Святочная тема у писателей – земляков


  Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников. В России этот праздник встречают с особым благоговением. Большинство православных России, Украины, Белоруссии и ряда других стран встречают Рождество 7 января. Различия в датах празднования общехристианских праздников не означает изменения их религиозной сущности. 

Рождество в пределах предпразднества и попразднества отмечается у нас в России двенадцать дней (7- 19 января) до праздника Крещения Господня. Это святки или святочные дни. Их поводят весело и празднично.

На Орловщине колядовщики поют:

Христос рождается!

Им род спасен людской!

И сердце загорается

Любовью неземной.

И, вестница рождения,

Сияя красотой,

  Горит звезда спасения

      Над страждущей землей!

Целый пласт нашей литературы и культуры составляет эта тема.

  Проникновенны строки орловского пастыря – поэта Илии Васильевича Ливанского: 

Рождество Твое,

Христе Боже наш,

Озарило Мир

Светом разума…

  Наши писатели – орловцы также отразили этот праздник в своих произведениях. 

«Как хорошо в предрассветный час полуодетому прямо с постели открыть дверь, выйти во тьму, захватить пригоршню пушистого, только что вылетевшего из облаков снега, протереть им лицо, шею и вернуться в тёплый дом: какой у снега в этот утренний час бывает аромат!» — читаем мы в дневниковых записях М.М. Пришвина.

Л.Н.Андреев в рассказе «Ангелочек» (посвящён жене писателя А.М.Велигорской, 25 декабря 1899г. ) передаёт самую суть: «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освящена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху»…

И. А. Бунин в рассказе «Святитель» (7мая 1924г.) пишет: «И святитель сказал в ответ на их земное метание – Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной». 

Как легки и по – зимнему свежи строки А. А. Фета, посвященные этим дням:

Помню я: старушка — няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

Про мерцание свечи…

«Бог – Творец мира», раскрытие понятия о небе и земле также встречаем у нашего земляка:

Ночь крещенская морозна,

Будто зеркало – луна.

«Побегу: еще не поздно,

Да боюсь идти одна».

И. А. Новиков так отразил это событие:

        Пришел желанный праздник:

        Настало Рождество.

У мишек тоже – елка,

Они в семье сидят,

Друг друга поздравляют

И весело глядят.

Фет стихотворением «Спать пора, свеча погасла», продолжает святочную тему:

Твой хранитель, ангел Божий,

Прилетает по ночам.

Как и ты, дитя, пригожий,

Только крылья по плечам.

  Наиболее полно религиозно – нравственные искания проявились в святочном творчестве Н. С. Лескова. Многие его рассказы этой тематики несут в себе «рождественскую проповедь», подводящую нравственный итог урокам правды и добра.

  Так рассказ «Зверь» впервые был напечатан в 1883 году с подзаголовком «Рождественский рассказ». В нем много автобиографического. Вот характерный пример сказанного выше: «Имея наш детский круг близ себя, священник задал им вопрос: понимаем ли мы смысл песни «Христос рождается»? Оказалось, что не только мы, но старшие плохо его разумели. Священник стал нам разъяснять слова: «славите», «рящите» и «возноситеся», и, дойдя до значения этого последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча», смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению…»

Упоминание зимних праздников отражено в других произведениях писателя: «Через неделю подошло Рождество, а потом Новый год. Разумеется праздничная сутолока – Ожидание наград. Меня это сильно озабочивало, тем более, что я знал мою награду – «Белый орёл» (одноимённый рассказ напечатан в 1880 году).

В рассказе «Неразменный рубль» писатель как настоящий волшебник слова пишет: «Было утро; у моей кровати стояла бабушка в её большом белом чепце с рюшевыми мармотками и держала в руке  новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила…»

В «Жемчужном ожерелье» встречаем: «…а теперь переодевайся скорее и поедем к Машеньке: мы сегодня у них встречаем Рождество»…

«Присутствие посторонних людей было теперь некстати, и потому все «три друга» и я сию же минуту потихоньку  убрались, а приготовленная для встречи Нового года бутылка вдовы Клико осталась завёрнутою в салфетку, но не раскупоренную» (Дух госпожи Жанлис», 1866 год, сборник «Святочные рассказы»).

Святочная тема звучит с самого начала и в рассказе «Путешествие с нигилистом» : «Случилось провести мне Рождественскую ночь в вагоне, и не без приключений». (Впервые напечатан в газете «Новое время в 1882 году под заглавием «Рождественская ночь в вагоне»).

В рассказе «Штопальщик» Лесков пишет: « Теперь, говорит , — Христов праздник и господ много понаехало, и все пьют – гуляют, а впереди ещё Новый год и Крещенье»…

Даже по этим отрывкам видно насколько интересны и полезны святочные рассказы писателя. Настала пора издать их отдельно. В святочный сборник непременно должны войти: «Пугало», «Приведение в Инженерном замке», «Запечатленный ангел», Этот список можно продолжить: «Грабеж», «Маленькая ошибка», «Отборное зерно», «Пустоплясы», «Обман», «На краю света».

  О рассказе «Грабеж» (1887), созданном на орловском материале, сам Лесков признавался: «По жанру он бытовой, по   сюжету – это веселая путаница; место действия  — Орел и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – веселое чтение и верная бытовая картинка». А сын писателя Андрей Лесков назвал рассказ «Заразительно веселой, чисто орловской панорамой»…

  Завершая разговор на новогоднюю святочную тему  уместно упомянуть стихотворение орловца А. Н. Апухтина «На Новый год», датированное декабрем 1881 года: 

И теперь меня мысль роковая гнетет:

  Что пошлет он мне, новый, неведомый год?

Проходят века, но эти дни зимних праздников до сих пор остаются самыми долгожданными и любимыми.