Провозвестники русского возрождения

Автор: В. Даренский

К 55-летию разгрома ВСХСОН и 85-летию И.В. Огурцова

И даже если мы погибнем, это нисколько не остановит других, но будет лишь вдохновлять.

И.В. Огурцов

В 2022 году исполняется 55 лет разгрома Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН) и 85 лет его главе И.В. Огурцову. Судьба ВСХСОН до сих пор остается малоизвестной страницей истории русского антикоммунистического движения. Ещё в 1960-е годы члены ВСХСОН предвидели скорый крах Советского Союза, однако, как истинные патриоты России, они не видели в этом своей победы.

Целью ВСХСОН было не ускорить крах, который и без них был неизбежен, но не допустить последующего захвата власти в России наследниками большевиков. Члены ВСХСОН думали о спасении России, единственный способ которого видели в том, чтобы создать к «часу икс» такую силу, которая в условиях финальной деградации и крушения коммунистического строя, сможет взять власть и начать в стране русское возрождение. Поскольку в 1991 году силы, подобной ВСХСОН, в России не оказалось, то её дальнейшая судьба складывается именно по тому сценарию, которого они хотели избежать. И сегодня русские вновь находятся в том же отчаянном положении, как и полвека назад, и стоят перед необходимостью решения тех же задач. В этих условиях программа ВСХСОН полностью актуальна и нисколько не устарела и в наши дни. Но дело не только в программе. Еще более важен жизненный и нравственный подвиг людей, создавших ВСХСОН. Родившиеся в СССР, они собственными силами избавились от порабощения советской идеологией и сами открыли истину Православия и подлинной России – Святой Руси. Их подвиг стал великим символом возрождения России, и останется таковым навсегда.

Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа был основан 2 февраля 1964 г., когда 4 русских патриота-«почвенника» Игорь Огурцов, Михаил Садо, Евгений Вагин и Борис Аверичкин основали Союз, нацеленный на будущее возрождение русского народа и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций – после неизбежного саморазрушения коммунистической диктатуры. Основатели и первые его члены – выпускники ЛГУ. К моменту ареста 15 февраля 1967 г. большинства состава ВСХСОН организация насчитывала 28 членов и более 30 кандидатов в разных городах СССР. Главой Союза И.В. Огурцовым было сформулировано емкое и точное определение тоталитаризма как системы директивного насилия над всеми сферами жизни общества и личности со стороны замкнутого класса-касты, организованного как партия-секта. В духовном плане этот класс-каста представляет собой псевдорелигиозную (идеологическую) секту, имеющую непререкаемую «догматику» и культ с ритуалом – сочинения «классиков», директивы партии, почитание вождей, героев и т.д. В экономическом отношении это собственник всех средств производства и рабочей силы. В политическом отношении это всевластная партийная бюрократия мафиозно-террористичекого типа.

Предполагалось, что Союз, постепенно возрастая в численности, сумеет подготовить кадры для периода перемен и не только возглавит антикоммунистическое движение в России, но и предложит народу социал-христианский образ бытия. Никаких внешних акций не планировалось вплоть до начала саморазрушения СССР. Главное внимание было сосредоточено на росте организации и духовном воспитании её членов. Вовлечение новых членов осуществлялось в несколько этапов. В ходе этого процесса человек, приходящий из атеистического общества, должен был реализоваться как духовная личность. В каждом подразделении организации были созданы библиотеки религиозной, философской, политической литературы, размноженной фотокопировальным и машинописным способом.

