Православие и Новый год

Автор: Александр Гончаров

Издревле во всех краях нашей планеты люди праздновали начало нового года, нового сезона или даже новой эпохи. Человеку всегда хотелось надеяться, что вместе с новым годом придет обновление и в жизни наступят благие изменения.

В России тоже отмечали новый год, только вот даты его изменялись. Церковное Новолетие вообще приходится на сентябрь. А обычай праздновать встречу Нового года в январе у нас ввел Государь Петр I. Конечно, этим он сломал древнюю традицию, но отчасти празднование Нового года в январе все-таки и отвечало обычным житейским потребностям. Страна, по сути, была крестьянско-дворянской, другие сословия тогда еще являлись в количественном отношении незначительными. А крестьянский двор и дворянская усадьба превалировали в хозяйственной жизни государства, опиравшегося исключительно на сельское население. Веселиться и свадьбы играть было удобно, когда завершались полевые работы.

Правда, для православных крестьян и дворян имелся другой праздник, один из самых великих и значимых в духовном и даже бытовом плане – Рождество Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И он приходился на зиму. Но Петр Алексеевич фактически вмешался в праздничный цикл. Таким образом, Новый год органически стал своеобразным дополнением Святок.

Наши святые совсем не чурались поздравлять знакомых людей с новым годом. Например, святитель Тихон Задонский писал: «Не премину и я счастью твоему порадоваться, и с Новым годом, и счастьем поздравить. В Новом году начните новую жизнь, противопоставив грехам противоположные добродетели. А Новый год начиная, новую начните жизнь: покайтесь. Доселе Бог преблагой вас терпел, ожидая вашего обращения, терпел, что вы Его не слушали, что Вы закон Его разоряли, а впредь стерпит ли, не знаю, и ничего о том не говорю… А если так начнете Новый год, о, как благополучно начнете, а еще и того лучше, когда, так начав, и окончите!» А преподобному Варсонофию Оптинскому принадлежат слова: «Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода − ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую. Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!».

Все поменялось, когда население Российской Советской Республики (РСР) легло спать 31 января 1918 года, а проснулось 14 февраля. Перескок на григорианский календарь совершился по распоряжению Совета народных комиссаров во главе с В. И. Ульяновым (Лениным).

Позднее, уже при Сталине в 1929 году, была предпринята попытка абсолютной советизации календаря, а, следовательно, и привычного быта людей в СССР. Причем отменили и празднование Нового года, которое теперь предваряло торжества в честь Рождества Христова.

С использованием «пятидневки», а затем и «шестидневки», советская власть постаралась прикончить семидневную неделю, плюс еще и создать изрядные трудности для верующих в соблюдении постов и праздничного православного цикла. Но от затеи пришлось отказаться: несмотря на приманку в виде увеличения числа советских выходных дней, сокрушить традицию не удалось.

В итоге «старый стиль» (юлианский) исчисления дней, хоть и не был признан официально, но в народе сохранился. Так возник светский праздник, не имеющий аналогов в других странах, — Старый Новый год. Да и Церковь Русская, подвергнувшись небывалому ранее в России насилию, все-таки отстояла юлианский календарь в своем богослужебном круге.

Сейчас, уже в XXI столетии от Р. Х., после всех этих исторических пертурбаций, во время празднования всей страной светского Нового года для православного христианина возникает огромный соблазн. Идет Рождественский пост, приближается великий праздник Рождества Христова, его хочется встретить достойно, но этому мешает общая атмосфера, которая просто наносит ущерб духовному здоровью. Возникает вопрос: «Почему Господь попустил это?» Пожалуй, ответ найти можно. Не претендуя на истину, все-таки следует сказать, что Бог поругаем не бывает, и Он нас учит прежде всего любви к ближнему своему.

Давайте обратимся к церковному календарю. 1 января 2024 года Русская Православная Церковь вспоминает мученика Вонифатия, который являлся не только рабом в прямом смысле слова, но и рабом греха. Он преодолел свои страсти и пришел к мученическому подвигу за веру Христову. Что нам мешает помолиться ему в новогоднюю ночь, дабы он умолил Пресвятую Троицу помочь нам победить наши грехи.

В этот же день прославляются мученики Пров, Илия и Арис, египтяне, жившие в эпоху гонений на христиан римского императора Максимина (начало IV века от Р. Х.). Они помогали христианам, брошенным в тюрьмы, сами были схвачены и казнены. Разве не должны мы помолиться перед их иконой и попросить вразумить нас так любить ближних своих, как это умели делать они. А еще необходимо вспомнить и святителя Григория Омиритского, целителя и чудотворца. Ведь через него Господь неоднократно даровал исцеления страждущим и больным.

В первый день нового года еще Церковь вспоминает святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского. Он известен своей помощью ближним и нищелюбием. Разве мы не в состоянии поучиться у него таким важным качествам?

В святцах мы находим имена мучеников Полиевкта Кесарийского и Тимофея Мавританского, диакона. Если молиться им, то они помогут избегать идолослужения и искренне и нелицемерно любить Сына Божия.

На 1 января приходится и день памяти преподобного Илии Муромца Печерского, который нам знаком из былин как великий русский богатырь. Он ушел после всех своих ратных дел в Киево-Печерский монастырь, принял постриг и молился за Святую Русь. К нему нам надо прибегнуть как заступнику за русских воинов, находящихся ныне в боях и госпиталях, погибших на поле брани и уведенных в плен. Он стоит перед Престолом Божиим. И его молитвы наверняка слышит сам Господь наш Иисус Христос.

Вот и получается, что и светское новолетие Творец использует для того, чтобы привести людей к себе и их спасти. Главное – успеть увидеть и вовремя понять это.