, тогда моя музыка не может быть «против» Народа и что, в конечном счете, я и сам – представитель пусть в малой степени нашего Народа».
В феврале 1948 года появилось постановление ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», в котором крупнейшие советские композиторы (среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян) были отнесены к «формалистическому, антинародному направлению советской музыки». В такой ситуации до печального клейма «враг народа» оставалось полшага. Шостакович вынужден был уйти с работы из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался вихрь несправедливой критики, которая не пощадила и его детей. Шостакович вспоминал, как его сына Максима, десятилетнего, на школьном экзамене по музыке заставили прилюдно очернять родного отца. Что поделаешь? Нужно было срочно спасать положение. В 1949 году Шостакович пишет ораторию «Песнь о лесах» на стихотворение Евгения Долматовского (1915-1994). За ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949 г.) в 1950 году Шостакович получил Сталинскую премию 1 степени.
Оратория «Песнь о лесах»:
Довольный Сталин решил положить конец травле Шостаковича. В марте 1949 года проводилась Всеамериканская конференция в защиту мира. По личному желанию Сталина Шостакович принял участие в этой конференции. По возвращении домой, Дмитрий Шостакович, который дружил с поэтом Долматовским, написал на его стихи популярную песню «Родина слышит, Родина знает». Стихотворение было навеяно подвигами военных летчиков. Недаром мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в 60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики, с подачи Ю. Гагарина. В сохранившейся стенограмме его старта записано, как он напевал «Родина слышит», а сам он сказал после приземления:
«… Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает».
Одним из лучших считается исполнение песни, где солирует Женя Таланов.
Песня «Родина слышит»:
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/l0ny1j9w4tn709n/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2010%20-%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.jpg?dl=0)
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/li2x7h06kce71c1/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%209%20-%20%D0%94.%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85.jpg?dl=0)
Последним сочинением Дмитрия Шостаковича стала «Соната для альта и фортепиано», или «Альтовая соната». В конце жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. У него также было сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног. Дмитрий Шостакович ушел из жизни 9 августа 1975 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Сохранилась речь композитора Георгия Свиридова, подготовленная им для гражданской панихиды:
«Музыка его остается здесь, на земле. Его музыка звучит повсюду. Можно сказать, что воздух над землей постоянно заполнен звуками его музыки. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах – этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд как кремень. Его целеустремленность была ни с чем не сравнима».
Резник Марина Васильевна