Членами организации стали многие студенты вузов Ленинграда, которые, получив распределение на работу в различные города СССР, создавали на местах группы ВСХСОН. Согласно материалам следствия, подразделения и группы Союза существовали кроме Ленинграда в Москве, Краснодаре, Волгограде, Томске, Иркутске, Шауляе, Петрозаводске, на острове Валаам. Как вспоминал И.В. Огурцов, «Половина – преподаватели гуманитарных институтов. Центром у нас, да, был университет. Шесть факультетов. Хотя и другие вузы были… Потом они разъезжались по разным городам, куда получали назначения. Организация разрослась от Шауляя до Иркутска и от Валаама до Краснодара. Вот такой крест. Практически охват всей страны по границам. И все были очень молоды. Когда нас арестовали, никому не было тридцати лет. Все были люди состоявшиеся, определившие свой жизненный путь. В 25 лет старшие научные сотрудники, преподаватели… Потом техническая интеллигенция. По документам все – старшие инженеры, сотрудники министерств. И очень небольшой на тот момент процент студентов и рабочих. Крестьян не было, потому что тогда не было уже и крестьянства… Наша деятельность была нацелена на города, в основном на города крупные. На вузы, на крупные предприятия, в чем мы и преуспели. Если полистать мое дело от ареста до суда – полтора года допросов, то оно о многом говорит».

Причиной раскрытия организации, как всегда в подобных случаях, стало банальное предательство. В феврале 1967 г. в ряде городов СССР прошли аресты членов ВСХСОН. В поле зрения КГБ попало около ста лиц, причастных к организации. Обнаружение столь многочисленной антисоветской группы вызвало в политбюро ЦК КПСС тревогу, граничащую с паникой. Доклад по делу ВСХСОН на заседании политбюро ЦК КПСС представил председатель КГБ СССР Андропов, в нем, в частности, он охарактеризовал идеологию организации как «русизм». Через следствие прошло около ста человек. Но не все получили срок. Некоторые шли как свидетели. Но административные наказания – ссылка, увольнение с работы, коснулись очень многих, почти всех. Срок получил 21 человек. Те, в отношении кого, с точки зрения следствия, было доказано, что эти люди не только были членами организации, но и принимали какое-то активное участие в ее работе. Были приняты чрезвычайные меры для того, чтобы факт существования Союза не получил огласки в стране и за рубежом. По словам И.В. Огурцова, «было принято решение – убить нас молчанием. Тем более, и я об этом уже говорил, поначалу отмалчивался и Запад. Если в отношении какого-нибудь Быковского они могли выливать ушаты грязи, то о нас почти не упоминали. А в Советском Союзе в отношении нас было табу. Ведь такое дело – заговор с целью захвата власти! И ни звука!.. Нам говорили: “Вы что? Чем-то обижены? В детстве в рваных ботинках ходили? Или у вас отцов расстреляли?” Кстати, кое у кого расстреляли! Например, Бородин только на следствии узнал, что его отец был расстрелян». Как видим, для советского мышления действия людей определялись только материальными причинами – борьба против режима по нравственным и религиозным соображениям для такого «животного» мышления не понятна. Однако, говорит И.В. Огурцов, «коммунистам было страшно делать из нас великомучеников. А так они решили, – дадим двадцать лет, поставим их на колени!».

Следствие по делу ВСХСОН продолжалось 14 месяцев, в нем участвовали эксперты по социологии, юриспруденции, экономике и религиоведению: академики Чагин и Харчев, как эксперты по религиозной литературе привлечены академик Кон и профессора Тюльпанов и Шахнович. Они квалифицировали взгляды участников ВСХСОН как «буржуазно-монархический христианский фундаментализм». Суд над руководителями Союза И.В. Огурцовым, М.Ю. Садо, Е.А. Вагиным и Б.А. Аверикиным был закрытым. Доступ на него получали по особым билетам представители КПСС и КГБ. Подсудимым инкриминировалась ст. 64 УК РСФСР «Измена Родине», «Заговор с целью захвата власти». 5 апреля 1968 г. в Ленинграде завершился судебный процесс: 29 членов организации предстали перед судом, 21 был приговорен к лишению свободы на сроки от 10 месяцев до 15 лет. Глава организации Огурцов был приговорён к 15 годам заключения и к 5 годам ссылки, Садо, Вагин, Аверичкин к 13, 8 и 8 годам соответственно. Позже состоялся суд над 17 рядовыми членами ВСХСОН, которые были осуждены по ст. 70 УК РСФСР – «Антисоветская агитации и пропаганда» на сроки до 7 лет лишения свободы. Во время следствия и суда многие члены ВСХСОН вели себя достойно и мужественно. Огурцов, Садо, Иванов, Бородин, Платонов, Ивойлов, Веретёнов с презрением отвергли обвинение и остались на своей идейной позиции. Тяжёлые условия заключения во Владимирской и Чистопольской тюрьмах, в Пермских и Мордовских лагерях не сломили их верности своим убеждениям.

