Виктор Васнецов: Нет на Руси для художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма

Юлия Кудрина (историк, доктор исторических наук)15 мая исполняется 175 лет известному художнику Виктору Васнецову.

Научные эксперты у эскиза "Христос-Вседержитель" на выставке Виктора Васнецова "Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве 1885-1896 гг." в Третьяковской галерее.

Научные эксперты у эскиза «Христос-Вседержитель» на выставке Виктора Васнецова «Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве 1885-1896 гг.» в Третьяковской галерее. / Владимир Вяткин / РИА Новости

Большинство знает его как автора былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен, однако главным поприщем художника была религиозная живопись. Росписи Васнецова и по сей день украшают храмы в России, Киеве, Дармштадте и Софии. А вот шедеврам, созданным для польского собора Александра Невского, не повезло. В двадцатые годы прошлого века в националистическом угаре собор был снесен. Что ж, нынешним борцам с памятниками есть с кого брать пример.

Не только сказки и былины

Имя Васнецова было хорошо известно как в дореволюционной России, так и при советской власти, однако эта известность имела свою специфику. Если до революции его знали в первую очередь как религиозного художника, то позже это отступило на второй план, и Виктор Михайлович стал широко известен как гениальный автор былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен. Однако главным поприщем Васнецова была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма — то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».

Васнецов сделал действительно много для Русской православной церкви. «Мое искусство — свеча, зажженная перед ликом Господа, — писал он. — Я не отвергаю искусство вне церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа — где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа — с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений». А вот что он пишет Стасову в 1898 году: «Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».

Васнецов стал официально признанным мастером церковных росписей. Академия художеств поручила ему организовать иконописную мастерскую. Открытие ее, однако, не состоялось, так как Васнецов настаивал на ее открытии в Москве, в то время как руководство академии предлагало Петербург.

Нежный взгляд фотохудожника на несгибаемые русские обители

«РОДИНА»Нежный взгляд фотохудожника на несгибаемые русские обители

Выставки религиозно-церковной живописи Васнецова в дореволюционной России устраивались неоднократно в Москве и Петербурге и вызывали повышенный интерес у зрителя. От этих выставок художник лично себе почти не оставлял выручки. Так, после выставки в 1910 году религиозных работ в Историческом музее весь доход был пожертвован художником на нужды музея по приобретению памятников древнерусской культуры, предметов искусства, литературы.

Он расписывал лучшие храмы в России и за рубежом

Первый опыт религиозной живописи Виктор Михайлович получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником Василием Поленовым он стал автором проекта построенного там храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Храм был освящен в 1882 году. Работая наряду с другими художниками (И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882) и образ Сергия Радонежского в полный рост (1881). Этот опыт стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Виктору Васнецову принадлежит и ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге — яркого образца архитектуры неорусского стиля. Сооруженный на набережной Екатеринбургского канала на месте смертельного ранения террористами императора Александра II, он получил также название «Храм Спаса на Крови». Строительство длилось 24 года. К оформлению были привлечены известные мастера России, в том числе Виктор Васнецов, Рябушкин, Кошелев, Бондаревский, Харламов, Нестеров, Беляев. Наружные мозаичные панно созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты.

«В этот храм, — писал он, — я хотел вложить все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». Полотно кисти Васнецова на западной стороне церкви поражало воображение.

Фрагмент эскиза «Радость праведных о Господе». Преддверие рая (Картон для росписи барабана главного купола. Трехчастная композиция, холст, масло) на выставке Виктора Васнецова «Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве 1885-1896 гг.» в Третьяковской галерее. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

С именем Виктора Васнецова связан еще один величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX — начала ХХ века — Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный в 1892-1903 годах хозяином Гусевской хрустальной фабрики Юрием Нечаевым-Мальцовым. Автором проекта храма в Гусь-Хрустальном был архитектор Леонтий Бенуа. «В этот храм, — писал он, — я хотел вложить все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». В интерьере фасада церкви Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Полотно кисти Васнецова на западной стороне церкви поражало воображение.

С именем Васнецова связано создание уникальных мозаик собора Александра Невского в Варшаве, строительство которого началось в конце XIX века. Проект Леонтия Бенуа был выдержан в стиле древних прототипов Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня напоминала московского Ивана Великого. Одобряя проект, император Александр III сказал, что православный собор в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более гармонировать с общим стилем выдающихся зданий города. Здание собора было самым высоким в Варшаве. Собор имел пять куполов с квадратным основанием.

Строительство собора, который вмещал 2,5 тысяч человек, завершилось в 1900 году. Работа над интерьером велась в течение 12 лет под руководством профессора Николая Покровского. Фрески написаны Виктором Васнецовым. По его эскизам были выполнены 16 огромных мозаичных композиций. Васнецов расписал 2840 кв. м, написал 15 картин и 30 отдельных фигур. «Я начал большую и очень ответственную работу, создав графические эскизы, которые были исполнены несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», — говорил Виктор Михайлович осенью 1916 года.

Его помощником стал художник Андрей Рябушкин. Некоторые композиции в боковых нефах написаны Михаилом Нестеровым. Васнецов выполнил 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть — меценатом Павлом Третьяковым.

