Как Литва стала Нерусью: на примере династии князей Острожских

BY: ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА   IN: ПУБЛИКАЦИИ

Предлагаем статью доктора философских наук В.Ю. Даренского, в которой он рассказывает, как род Острожских, имевший своим началом православного святого, затем постепенно полностью растворился в рядах самых яростных врагов православной Руси. По мнению автора, это стало неизбежным по причине разделения Руси на её оплот Третий Рим – Москву, с одной стороны, и русские земли под властью католической Европы – с другой. Эта «европейская Русь» уже тогда стала Нерусью, каковой и остается до сих пор.

Русь Литовская – земли Древней Руси, объединенные династией князей литовских в XIV веке – была, наряду с Русью Московской, второй главной линией развития русской государственности в позднем Средневековье. (Существовавшие в это же время как самостоятельные государства Новгород и Псков вскоре влились в Русь Московскую, и поэтому не могут рассматриваться в виде самостоятельных линий). Поэтому сравнение этих двух линий русской истории крайне поучительно, поскольку оно дает ответ на вопрос: почему именно Москва, а не Западная Русь смогла создать великую Россию? Ответ на него вполне очевиден – потому что Москва сохранила свой цивилизационный суверенитет, не была поглощена Европой, в отличие от Западной (Литовской) Руси. А сохранила она его только потому, что сохранила Православие и создала самодержавие русского царя.

История Западной Руси в этот период может быть описана одной простой фразой: как Литва стала Нерусью. А как это конкретно происходило, лучше всего рассмотреть на конкретном примере какой-то известной княжеской династии, которая сначала была русской и православной, а потом стала польской и католической. Например, князей Острожских – угасшего в XVII веке западнорусского княжеского рода, представители которого с конца XIV века занимали высокие государственные должности в Великом княжестве Литовском, а затем и Речи Посполитой, владели огромными поместьями на территории современных Украины и Белоруссии.

В период процветания фамилии в конце XVI века князья Острожские были могущественными феодалами и самыми крупными землевладельцами в Великом княжестве Литовском: в их владении состояли 24 города, 10 местечек и несколько сот сёл. Фамильное гнездо – Острожский замок в городе Острог (ныне это райцентр Ровенской области Украины, сохранилась часть замка). Княжеские вотчины Острожских первоначально занимали территорию бывшего Турово-Пинского княжества, а затем распространились и южнее – на Волынь. Даниил (ум. между 1366 и 1376) – родоначальник княжеского рода Острожских. В 1341 году упоминается князь Даниил, который вместе с перемышльским старостой Дашком организовал восстание против польского короля Казимира III Великого, пытавшимся присоединить Галицко-Волынское княжество. Даниил объединился с татарами и перебил оставленные Казимиром гарнизоны, после чего вторгся в Польшу, опустошив Краковскую, Сандомирскую и Люблинскую земли. Известный историк, первый ректор Киевского университета, друг и первый биограф Гоголя, М.А. Максимович посвятил Острожским целую книгу. Он отождествил князя Даниила с родоначальником Острожских (Максимович М.А. Письмо о князьях Острожских к графине А.Д. Блудовой. – Киев, 1866. С.15).

Острожский замок. Фогель. 1796 год.
Острожский замок
Острожская Библия 1581 г.

Самым выдающимся представителем этого рода был Фёдор Данилович, князь Острожский (ок. 1360-1446) – православный святой, а в первый период своей жизни – Луцкий воевода (1386-1392), фактически княживший всей Волынью. В 1386 году грамотой, данной 11 мая в Луцке, Владислав II Ягайло и Витовт отдали ему в наследственное владение город Острог с уездом и городами Заслав, Корец и с многими сёлами. Во время борьбы Витовта со Свидригайло за Волынь Фёдор стал на сторону последнего, борца за независимость православной Руси от Польши, и в 1408 году освободил его из заточения в Кременецком замке.

В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, т.н. таборы, позднее усвоенный также и запорожским казачеством.) В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, будущий святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Федор Острожский принял участие в войне великого князя литовского Свидригайло против короля польского Владислава Ягайло, защищая Волынь от поляков в Луцкой войне, в 1433 году он с боем взял Каменецкий замок. Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, будущий святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни.

Около 1440 года князь Федор Острожский оставил все свои мирские дела и постригся в монахи Киево-Печерского монастыря под именем Феодосия. Жил в Дальней Феодосиевой пещере, где и упокоился. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но известно, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С. М. Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Причислен к лику святых конце XVI – начале XVII веков как преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия от насилий папизма. В 1638 году церковный автор Афанасий (Кальнофойский) свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». В 2002 году преподобный князь-инок причислен к лику святых угодников Божиих в Соборе Белорусских святых. Днями памяти преподобного Феодосия Острожского являются 24 августа (по ст. ст. 11 августа), 10 сентября (по ст. ст. 28 августа) в Соборе Киево-Печерских святых, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских. Вот как звучит тропарь преподобному Феодору, князю Острожскому, Печерскому, в Дальних пещерах, глас 7:

Преобрази́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву/ во и́ночества о́браз смире́нный,/ и вме́сто враго́в ви́димых/ на неви́димыя ополчи́лся еси́,/ и, обою́ победи́тель кра́сен явля́яся,/ еди́н от чудотво́рец Пече́рских показа́лся еси́;/ те́мже и нам ре́вности Бо́жия дар испроси́,/ братолю́бием сердца́ на́ша просвети́// и ко спасе́нию ве́чному стези́ на́ша, Фео́доре блаже́нне, напра́ви.

Перевод:

«Ты преобразил славу земного княжения в смиренный образ монашества, и вместо видимых врагов вооружился против невидимых и, явившись прекрасным победителем и тех и других, ты стал одним из чудотворцев Печерских, потому и для нас испроси дар ревности Божией, любовью к ближним сердца наши просвети и ко спасению вечному пути наши, Феодор блаженный, направь».

Его сын, Василий Федорович «Красный» (умер в 1461 году), разделил свои владения между двумя своими сыновьями, из которых старший, Георгий, получил город Заслав и стал родоначальником князей Заславских, а младший, Иван, продолжал владеть Острогом. Иван Васильевич Острожский (ум. ок. 1466) – князь острожский, младший сын князя Василия Федоровича «Красного» Острожского и Анны Ивановны Подберезской. Прославился в многочисленных боях с крымскими татарами. Михаил Иванович Острожский (1465-1501), старший сын князя Ивана Васильевича Острожского, в конце 1490-х гг. тоже отличился в многочисленных боях с крымскими татарами. В 1500 г. он был назначен старостой луцким и маршалком (военным наместником) Волынской земли.

Преподобный Федор, князь Острожский
Князь Константин Константинович Острожский. Портрет XVI в.
Герб Острожских

Константин Острожский (1460-1530), второй сын Ивана Васильевича, гетман Великого княжества Литовского с 1497, каштелян виленский с 1511 г., воевода трокский с 1522 г., член Рады Великого княжества Литовского. Возглавлял походы на крымских татар, одержал победу более чем в 60 битвах. В битве с русскими войсками на реке Ведроше (14 июля 1500 г.) был разбит и взят в плен, откуда бежал в 1507 г. В битве под Оршей (1514) победил русские войска. Защитник Православия, он строил церкви в городах на землях Великого княжества Литовского – и одновременно воевал против Москвы – Третьего Рима, без которого само существование Православия стало бы невозможным. Эта политическая шизофрения стала неизбежной в силу того, что Русь была разделена и православные воевали друг с другом.

Илья Константинович Острожский (1510-1539), старший сын великого гетмана литовского, князя Константина Ивановича Острожского, унаследовал его владения и получил должности старосты брацлавского, винницкого и звенигородского. В 1530, 1531 и 1533 гг. участвовал в боях с крымскими татарами на Волыни. В 1534-1536 гг. участвовал в русско-литовской войне, где командовал собственными надворными военными хоругвями.

Константин (Василий) Острожский (1527-1608), младший сын Константина Ивановича Острожского – киевский воевода, покровитель православной веры, владел 24 городами, 10 местечками и 670 деревнями. Имел большое влияние в Великом княжестве Литовском. Выступал против распространения католичества на русских землях, поддерживал православные братства, основал школы в Слуцке, Турове (1572), Владимире-Волынском (1577), в Остроге школу (конец 1570-х г.) и типографию (1580, здесь работал русский первопечатник Иван Фёдоров). Приходилось князю Острожскому принимать и прямое участие в делах Православной церкви. Видя одно из главных средств для борьбы с католической пропагандой в монашестве, Константин Острожский старался поднять его значение, устранить неустройства в жизни монастырей, усилить их нравственную силу и влияние. В подчиненных монастырях князь Константин Константинович заводил школы, привлекал в них образованных монахов, ставил ученых настоятелей. Для других православных монастырей Юго-западной Руси он печатал книги в своих типографиях, помогал им деньгами и «наданиями». Он напечатал в своей Острожской типографии книгу святого Василия Великого о монашестве, вводил новый устав в подчиненных ему монастырях, откуда мало-помалу этот более строгий и соответствующий идеалам монашества устав начал переходить и в другие монастыри Западной Руси.

Сознавая важное значение православных просветительских братств в жизни Православной церкви, Константин Острожский всеми силами содействовал их процветанию. Пользуясь своим влиянием при польском дворе и у константинопольского патриарха, он доставал для них разные привилегии, давал наставников в их школы, доставлял шрифт в их типографии, помогал им материально. Особенно близкие отношения были у князя Константина Константиновича со Львовским православным братством, которому Острожский доверил воспитание своего сына. Пользуясь громадным влиянием при дворе, в 1592 году Острожский выхлопотал себе у короля Сигизмунда III право на патронат над епархиями Православной церкви, что давало ему возможность самостоятельно избирать достойных пастырей Церкви, которые могли бы с успехом нести служение и помогать ему в его борьбе за сохранение Православия.

Януш Острожский (1554-1620), сын Константина (Василия), воевода волынский с 1585, каштелян краковский, воспитан был в латинско-польском духе и принял католичество. И вот уже, наконец, Александр Константинович Острожский (1571-1603), воевода волынский, младший сын воеводы киевского князя Константина Константиновича Острожского и Софии Тарновской, ещё при жизни своего отца перешёл из Православия в католицизм. В 1592 г. он женился на Анне Костке (1571—1635), дочери воеводы сандомирского и старосты мальборкского Яна Костки. Его дочерями были: Анна-Алоиза Александровна Острожская (1600-1654), жена с 1620 г. великого гетмана литовского и воеводы виленского Яна Кароля Ходкевича (1561-1621), воевавшего против России в эпоху Смуты; Катажина (Екатерина) Александровна Замойская (польск. Katarzyna Ostrogska (1602-1642), в 1620 году была выдана замуж за воеводу киевского Томаша Замойского (1594-1638). В браке с ним стала матерью Яна Замойского (1627-1665), воеводы киевского (1658-1659) и сандомирского (1659-1665), одного из известных польских полководцев в Тринадцатилетней войне Польши против России (1654-1667). Она стала матерью Констанции Замойской (1623-1672), жены с 1639 г. воеводы русского князя Иеремии Михаила Вишневецкого (1612-1651) – одного из самых главных врагов Богдана Хмельницкого в войне за освобождение Малороссии от польского ига. Она, в свою очередь, стала матерью Михаила Корибута Вишневецкого, короля польского и великого князя литовского (с 1669 года). Дочерью Катажины Замойской также была и Иоанна Барбара Замойская (1626-1653), жена другого врага Б. Хмельницкого в той войне, великого хорунжего коронного и воеводы сандомирского Александра Конецпольского (1620-1659). Эти ополяченные княгини уже были ревностными католичками, ненавидевшими Православие. В этой ненависти всех превзошла внучка Константина (Василия) Острожского Анна Алоизия, которая в 1636 году, явившись в Острог, приказала вынуть кости князя из гробницы, вымыть их, освятить по католическому обряду и перенести в свой город Ярослав, где положила их в католической часовне.

Как видим, род Острожских, имевший своим началом православного святого, затем постепенно полностью растворился в рядах самых яростных врагов православной Руси. Это было неизбежным по причине разделения Руси на её оплот Третий Рим – Москву, с одной стороны, и русские земли под властью католической Европы – с другой. Эта «европейская Русь» уже тогда стала Нерусью, каковой и остается до сих пор. Продолжение тех войн русских и православных между собой происходит и в наши дни. Они прекратятся только тогда, когда вся православная Русь будет собрана в державу Третьего Рима, как это уже было сделано русскими царями в прошлых веках.

Таков главный урок для нашего времени всей истории Руси Литовской вообще, и, в особенности, истории рода князей Острожских.

Виталий Даренский

https://nbfnasledie.ru/return-to-russia/kak-litva-stala-nerusyu-na-primere-dinastii-knyazej-ostrozhskix/