Восстание социал-христиан предполагалось лишь в отдаленной перспективе, на случай Смуты и угрозы гибели самого государства. Тем не менее, 4 руководителя ВСХСОН (двое из них почили) до сих пор НЕ реабилитированы. Сначала было решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 1992 г. о том, что руководители ВСХСОН «осуждены обоснованно и не подлежат реабилитации». Только в начале 1994 г. рядовых членов ВСХСОН «реабилитировали». Но четверых лидеров эта реабилитация не коснулась. 20 ноября 1996 г. Президиум Верховного Суда РФ во второй раз постановил приговор 1967 г. по делу Огурцова, Садо, Вагина и Аверичкина «оставить без изменений». Суд снял с них обвинения в чтении и распространении книг русских мыслителей, но заговор против незаконного безбожного режима счел «преступлением». Таким образом, этим не правовым, а политическим решением суда, власти косвенно признавали себя наследниками большевистского режима и всех его преступлений.

В.Н. Осипов вспоминал, как в 1962 г., когда он прибыл в один из политлагерей Мордовии (п. Озерный), а политзаключенные прибывали тогда еженедельно, и там сидели ревизионисты, «улучшавшие» марксистско-ленинизм, и приверженцы западной демократии. Только три политзека (В.Л. Солонев, В.С. Поленов и Ю.А. Пирогов) изначально выступали с русских национальных позиций. И только с появлением членов ВСХСОН в зоне появляется национально и православно ориентированные люди.

Глава ВСХСОН Огурцов Игорь Вячеславович родился 22 августа 1937 года в Волгограде, в 1966 г. окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета. Кроме восточных языков, увлекался йогой и фехтованием. После университета работал старшим техником в ЦНИИ информации и технико-экономических исследований, переводчиком в Ленинградском кораблестроительном институте. По свидетельству И.В. Огурцова, в его семье 22 человека погибли за Россию в период с Первой Мировой войны. Его род идет от Запорожской Сечи: единственным из старшин Украины, кто не изменил Петру в Полтавской битве, был Андрей Кандыба – дальний предок И.В. Огурцова. И в 1710 году он был назначен вторым лицом после гетмана – Генеральным судьей Малороссии. Дед И.В. Огурцова строил «Аврору», а один из родственников, Михаил Петербургский – священномученик, известный богослов, был расстрелян в 1932 году и канонизирован. Есть и его икона. Отец И.В. Огурцова во время войны стал командиром дивизии, но остался в звании полковника. Среди основателей ВСХСОН были и другие сыновья военных – выходцев из народа, отличившихся на войне.

По признанию И.В. Огурцова, к созданию ВСХСОН его привело что-то «очень личное, очень сложное». Этими кроткими словами он очень скромно обозначил большой труд ума и души, который нужно было пройти для обретения того русского мировоззрения, которое полностью противоречило общеобязательным догмам советского человека и возвращало человека к истинной истории и к Богу. В интервью, озаглавленном «В ХХ веке мы пережили геноцид», он напомнил: «Огромный процент населения – крестьянство, и рабочий класс, и интеллигенция – был просто физически уничтожен советами. За весь период правления Сталина физически было уничтожено почти столько же людей, сколько во время Второй мировой войны, – десятки миллионов. Ещё больше было затравлено. Так что наша судьба в XX веке не просто трагична, мы претерпели геноцид после революции – если события октября 1917 года можно так называть… Страна была подвержена геноциду – и физическому, и духовному, морально-нравственному». И это – не результат какой-то исторической случайности или чьей-то ошибки. Нет, геноцид России заранее планировался и это хорошо известно: «Энгельс говорил, что Россия стоит на пути захвата пролетариатом мировой власти. Поэтому ей надо навязать… цитирую: “истребительную войну и безудержный террор”». У человека, который уже знает эту реальную историю ХХ века, остается два пути: либо струсить и закрыть глаза – либо пойти на подвиг спасения России от окончательного уничтожения. Третьего не дано, и И.В. Огурцов свой выбор сделал.

