«Не поддайся обману, французский собрат…»

Авиаполк «Нормандия-Неман»: вчера и сегодня

Валерий Бурт

«Не поддайся обману, французский собрат…»

Идея создания боевой эскадрильи в составе Красной армии принадлежит руководителю подразделения вооруженных сил «Свободная Франция», генералу Шарлю де Голлю и его тезке, начальнику штаба этой организации Люге. Это предложение было передано Сталину, и советский лидер его с благодарностью принял. 80 лет назад, в апреле 1943 года французские летчики вылетели на первое боевое задание.

Марк Бернес, про которого говорили, что он поет не голосом, а сердцем, исполнял и такую песню – «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман»: «Я волнуюсь, заслышав / Французскую речь, / Вспоминаю далекие годы. / Я с французом дружил, / Не забыть наших встреч / Там, где Неман несет свои воды…».

Французские летчики и механики могли спокойно наслаждаться покоем вдали от смертельных опасностей, но им хотелось мстить завоевателям – за поруганную Францию, разрушенную Россию…

6 июня 1944 года погиб один из лучших летчиков эскадрильи Марсель Лефевр. Перед тем, как провалиться в смертельный мрак, он успел услышать, что союзники высадились на его родине в Нормандии и открыли Второй фронт. Лефевра с почестями похоронили в Москве на Введенском кладбище и посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Этого высокого звания были удостоены еще три летчика эскадрильи.

На том же некрополе похоронены и другие французские летчики, павшие в воздушных боях в нашем небе : Морис де Сейн, Жюль Павел Жур, Морис Пьер Бурдье, Анри Фуко и Анри Жорж.

Большинство пилотов первого набора были родом из Нормандии. Поэтому символами соединения стали название и герб провинции – два золотых льва на красном фоне щита.

Французы прибыли в СССР осенью 1942 года. Это было тяжелое время – немцы рвались к Сталинграду и, казалось, нет силы, способной остановить эту безжалостную серо-зеленую массу. Летчики опасались, что скоро услышат фанфары победителей. И это будет триумф Гитлера…

Однако в России пришельцы не ощутили уныния. Они увидели спокойных, сосредоточенных людей, воевавших на своей земле и уверенных, что сумеют ее защитить. Так и произошло. В битве на Волге немецкая мощь разбилась о русскую твердыню.

Французы почти ничего не знали о России, русском народе. И почти не понимали по-русски. С трудом привыкали к нелегким условиям, суровой русской зиме. Но главное было научиться летать на наших краснозвёздных самолетах. Враг был не только коварный, но и умелый, и не прощал ошибок.

Эскадрилья начала действовать в составе 303-й истребительной авиационной дивизии под командованием генерал-майора Георгия Захарова. Боевой счет открыл Альбер Прециози, сбивший Focke Wulf-190. Его почин поддержал Альберт Дюран. Эти летчики одержали еще несколько воздушных побед. Но в том же сорок третьем они погибли. Печальная участь постигла и Альбера Литольфа. Всего «Нормандия-Неман» потеряла 42 пилота…

Самолет Ива Маэ был тоже был сбит, но летчик уцелел. Попал в плен, мыкался по немецким лагерям, несколько раз пытался бежать. К счастью, он дожил до победы. В 1945 году Маэ вернулся в «Нормандию-Неман» и был встречен с триумфом, как пришелец с того света…

Генерал де Голль говорил: «На русской земле, такой же мученической, как и французская, в битве с общим врагом, полк «Нормандия-Неман», наши товарищи, поддерживают, демонстрируют и увеличивают славу Франции».

Шло время, война катилась на Запад. Французы каждый день поднимались в воздух и воевали бок о бок с русскими, вместе делили радость побед и горечь потерь. Пилоты двух стран сдружились. Несмотря на то, что были разные по духу, воспитанию, идеологии.

