Идеи и меч (К 140-летию Ивана Александровича Ильина)

———————
От Редакции: 9 апреля 2023 г. исполнилось 140 лет со дня рождения философа, идеолога РОВСа И.А. Ильина. Предлагаем вниманию читателей материал профессора Юрия Лисицы, крупнейшего специалиста по творчеству Ивана Александровича, опубликованный на днях в «Литературной газете».
———————

Иван Александрович Ильин был и остаётся необычным учёным для России; удивительным является для остальных стран и народов; особенным станет для каждого, кто познакомится с его идеями, учениями, мыслями, раздумьями о России и упованиями на неё, потому что после чтения Ильина жизнь кардинально меняется к лучшему, становясь осмысленной.

Начиная с 1993 года у нас вышло 33 тома собрания сочинений И.А. Ильина, и все его работы по философии, праву, о нравственности, религии, истории, эстетике, политике, творчестве, педагогике и воспитании предельно интересны и глубоки.

Открытия Ильина важны и в наше время. Уже в первой научной работе «Понятие права и силы» (1910) он поставил и решил проблему соотношения права и силы, их сближения и разъединения, их природы и статуса, их правды и кривды. Он развеивает устоявшиеся неверные и вредные формулы: «у кого сила, тот и прав», «победителей не судят» и т.п. «Вот почему те определения государства, – писал Ильин, – которые приписывают ему не полномочие на властвование, а власть, а также те определения понятия суверенитета, которые конструируют его как реальное свойство, или как нечто делимое, или как известный вид власти, должны быть критически пересмотрены в методологическом отношении, ибо они вводят в ирреальный ряд реальную категорию силы». Так что известное изречение 90-х «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» было не только политически ошибочным, но и юридически неграмотным. Проблема суверенитета для многих стран актуальна и поныне.

Ещё одна проблема, на которую Ильин указал научному сообществу, это «проблема международного права», которое не является ни публичным, ни частным, а выстраивается на «равноправных» договорах, которые почти всегда нарушаются одной из сторон. «Столкновение прав есть спор о праве, а спор о праве может быть разрешён только на путях правовой организации и должен быть разрешён на основе естественного права. Поэтому борьба за международное право должна вестись именно не оружием, а на путях международной организации; и духовное назначение войны именно в том, чтобы убедить людей в достоинстве и необходимости этого пути. Нет человека и нет народа, который был бы единственным средоточием духа, ибо дух живёт во всех людях и во всех народах», – писал Ильин в 1919 году.

Третья важнейшая тема – «сопротивление злу силою». Ответ Ильина такой: «Физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться. Исполнение этой обязанности ведёт его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада; и в этом бою ему придётся не только обнажить меч, но взять на себя бремя человекоубийства» (1925).

Всегда актуальную проблему преподавания философ решал так: «Метод есть или мёртвая схема для размножения выдумок, или духовный путь. Может быть, это самое большое, когда человек имеет осознанный духовный путь. И может быть, это самое обязывающее. Для жизни Духа на земле нет важнее того, как чтобы от одного огня загорались другие, бесконечно многие. Это загорание осуществляется или через творчество, или через преподавание. И вот тут-то суть дела: преподавать стоит только тогда, если к Сократу пришёл Платон. Тогда преподавание равно творчеству и становится сотворчеством. Во всех остальных случаях преподавание – компромисс. А это обязывает к жестокости и суровости в выборе учеников. Эта суровость – предметна и предметно обоснованна, а потому её нечего избегать и «жалеть», в ущерб духу» (1915).

А такой совет своему другу Николаю Метнеру – пример особого провидения: «Эмиграция книг не покупает. А трудных, философских книг не читает. Чуть потруднее – и в кусты. Потому каждый из нас, когда пишет нечто не беллетристическое, должен готовиться к отсутствию отклика от современников; должен апеллировать к духовной встрече потом; должен смотреть на свою книгу как на наследие или завещание. Поэтому, умоляю тебя, не огорчайся на отсутствие отклика, не принимай его к сердцу и не делай из него никаких выводов! Это докладная записка Господу Богу, а Он уже знает, когда и какого сочувствователя и ученика послать тебе» (1935).

Юрий Лисица,
профессор Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета,
составитель собрания сочинений И.А. Ильина

https://pereklichka.livejournal.com/2713030.html?ysclid=lghizgk5i154656717