В 1963 году он написал «10 тезисов социал-христианства», а в 1964 г. – программу «военно-политической организации «Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН)», затем – «Народную хартию» из 36 пунктов. 15 февраля 1967 года И.В. Огурцов был арестован и 3 декабря 1967 приговорен Ленинградским городским судом по ст. 64 и 72 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы (7 лет тюрьмы и 8 лет лагерей) плюс 5 лет ссылки. По его воспоминаниям, «гэбистская публика нас стращала. Говорили: “Вы знаете, вас всех надо в психиатрические лечебницы! Что это у вас за христианство такое?!”». Духовное одичание этих советских людей дошло уже до того, что христианскую веру они считали сумасшествием. Тюремный срок И. В. Огурцов отбывал во Владимире, затем лагерный – в Пермской обл. В заключении получил инвалидность 2-й группы.

И. В. Огурцов так описывает свое состояние в письме к матери от 22 марта 1977 г. «Моя уверенность в себе и ровное расположение духа зависит от того, что я с самого начала, зная в чьи руки я попал, был готов на все, на любой исход и полностью отрекся от всякой жажды жизни. Эта определенная степень отрешенности дает мне возможность хладнокровно, со значительной объективностью оценить многие события… В нашем случае суд задался целью продемонстрировать, что ни здравый смысл, ни законы не послужат препятствием для самой жестокой кары. Желая парализовать ужасом всякую оппозицию, они пустили в ход самое страшное оружие, и убедили людей в том, что оно может быть встречено без страха. И даже если мы погибнем, это нисколько не остановит других, но будет лишь вдохновлять… Итак, желая нас ликвидировать – укрепили, желая сделать ничтожными – возвысили».

Программа ВСХСОН («Народно-революционная хартия»), принятая 2 февраля 1964 года, – это исторический документ и по сей день не утративший своей актуальности. Более того, можно сказать, что за прошедшие без малого 60 лет она только доказала свою актуальность.  Поэтому справедливо утверждение В.И. Огурцова: «Такой программы не имеет ни одна партия на сегодня… Эта программа – безо всякой дерзости, безо всякой скромности, то, что написано там, это – единственный выход для России».

Стоит кратко рассмотреть основные её тезисы, важные и для нашего времени. Во «Введении» авторы пишут: «Миру необходимо духовное возрождение… Социальная катастрофа, в которую была ввергнута Россия в результате коммунистической революции, явилась тяжелым историческим уроком для всего мира. На протяжении своего полувекового существования коммунистическая система являла полную противоположность тем идеалам, к которым стремится человечество. Коммунистический опыт построения нового мира и попытка воспитать нового человека привели лишь к созданию бесчеловечного мира. Будучи болезненным детищем материалистического капитализма, коммунизм развил и завершил все вредные тенденции, которые имелись в буржуазной экономике, политике, идеологии. В этом – источник поразительного сходства коммунизма с фашизмом. Составные части марксистско-ленинского учения заимствованы из западных буржуазных теорий. Новым в марксистско-ленинской “науке” являются программа обобществления, то есть захвата принадлежащих народу средств производства классом партийной бюрократии и руководство к установлению диктатуры этого класса над народом».