На освящение Владимирского Собора в Киеве собирался приехать император

Поскольку религиозная живопись великого художника украшала в дореволюционные годы православные храмы как в России, так и за рубежом, то к настоящему времени некоторые храмы с росписями Васнецова оказались на территории иностранных государств. Одним из них является Свято-Владимирский собор в Киеве.

Посетительница у картины Виктора Васнецова «Бог Саваоф» в зале Михайловского (Инженерного) замка, Санкт-Петербург. Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Десять лет работал Васнецов над росписью этого знаменитого киевского собора. В результате гигантского труда были созданы шедевры, поражавшие воображение: «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословления правой со скрещенными пальцами — в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» — в апсиде над алтарем; композиция «Страшный суд» над входом на хоры. Главные, тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф». Во время работы над росписями Владимирского собора вокруг Васнецова собралась группа талантливых русских художников, среди которых были М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские, С.П. Костенко, В.Д. Замирайло. Привлекал он и многих своих друзей: В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Но именно стиль Васнецова стал определяющим.

Владимирский собор был в те годы «главным центром национального русского искусства». Император Александр III ждал с нетерпением окончания работ и собирался присутствовать на его освящении, но этому помешала неожиданная кончина царя в октябре 1894 года. Освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года.

На выставке Виктора Васнецова «Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве 1885-1896 гг.» в Третьяковской галерее. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

От Гусь-Хрустального до Дармштадта: судьба его икон и фресок в 20 веке

Жизнь и творчество Васнецова пришлись на пореформенную эпоху российской истории, эпоху возрождения национальной культуры, когда, по словам известного русского философа Константина Леонтьева, в России «вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ. Остатки прежнего, антинационального, европейского, каким оно себя считало, были еще очень могущественны, но, казалось, шаг за шагом отступали перед новым, национальным».

В 1920-1930-е годы многие живописные творения Васнецова на религиозные темы удаляли из храмов, их хоронили в запасники музеев. Этим был нанесен огромный, почти непоправимый урон национальному искусству.

Икона Виктора Васнецова «Божья Матерь с младенцем на престоле» на выставке в «Центре искусств» на территории храма Христа Спасителя. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Так расписаннный им Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном после революции храм стал «дворцом труда». А полотно Васнецова было снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где позже его случайно нашел художник Михаил Нестеров. Реставрация картины началась только несколько десятилетий спустя — 13 августа 1981 года и завершилась 20 мая 1983 года. Лишь 13 июля 1983 года работа Виктора Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведенной петербургскими (тогда ленинградскими) художниками под руководством Якова Казакова, вернулась на свое место. «Сегодня большой день в истории русской живописи, — сказал в день возвращения картины президент Академии художеств СССР Борис Угаров, — возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова».

Трагичной оказалась и судьба варшавского собора Александра Невского. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.

В 1918 году, спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города. Хотя многие польские общественные деятели высказывались за сохранение собора и превращение его в музей мартирологии польского народа, архив или гарнизонный костел.

Но Александро-Невский собор в Варшаве был снесен в 1924-1926 годах. И в том же 1926 году 23 июля Виктор Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской. После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников в 1924-1926 годах был перевезен в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 году православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Несравненно больше повезло творениям выдающегося русского художника в Болгарии и Германии. Для внутреннего оформления собора Александра Невского в Софии Васнецовым были написаны две иконы, которые сохранились там до сих пор, — «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем».

"Венера" Боттичелли явилась из пены морской, "Венера" Кустодиева - из мыльной пены русской бани". Отрывок из новой книги Анны Матвеевой о знаменитом художнике

КУЛЬТУРА«Венера» Боттичелли явилась из пены морской, «Венера» Кустодиева — из мыльной пены русской бани». Отрывок из новой книги Анны Матвеевой о знаменитом художнике

Воздвигнутый в 1897-1899 годах на немецкой земле в Дармштадте, православный храм Марии Магдалины также сохранил до наших дней замечательные работы Виктора Васнецова. Этот храм в Дармштадте построен по проекту ректора Петербургской Академии искусств профессора Альберта Бенуа на личные деньги последнего русского императора Николая II. Васнецов был автором эскизов для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатых орнаментов на стенах и сводах и обеих хоругвей возле иконостасов. Одна из его работ — «Богоматерь, восседающая с младенцем Христом на небесном престоле в окружении ангелов». Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником Фроловым и доставлены в Дармштадт. Образа для иконостаса храма Марии Магдалины написаны другим русским художником — Карлом Тимолеоном Неффом и его учениками, известными по своим работам в храме Христа Спасителя в Москве и Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Не будем забывать что работы Виктора Васнецова представляют собой не только памятники русского национального религиозного искусства, обращенного к традиционным основам русского Средневековья, но также образцом русского модерна конца XIX — начала ХХ века, явления, которое вместило в себе разные направления художественной жизни.

«Красота составляет основу всех форм мироздания» — так сам Виктор Васнецов определял формулу своего творчества. И она, несомненно, верна.

https://rg.ru/2023/05/08/viktor-vasnecov-net-na-rusi-dlia-hudozhnika-sviatee-i-plodotvornee-dela-kak-ukrashenie-hrama.html?ysclid=lhmtz7pil9758563789