КАК РОЖДАЛАСЬ УССР? КАК ПРОИСХОДИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСКОЛ И НАСИЛЬСТВЕННАЯ УКРАИНИЗАЦИЯ


10 марта 1919 года на III Всеукраинском съезде Советов, проходившем 6-10 марта в Харькове, провозглашена Украинская Социалистическая Советская Республика. Тогда же стартовала политика «украинизации» — разделения русских на украинцев и великороссов (русских в узком смысле этого слова).

Для коммунистов существование Украины отдельно от России было принципиальным положением национальной политики. Ленин писал об этом ещё с дореволюционных времён.
УССР образца 1919 года была не первой попыткой украинской социалистической республики. Первой была Украинская Народная Социалистическая Республика, основанная 12 декабря 1917 года в городе Харькове. Та, первая УССР 7 января 1919 года вошла в состав РСФСР.
Естественно, что как в 1917, так и в 1919 году в территориальный состав УССР не входил ни Крым, ни многие другие территории. В Крыму тогда были белые, и большевикам сложно было перевести полуостров в украинское гособразование. Кстати, и столицей этих укрообразований был Харьков (до 1934 г.), а не Киев.
Большевиками было организовано Временное рабоче-крестьянское правительство Украины (1918–1919), треть из состава которого впоследствии, при Сталине, была расстреляна. Первым секретарём ЦК КП Украины был тогда поволжский немец Э.И. Квиринг (1888–1937), также впоследствии подведённый под высшую меру наказания.
На III Всеукраинском съезде Советов в Харькове 10 марта 1919 года провозгласили Украинскую Социалистическую Советскую Республику. Тогда же была принята и Конституция УССР.
Главная идеологическая статья Конституции УССР, 4-я, гласила: «Решительно разрывая с прошлым, стремясь уничтожить вместе с делением общества на классы также и национальный гнёт и национальную рознь, Украинская Социалистическая Советская Республика заявляет о своей твёрдой решимости войти в состав Единой Международной Социалистической Советской Республики, как только создадутся условия для её возникновения; вместе с тем Украинская Социалистическая Советская Республика заявляет о своей полной солидарности с ныне существующими уже Советскими Республиками и о своём решении вступить с ними в теснейшее политическое объединение для совместной борьбы за торжество мировой коммунистической революции и в теснейшее сотрудничество в области коммунистического строительства, мыслимого только в международном масштабе».
Как и сейчас, Украина организовывалась как государственное образование, резко ограничивающее права большой части своих граждан. Но если современные ограничения касаются русских людей по языковому и культурному принципам, то в УССР образца 1919 года ограничения были выстроены поначалу согласно марксизму, по классовому разделению, а уже позже – и по языковому.
По статье 21 Конституции 1919 года, не могли избирать и быть избранными следующие категории граждан:
«а) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: % % с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома…»
В июне 1919 года из-за изменившейся военной ситуации УССР заключила договор с РСФСР об установлении военного и экономически-хозяйственного союза. А уже в конце 1920 года на территории УССР были введены обязательное изучение украинского языка и развитие украиноязычной прессы.
Ещё до создания СССР декларировалось о необходимости «неизбежной» украинизации УССР. Сталин, занимавшийся национальной политикой в партии, на X съезде РКП(б) в 1921 году заявил:
Недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы.
В следующем году 30 декабря УССР подписала Договор об организации СССР.
После XII съезда РКП(б) коренизация стала официальным курсом партии в национальном вопросе. Советская политика украинизации обрела официальное содержание.
На Украине же политика коренизации стала называться украинизацией. Её формированием и продвижением особо занимался организатор красного террора на Украине Н.А. Скрыпник (1872–1933), который был в 1927–1933 годах наркомом просвещения УССР. В 1933 году он покончил с собой.
В 1925 году вышло совместное постановление ВУЦИК и СНК УССР «О мерах срочного проведения полной украинизации советского аппарата». Переход делопроизводства на украинский язык планировался уже с 1926 года. Те, кто не хотел изучать украинский язык, подпадали под административные репрессии.
Николай Скрыпник настаивал, что «украинизация проводилась и будет проводиться самыми решительными мерами… Тот, кто это не понимает или не хочет понимать, не может не рассматриваться правительством как контрреволюционер и сознательный либо несознательный враг советской власти».
Но местных кадров не хватало, и, по свидетельству М. Грушевского, коммунистами было завезено в центральные и восточные районы 50.000 галичан. Очень похоже на что-то из истории современной Украины…
Украинизация привела к тому, что во время так называемого голодомора, в 1933 году, в КП(б)У состояло уже 60% украинцев и только 23% русских. Средняя школа была украинизирована на 80% (1929), пресса УССР — на 87,5% (1932), а книгопечатание — почти на 77%.
Даже в Донбассе, по решению IV пленума Донецкого обкома КП(б)У, начали «строго соблюдать украинизацию советских органов, решительно борясь со всякими попытками врагов ослабить украинизацию».
К концу 1932 года в Донбассе полностью были украинизированы 78,6% школ, частично (смешанные украино-русскоязычные) — ещё 9,2%. Были украинизированы также и все педагогические техникумы.
В 1930 году на всей территории УССР осталось всего три ежедневных русскоязычных газеты.
Мало того, украинизация проводилась до 1934 года и на территории РСФСР. В Центрально-Чернозёмной области (Воронеж, Орёл, Курск, Белгород, Липецк, Тамбов), в которой властвовал литовец И.М. Варейкис (первый секретарь обкома в 1928–1934 гг.), украинский язык преподавался в школе, были курсы преподавателей украинского языка, существовали два украинских педагогических вуза, делопроизводство в судах и прокуратуре также проводилось и на украинском языке.
В дальнейшем украинизация то ослабевала, то вновь принималась как руководство к действию партийным советским аппаратом.
Кстати, в СССР Советская Украина вступила без территории Крыма, подаренной Хрущёвым (1954), и без западных земель, присоединённых к ней Сталиным после 1945 года.
А вот вышла из СССР Украина 5 декабря 1991 года, объявив, что «договор 1922 года о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим», уже с этими приобретениями.
Украинизация в современном государственном образовании Украина очень похожа на коммунистическую украинизацию 1920–1930-х годов. Такая же борьба с русским языком, столь же жёсткие административные меры запрета и такая же ставка на галичан. «Ленинопад» никак не помог украинским культуртрегерам избавиться от коммунистических методов борьбы с инакомыслием и Русским миром.Михаил Смолин