Таков подлинный смысл так называемой «советской цивилизации», которую в наше время пытаются реабилитировать, представляя её «частью русской истории». СССР, конечно, можно считать «частью русской истории» – в то же смысле, в каком частью русской истории было татаро-монгольское иго. Эпоха физического и духовного геноцида народа вообще не может быть частью истории – это антиистория. Манкурты, воспитанные на советском беспамятстве, сейчас устраивают пляски на костях своих предков, похваляясь «великими достижениями советской эпохи». Этим «шариковым», лишенным памяти и совести, даже в голову не приходит, что при любом другом строе эти достижения были бы намного большими уже хотя бы потому, что не была бы уничтожена лучшая часть народа, а рабский труд на государство всегда намного менее производителен, чем труд свободный. Если бы не катастрофа 1917 года, сейчас население России было бы, как минимум, в два раза больше. И это было бы именно русское население, а не бессмысленная масса людей, лишенных национального сознания и понятия о высшей цели жизни – после того, как их лишили и Бога, и национальности.

Духовная катастрофа советского периода намного страшнее любых материальных потерь, поскольку её результаты в полной мере начали ощущаться только сейчас. Большевики паразитировали на лучших качествах русского народа, доставшихся им от традиционной Императорской России, но сами эти качества старательно уничтожали. Когда паразитировать стало уже не на чем, и народ выродился в массу «субпассионариев», советский строй рухнул, как карточный домик. В советский период были уничтожены духовные основания семьи, трудовой и социальной этики – и теперь происходит вымирание народа, начавшееся еще в 1960-х годах (население позднего СССР росло уже только за счет азиатских республик). В Программе ВСХСОН говорится именно об этих главных – духовных – основаниях русской катастрофы: «Поверхностный буржуазный материализм превратился в фанатический атеизм, который стал почвой страшного антигуманизма, отрицанием человеческой личности. Отступив от Бога, коммунизм тем самым обезличил человека, превратил его в объект, в средство. Не только хозяйство было отчуждено от человека, но отчуждены его воля, его ум, его сердце… закономерно возник и развился до патологических форм культ лжеспасителей человечества». Коммунизм лишь на первый поверхностный взгляд кажется противоположностью капитализма, а на самом деле является порождением его худших тенденций – материализма и лишения собственности основной массы населения.

«Коммунизм довел до предела начатую капитализмом пролетаризацию масс. Принудительный труд сменил относительную свободу труда, которая характерна для капиталистических отношений… Индустриальное строительство в коммунистических странах велось более бесчеловечными методами, чем где бы то ни было и когда бы то ни было… По своей природе коммунизм не смог выйти из противоречий капитализма, он обострил их до последней степени и стал худшим, нетерпимым злом», – совершенно точно формулирует Программа ВСХСОН смысл исторической катастрофы.

ВСХСОН представлял собой уникальное явление в политически жизни подсоветской России 1960-1980 гг. Во-первых, это было движение христианское, основанное на идее духовного сопротивления безбожной власти и возрождения православной России. Во-вторых, это было движение, организованное с целью спасительного захвата власти и создания новой освобожденной России. При этом взятие власти предполагалось не в виде кровавого восстания, а наоборот, в виде противостояния хаосу, который возникнет при неизбежном саморазрушении ССССР. В-третьих, это было интеллектуальное движение, основатели которого сделали научный прогноз о неизбежности скорого краха коммунистического режима вследствие его внутреннего вырождения. Мировоззренческие позиции и главные принципы ВСХСОН были сформулированы его основателями во многом благодаря знакомству с трудами мыслителей русского Зарубежья. Ими в полной мере осознавался бесчеловечный и антинародный характер коммунистической доктрины, разрушившей устои русской православной цивилизации и подрывающей основы существования человеческой личности и целых народов.

Оценка членами ВСХСОН коммунизма как обезбоженной религии, создающей свою тоталитарную анти-церковь, делает их позицию по отношению к коммунистической власти в первую очередь не политической, а религиозной. Это роднит социал-христианство ВСХСОН с Белой идеей. «По глубокому смыслу Белая идея, – писал И.А. Ильин, – выношенная и созревшая в духе русского Православия, есть идея религиозная. Эта идея борьбы за дело Божие на земле, идея борьбы с сатанинским началом в его личной и в его общественной форме. Борьба, в которой человек, мужаясь, ищет опоры в своём религиозном опыте». Такой же по своему духовному смыслу была и борьба ВСХСОН. Программа ВСХСОН характеризует капитализм и «его болезненное порождение – коммунизм» как явления, в основе которых лежит общая антихристианская концепция человека. Их следствия – растворение личности в стихийных силах, рабство у материи, и вырождение личности как результат потери истинных целей и смысла жизни.

