230 лет со дня рождения писателя Сергея Аксакова

230 лет со дня рождения писателя Сергея Аксакова

Сегодня исполняется 230 лет со дня рождения Сергея Аксакова — русского писателя, который, конечно, с детства известен каждому как автор сказки «Аленький цветочек». Но в жизни Сергея Тимофеевича было много других интересных событий и трудов: он писал мемуарно-биографические книги, «Записки» об охоте и рыбалке, занимался театральной и литературной критикой, дружил с Гоголем и другими выдающимися людьми, устраивал в своем доме встречи литераторов и даже некоторое время работал цензором.


Сергей Аксаков родился в Уфе и детство провел в семейном имении Ново-Аксаково, ставшем любимым его местом. Там он научился рыбачить, полюбил природу и на всю жизнь увлекся охотой. Учился Аксаков в Казанской гимназии, а с 1804 г. – в Казанском университете, где много играл в студенческих спектаклях и выпускал рукописные журналы. В 1808 г., окончив университет, переехал в Петербург и поступил на службу переводчиком с французского языка в Комиссию составления законов. Уже тогда Аксаков интересовался литературой, и важным для его становления стало знакомство с поэтом Гаврилой Державиным и писателем Александром Шишковым. Он часто бывал у обоих, проводя время за беседами, спорами, декламацией стихов. Познакомился Аксаков и с выдающимся актером Яковом Шушериным, у которого два с половиной года учился актерскому мастерству. Интересно, что, играя в домашних спектаклях, молодой Аксаков не любил исполнять соответствующие возрасту роли юношей и любовников, а тяготел к ролям благородных отцов и стариков.

В 1812 году Аксаков, оставив службу, на много лет уехал в родное Ново-Аксаково, а затем, после семейного раздела, жил со своей новой семьей в селе Надеждино. В 1816 г. он женился на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной. Вскоре у них родился сын Константин, в 1819 г. – дочь Вера, а в 1823 г. – сын Иван. Всего в семействе Аксаковых родились 4 сына и 7 дочерей. Занятый семейной жизнью и хозяйством, любимыми охотой и рыбалкой, Аксаков не забывал о переписке с московскими друзьями, читал журналы и книги. В 1819 г. в петербургском театре поставили переведенную им комедию Мольера «Школа мужей». В 1820 г. Аксаков с семейством провел год в Москве, продолжил знакомства в литературной среде и завел новые – с драматургами Михаилом Загоскиным, Александром Писаревым, Федором Кокошкиным.

Эти знакомства возобновились с новой силой в 1826 году, когда Аксаков оставил сельскую жизнь и переселился в Москву. Кокошкин, тогда уже руководивший Императорским Московским театром, познакомил его с композитором Алексеем Верстовским, с выдающимися актерами Михаилом Щепкиным и Павлом Мочаловым (последнего Сергей Тимофеевич помнил еще ребенком). Позднее Аксаков, страстный любитель театра, сблизился с князем и драматургом А. А. Шаховским, познакомился и с другими выдающимися московскими театральными деятелями и литераторами. В 1827 г. он писал театральные рецензии в «Московском вестнике» М. П. Погодина, известном за сотрудничество с Пушкиным.

Продолжая литературно-театральные занятия, Аксаков устроился на службу цензором Московского цензурного комитета, затем председательствовал в нем. С перерывами он проработал там более трех лет, но в феврале 1832 года его уволили: высшему руководству не понравилась баллада «Двенадцать спящих булочников» и некоторые другие произведения, которые Аксаков-цензор пропустил. Куда более успешной и приятной оказалась новая служба – инспектором Константиновского земельного училища, а вскоре и директором Межевого института, в который его преобразовали. Здесь Аксаков проявил выдающиеся педагогические, организаторские и хозяйственные способности, разработал новый устав института. Благодаря Межевому институту он сблизился с Белинским, которого устроил сюда преподавать русский язык. Директорствовал Аксаков до декабря 1838 г., а затем ушел со службы, чтобы зажить «свободно и спокойно».

Знакомство Аксакова с Николаем Васильевичем Гоголем сын Иван Аксаков назвал рубежом, оставившим прежние литературные знакомства Сергея Тимофеевича «по сю сторону Гоголя». Состоялось оно в 1832 году в московском доме, где жила тогда семья Аксаковых. Через несколько дней Сергей Тимофеевич вновь увиделся с Гоголем, и разговор, который случился тогда, перевернул взгляд Аксакова на искусство. Он рассуждал, что писать в России не о чем, ведь жизнь в высшем свете однообразна и пуста. Гоголь же ответил, что «комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху и будем дивиться, что прежде не замечали его». То есть, даже в самых обыденных вещах кроется питательный материал для искусства. Гоголь часто навещал Аксаковых и близко дружил с Сергеем Тимофеевичем, хоть отношения складывались не всегда гладко из-за сложного характера Гоголя. Но о значении Сергея Тимофеевича для него можно судить, например, по тому, что он стал частью узкого круга единственных слушателей первых пяти глав поэмы «Мертвые души».

Собственный литературный путь Аксаков начал сравнительно поздно. Первое произведение, очерк «Буран», было опубликовано в 1834 году. Следующие произведения об охоте и рыбалке «Записки об уженье рыбы» 1847 г. и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» 1852 г. имели большой успех. К этому времени Аксаков жил в купленном подмосковном имении Абрамцево и уже страдал от первых симптомов страшного писательского недуга – потери зрения и от общего ухудшения здоровья. Несмотря на это, Аксаков продолжал писать, надиктовывать новые произведения и поддерживать старые знакомства. И даже заводил новые: в 1850 г. он познакомился с И. С. Тургеневым. В 1852 г. умер Гоголь, и через два года Сергей Тимофеевич взялся за воспоминания о близком друге. Еще в 1847 г. Николай Васильевич просил его написать мемуары, и в эти годы Аксаков работал над «Семейной хроникой» и «Воспоминаниями». Их опубликовали в 1856 году.

Плодотворным был 1858 год – предпоследний год жизни Аксакова. Было опубликовано продолжение воспоминаний «Детские годы Багрова-внука», написаны стихотворение «При вести о грядущем освобождении крестьян» и прославившая Аксакова сказка «Аленький цветочек», которую он написал для внучки Ольги. Уже на смертном одре были надиктованы произведения «Встреча с мартинистами», «Наташа», «Собирание бабочек» и «Очерк зимнего дня». 12 мая 1859 года Сергей Тимофеевич Аксаков умер в Москве.

Произведения Сергея Тимофеевича по большей части реалистичны или художественно-реалистичны. Может быть, поэтому они и не столь известны: описаниями зверей и птиц, советами по охоте и рыбалке и частными воспоминаниями трудно привлечь внимание широкой аудитории. Но Аксаков прожил насыщенную жизнь, полную интересных знакомств и хорошо задокументированную им самим. Его произведения знакомят с эпохой XIX века и ее выдающимися деятелями.

Вашему вниманию фрагмент спектакля «Аленький цветочек» по самому известному произведению Сергея Тимофеевича Аксакова. Запись 1970г. доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/01-10-2021

230 лет со дня рождения писателя Сергея Аксакова

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.

https://zen.yandex.ru/media/rgafd/230-let-so-dnia-rojdeniia-pisatelia-sergeia-aksakova-61499940ce213543d4a4da1c

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *