Гимн Российской Империи

Автор: Елена Мачульская

18 декабря 1833 года  впервые был публично исполнен новый гимн Российской Империи — «Боже, Царя храни!»

В России задумались о собственном гимне еще в конце XVIII века, после побед в русско-турецких войнах. В 1791 году поэт Гавриил Державин, вдохновлённый взятием Измаила армией под командованием Суворова, написал песню «Гром победы раздавайся». Песня на музыку Осипа Козловского обрела в России огромную популярность. Так, «Гром победы раздавайся» на четверть века стал неофициальным гимном Российской Империи.

После победы в войне с Наполеоном   поэт и государственный деятель Василий Жуковский написал в 1815 году стихотворение «Молитва русского народа», начинавшееся сроками: «Боже, Царя храни!» и  посвящённое победителю Наполеона — Императору Александру I. Уже через год Александр I утвердил первый российский гимн. Он исполнялся при встречах Императора на музыку английского гимна «God save the King» («Боже, храни Короля»). 

Но Императору Николаю I  иностранная  мелодия пришлась не по душе: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую». И он поручил бывшему в его окружении талантливому музыканту Алексею Львову сочинить для гимна новую музыку. 

Алексей Львов родился в 1798 году в Ревеле, в аристократической семье.

Его отец, Федор Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. По окончании Корпуса инженеров путей сообщения молодой Дворянин поступил на военную службу. Потом в он перешел в Министерство внутренних дел. В 1826 году Львов был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией,  сражался в боях под Варной. В 1832 году Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках. Более того, будучи талантливым музыкантом, Алексей Львов участвовал в домашних концертах императорского семейства.

Алексей Федорович вспоминал: «Граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем народного гимна, и, скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне написать гимн русский. Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для Церкви, годный для войск, годный для народа — от учёного до невежды».

Со столь непростой задачей Львов справился блестяще. 

Василий Жуковский изменил первоначальный текст, сократив его до двух четверостиший, которые легко запоминались: 

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Эти строки отражали главную национальную идею — единство православия, самодержавия и народности.

Первое прослушивание гимна состоялось в Императорской придворной певческой капелле в Петербурге. 23 ноября 1833 года туда прибыли Император Николай I, Императрица Александра Федоровна, Цесаревич Александр Николаевич и великие княжны. Исполнение осуществлялось придворными певчими и двумя военными оркестрами. Гимн, написанный на возвышенную хоральную мелодию, был подобен молитве и звучал с истинно имперским величием. 

В декабре в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так именовался в афише гимн «Боже, царя храни»). И на следующий день в газетах появились восторженные отклики. 

Новый государственный гимн  был утвержден вскоре после этого — 31 декабря высочайшим Указом Николая I. Также Император распорядился и впредь в честь освобождения Отечества от врагов ежегодно в эту годовщину исполнять Русский гимн в Зимнем дворце, и «… чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп в честь победы в войне 1812 года. Это торжество сопровождалось парадом войск, перед которым исполнялся гимн России «Боже, Царя храни!».

Перед смертью Жуковский написал Львову: «Наша совместная двойная работа переживёт нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который её присвоил. Из всех моих стихов эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих.»

Неслучайно композитор Алексей Львов, оставшись в истории автором одного произведения, спустя сорок лет удостоился почетного места на аллегорической картине Ильи Репина  «Славянские композиторы». 

Величественный и торжественный гимн Российской империи «Боже, Царя храни!» просуществовал до Февральского переворота 1917 года.