Именно в этом пункте – принципиальное расхождение ВСХСОН с «диссидентами». Именно этим объясняется факт старательного замалчивания истории ВСХСОН как в советское, так и в наше время. Создается иллюзия, будто бы существует единственная альтернатива советского строя — западническое диссидентство. «Иного не дано» – как именовался один сборник на эту тему «перестроечных» времен. Информация о том, что кроме русофобской «диссидентской» альтернативы советскому режиму, существует еще и русская альтернатива им обоим – эта информация крайне невыгодна как советскому режиму, так и нынешней власти РФ, которая является его наследником как по своей идеологии, так и по персональному составу.

Здесь следует иметь в виду классификацию диссидентского движения, которая до сих пор обычно остается не разъясненной. Первый тип – это «классические» диссиденты откровенно русофобского направления, которых, к сожалению, большинство. Характерно, что в настоящее время этот тип тоже является главным, не смотря на то, что СССР нет уже 30 лет. Этот факт как раз очень хорошо показывает, что их ненависть относится вообще не столько к режиму как таковому, но именно к России – постольку, поскольку она не удовлетворяет их требованиям стать марионеткой Запада. Естественно, что это ими скрывается, а на поверхность выносится мифология о «несвободе».

Поэтому можно сказать, что ВСХСОН пришлось противостоять этому типу «диссидентов» – русофобов даже еще принципиальнее, чем самому советскому режиму, поскольку они были врагами советского режима вовсе не по причине любви к России, а наоборот, по причине еще большей ненависти к ней, чем у самого режима (естественно, это тщательно ими скрывалось или вообще даже не осознавалось). Все преступления советского антирусского режима они приписывали самой же России как нечто «исконно русское». Это не столько обычное русофобское невежество (его-то легко было бы преодолеть при желании), но именно их духовная болезнь: ведь большинство из таких «диссидентов» были и прямыми потомками, и духовными детьми самых «пламенных большевиков». Их ненависть к России – это иррациональное чувство ненависти ко Христу и Его Церкви, судьба Которой была реально воплощена в русской истории.

В этом отношении члены ВСХСОН были своего рода «диссидентами среди диссидентов» – так же, как и А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич и В.Н. Осипов. Точнее, «диссидентами» все они не были, а более точно и правильно всех их следует назвать русскими совестниками. Такой неологизм нам представляется удачным, поскольку происходит и от слова «совесть», и от слова «весть». В первом смысле он означает, что их противостояние советскому режиму как антирусскому и антихристианскому было основано на христианской совести и, по сути, было мученичеством и подвижничеством, которое Господь вознаградит в вечной жизни. Второй же смысл означает, что они были вестниками и героями будущего русского освобождения, то есть несли особое пророческое призвание.

Не смотря на то, что в практическом отношении ВСХСОН сделал совсем немного, он войдет в русскую историю как уникальное явление – предвестник будущих судеб России. ВСХСОН уникален не только тем, что это была фактически единственная подпольная организация за последние полвека (!) существования СССР, которая реально готовила свержение коммунистической диктатуры вооруженным путем. В первую очередь он уникален тем, что это была организация, созданная «молодогвардейцами» – молодежью, рожденной и воспитанной в СССР, но открывшей для себя подлинную Россию – Святую Русь. Без всякой внешней помощи, без наставников и вопреки всему своему окружению. Это не что иное, как подлинное чудо Божие, явленное в реальной истории. Эти люди занимают такое же место в духовной истории России, как и первые создатели Государства Российского. Воссоздание подлинной России – дело будущего, но именно они своим жертвенным подвигом показали, что это еще возможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *