Монах Нил (Павлов)

(190 лет со дня рождения)

В миру Николай Павлов, родом из г. Мценска Орловской губернии,
купеческий сын. При внешности весьма скромной (он был небольшого роста и горбат) отличался живым умом и практичностью. Поступил в Оптину пустынь в июне 1853 года, лет 20 от роду, и был у настоятеля отца архимандрита Моисея младшим келейником.
Вспоминал он после о взаимных отношениях преподобных старцев – родных братьев отца архимандрита Моисея и жившего в Оптиной пустыни на покое отца игумена Антония.

Зная, что, по словам святого Иоанна Лествичника, «кажущиеся мужественными и терпеливыми подвижники, бывши оставлены на время и, как утвердившиеся в добродетели, не получая уже от настоятеля ни обличений, ни поношений, лишаются снисканной кротости и терпения», – отец архимандрит не переставал упражнять своего брата, болезненного старца, в добродетелях послушания, терпения и смирения. Раз как-то отец Моисей налил в малый горшочек супу и подмешал туда разных разностей, так что из супа буквально вышли помои, и велел келейнику отцу Николаю
отнести их отцу Антонию.

Тот отнёс. Отведав принесённого снадобья, отец
игумен как бы несколько с неудовольствием спросил: «Николай! Какую-то бурду ты принёс мне?» Тот обыкновенно ответил: «Это отец архимандрит велел отнести к вам». Отец Антоний только протянул: «А!..» – и затем всё покушал за святое послушание.
К келейникам же своим и вообще к братиям, ещё не утвердившимся в монашеской жизни, отец архимандрит был весьма снисходителен.
«Однажды, – рассказывал Николай, – залез я в погребок, где хранились для угощения почётных посетителей варенье и другие сласти, и вздумал испробовать вареньица: то из той банки съем ложку, то из другой. Вдруг настоятель заглядывает в погребок и, увидев меня, спрашивает: “А что ты тут, брат, делаешь?”

Смешавшись и не зная, что ответить, я только мог промолвить: “Да вот, батюшка, кушаю”. – “Да уж, нужно кушать”, – сказал
только настоятель, повернулся и ушёл. Таким образом и напугал, намекнув
чрез это о должном воздержании, и помиловал». Так поступал этот мудрый
старец почти всегда и со всеми братиями.
5 августа 1856 года послушник Николай перешёл в скит. Причина этому
неизвестна. Но можно полагать, что преподобному Макарию нужен был
келейник, так как Николай занял эту должность у старца. 16 марта 1857 года
он определён был в число братства указом консистории, а 19 февраля 1858
года пострижен в рясофор.
Зимой 1862 года, уже по кончине старца Макария, отец Николай стал болеть
ногами, которые наконец и совсем у него отнялись. Видные доктора
признали болезнь его неизлечимой. Как последнее средство они ему
предлагали прижигание спинного хребта смолой, впрочем, не высказывали
надежды на успех и после этой мучительной операции, поэтому предложение
это больным не было принято. 31 июля 1863 года перевезли болящего инока
в Задонский монастырь Воронежской губернии, и там по молитвам великого
угодника Божия и чудотворца святителя Христова Тихона отец Николай при
употреблении самых простых медицинских пособий так поправился, что 4
июня 1864 года прибыл в Оптинский скит исцелённым. Хотя в ногах ощущал
он слабость, но всё-таки ходил свободно даже и без палки, а со временем
ноги у него и ещё более укрепились.
Когда исцелённый прибыл из Задонска в Оптину, бывший в то время ещё в
живых духовный старец игумен Антоний при личном с ним свидании
проговорил ему замечательные слова, изречённые Господом исцелённому Им
расслабленному: «Ну, Николай, се здрав еси, к тому не согрешай, да не
горше ти что будет!» (см.: Ин. 5, 14). Но в чём заключались согрешения
Николая, известно только Господу. По внешности он был человек
исправный: жизнь проводил воздержанную, к церковным службам и вообще
к молитвенным правилам был усерден, келейное послушание исполнял
тщательно; словом, мог служить примером для прочих братий.
По возвращении в скит он опять занял должность келейника у нового
скитоначальника и старца иеромонаха Илариона. 28 августа 1866 года отец
Николай пострижен был настоятелем обители отцом игуменом Исаакием в
мантию, причём дано было ему новое имя – Нил. Проходя по-прежнему
келейное послушание, он в первых числах октября 1868 года заболел опять
прежней болезнью, опять отнялись у него ноги, и эта болезнь его была уже
предсмертной. Три с половиной месяца он тяжело хворал. Всё это время он
неоднократно приобщался Святых Христовых Таин; также и особорован был
святым елеем. Но по неведомым судьбам Божиим кончина его, как
передавали очевидцы, была трудная. Она последовала 15 (28) января 1869
года. Всего жития его было 35 лет.
После его кончины старец его, скитоначальник отец Иларион, сказал: «О нём
нужно молиться». И молились скитские братия по чувству любви братней
кто как мог и сколько мог. Через несколько времени скитский пономарь,
рясофорный монах Сергий (впоследствии иеросхимонах Савватий,
скончавшийся в 1895 году) увидел во сне отца Нила в смиренном положении.
Зная, что он скончался, отец Сергий спросил: «Каково тебе, отец Нил?» – Он
ответил: «Прежде было плохо, а теперь полегче». «Оптинский Патерик» сей
рассказ о монахе Ниле завершает молитвой: «Помилуй нас, Господи,
помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце,
грешнии, приносим: помилуй нас!»
Панихидная память: 28 января.

Поступил в Оптину
пустынь в июне 1853 года, лет 20 от роду, и был у настоятеля отца
архимандрита Моисея младшим келейником.
Вспоминал он после о взаимных отношениях преподобных старцев – родных
братьев отца архимандрита Моисея и жившего в Оптиной пустыни на покое
отца игумена Антония. Зная, что, по словам святого Иоанна Лествичника,
«кажущиеся мужественными и терпеливыми подвижники, бывши оставлены
на время и, как утвердившиеся в добродетели, не получая уже от настоятеля
ни обличений, ни поношений, лишаются снисканной кротости и терпения», –
отец архимандрит не переставал упражнять своего брата, болезненного
старца, в добродетелях послушания, терпения и смирения. Раз как-то отец
Моисей налил в малый горшочек супу и подмешал туда разных разностей,
так что из супа буквально вышли помои, и велел келейнику отцу Николаю
отнести их отцу Антонию. Тот отнёс. Отведав принесённого снадобья, отец
игумен как бы несколько с неудовольствием спросил: «Николай! Какую-то
бурду ты принёс мне?» Тот обыкновенно ответил: «Это отец архимандрит
велел отнести к вам». Отец Антоний только протянул: «А!..» – и затем всё
покушал за святое послушание.
К келейникам же своим и вообще к братиям, ещё не утвердившимся в
монашеской жизни, отец архимандрит был весьма снисходителен.
«Однажды, – рассказывал Николай, – залез я в погребок, где хранились для
угощения почётных посетителей варенье и другие сласти, и вздумал
испробовать вареньица: то из той банки съем ложку, то из другой. Вдруг
настоятель заглядывает в погребок и, увидев меня, спрашивает: “А что ты
тут, брат, делаешь?” Смешавшись и не зная, что ответить, я только мог
промолвить: “Да вот, батюшка, кушаю”. – “Да уж, нужно кушать”, – сказал
только настоятель, повернулся и ушёл. Таким образом и напугал, намекнув
чрез это о должном воздержании, и помиловал». Так поступал этот мудрый
старец почти всегда и со всеми братиями.
5 августа 1856 года послушник Николай перешёл в скит. Причина этому
неизвестна. Но можно полагать, что преподобному Макарию нужен был
келейник, так как Николай занял эту должность у старца. 16 марта 1857 года
он определён был в число братства указом консистории, а 19 февраля 1858
года пострижен в рясофор.
Зимой 1862 года, уже по кончине старца Макария, отец Николай стал болеть
ногами, которые наконец и совсем у него отнялись. Видные доктора
признали болезнь его неизлечимой. Как последнее средство они ему
предлагали прижигание спинного хребта смолой, впрочем, не высказывали
надежды на успех и после этой мучительной операции, поэтому предложение
это больным не было принято. 31 июля 1863 года перевезли болящего инока
в Задонский монастырь Воронежской губернии, и там по молитвам великого
угодника Божия и чудотворца святителя Христова Тихона отец Николай при
употреблении самых простых медицинских пособий так поправился, что 4
июня 1864 года прибыл в Оптинский скит исцелённым. Хотя в ногах ощущал
он слабость, но всё-таки ходил свободно даже и без палки, а со временем
ноги у него и ещё более укрепились.
Когда исцелённый прибыл из Задонска в Оптину, бывший в то время ещё в
живых духовный старец игумен Антоний при личном с ним свидании
проговорил ему замечательные слова, изречённые Господом исцелённому Им
расслабленному: «Ну, Николай, се здрав еси, к тому не согрешай, да не
горше ти что будет!» (см.: Ин. 5, 14). Но в чём заключались согрешения
Николая, известно только Господу. По внешности он был человек
исправный: жизнь проводил воздержанную, к церковным службам и вообще
к молитвенным правилам был усерден, келейное послушание исполнял
тщательно; словом, мог служить примером для прочих братий.
По возвращении в скит он опять занял должность келейника у нового
скитоначальника и старца иеромонаха Илариона. 28 августа 1866 года отец
Николай пострижен был настоятелем обители отцом игуменом Исаакием в
мантию, причём дано было ему новое имя – Нил. Проходя по-прежнему
келейное послушание, он в первых числах октября 1868 года заболел опять
прежней болезнью, опять отнялись у него ноги, и эта болезнь его была уже
предсмертной. Три с половиной месяца он тяжело хворал. Всё это время он
неоднократно приобщался Святых Христовых Таин; также и особорован был
святым елеем. Но по неведомым судьбам Божиим кончина его, как
передавали очевидцы, была трудная. Она последовала 15 (28) января 1869
года. Всего жития его было 35 лет.
После его кончины старец его, скитоначальник отец Иларион, сказал: «О нём
нужно молиться». И молились скитские братия по чувству любви братней
кто как мог и сколько мог. Через несколько времени скитский пономарь,
рясофорный монах Сергий (впоследствии иеросхимонах Савватий,
скончавшийся в 1895 году) увидел во сне отца Нила в смиренном положении.
Зная, что он скончался, отец Сергий спросил: «Каково тебе, отец Нил?» – Он
ответил: «Прежде было плохо, а теперь полегче». «Оптинский Патерик» сей
рассказ о монахе Ниле завершает молитвой: «Помилуй нас, Господи,
помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце,
грешнии, приносим: помилуй нас!»
Панихидная память: 28 января.

Анатолий Мищенко (Кн. «Подвижники веры и благочестия, в Орловском
крае просиявшие)