«Русские обращались с нами не столько как с союзниками, сколько как с друзьями, – вспоминал механик Альбер Анри. – Они обходились как со своими. Это было настолько не похоже на других – англичан, например. В Ливии они нам дали старые самолеты, и мы, механики, занимались тем, что разбирали один самолет, чтобы заменить изношенную деталь на менее изношенную. В России нам предоставили новые самолеты и поставляли в течение войны, в то время когда каждый истребитель был на счету…».

Это было настоящее боевое братство. Не плакатное, а искреннее. Как в песне, которую пел Бернес: «В небесах мы летали одних, / Мы теряли друзей боевых, / Ну, а тем, кому выпало жить, / Надо помнить о них и дружить…».

Сначала это была эскадрилья, потом она стала авиаполком. После победоносного сражения Красной армии в Белоруссии в 1944 году к названию «Нормандия» прибавилось еще одно слово. Так вошла в историю эскадрилья «Нормандия-Неман» и ее храбрые летчики: Марсель Альбер, Жан де Панж, Александр Лоран, Морис де Сейнс, Жезеф Риссо, Леон Кюффо, Шарль Монье, Ролан де ла Пуап…

Последняя победа авиаполка была одержана 12 апреля 1945 года в небе над Кенигсбергом. Для летчика Жоржа Генри она стала пятой…

Летчики Франции – всего их было 96 – участвовали во многих сражениях Великой Отечественной. Их боевая статистика впечатляет: пилоты совершили 5 240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, одержали 273 подтвержденных победы и 36 неподтвержденных.

15 июня 1945 года боевые машины «Нормандии-Неман» поднялись в воздух и взяли курс на Францию. Ранее Сталин писал де Голлю: «Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении, маршрутом через реку Эльбу и далее на запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на Восточном фронте мужественно и с полным успехом. Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов.

Прошу принять мою благодарность за хорошую боевую работу полка на фронте борьбы с немецкими войсками».

Славная история, замечательные люди. Именами летчиков и механиков «Нормандии-Неман» гордится Франция и Россия. В их честь установлены памятники в Москве, Калининграде, Полотняном Заводе Калужской области. «Нормандия-Неман» увековечена в названии улиц в Орле, Туле, Иванове, Смоленске.

Летчик авиаполка Франсуа де Жоффр оставил мемуары о том незабываемом времени. Был снят художественный фильм «Нормандия-Неман», сценарий которого написали Эльза Триоле, Константин Симонов и Шарль Спаак. Это – первый советско-французский кинопроект. В Париже фильм показали перед официальным визитом Никиты Хрущева.

Критик Жан де Баронселли писал о картине: «Сколько бы вы ни старались оставаться бесстрастным, какую бы ни питали ненависть к тому, что прямо или косвенно способно прославлять войну, нельзя без волнения слышать, как русские офицеры поют на своем языке «Марсельезу» в честь французских офицеров»…

И снова слышится голос Бернеса: «Мы за правое дело / Дрались, камарад, / Нам война ненавистна иная. / Говорю я: будь счастлив / Не поддайся обману, / Французский собрат, / Верность клятве своей сохраняя…».

О чем он? Что имел в виду?

История «Нормандии-Неман» не закончилась в 1945 году. Однако о его послевоенной истории вряд ли можно говорить уже с уважением.

Соединение, овеянное славой в справедливой войне против общего врага – нацизма, увы, изменило свое лицо. И участвовало потом в колониальных бойнях, пытаясь отнять свободу у других народов.

Авиаполк «Нормандия-Неман» воевал в Индокитае, Алжире, других странах. Черным пятном на его биографии стало участие в варварских бомбардировках Югославии в 1999 году. Французские летчики сбрасывали смертоносный груз на эту страну вместе с другими эскадрильями НАТО…

80 лет назад советские и французские летчики были союзниками в борьбе против общего врага. Жестокое время разделило их. Сегодня полк «Нормандия-Неман» находится в составе ВВС Североатлантического союза, который противостоит России.
Специально для «Столетия»

https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/ne_poddajsa_obmanu_francuzskij_sobrat_529.htm