ВОСПОМИНАНИЯ О СВ. СЕВАСТИАНЕ КАРАГАНДИНСКОМ
Прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать во едино сокровище духовное наш долг перед будущим поколением.
Иеромонах Дамаскин (Орловский)
Всякий народ по праву гордится своей культурой, литературой, только полезно помнить, что русская литература существовала и была такой, какой мы ее по справедливости любим и ценим, лишь потому, что были Светильники Божий — Великие подвижники, молитвенники и нищелюбцы. И не писатели «освятили» Оптину, когда посещали пустынь и ее старцев, а страждущие, изнемогающие души писателей исцелялись и освящались молитвами святых подвижников этой славной обители.
Ни разорения, ни болезни и голод, ни даже революция не могли погасить однажды возжегшийся светильник духовного оформления народа, просвещения страны, удаляющейся с 18 века все дальше от своего промыслительного назначения.
Стремительное революционное разорение, стремление уничтожить и память, хранящую в себе не земное, к которому всегда стремилось и стремится человечество, лишь разбросало светильник искрами по всей стране. В их предназначении выражена любовь Божия к народу нашему
В свете сказанного знаменательно и дорого должно быть для нас повествование об архимандрите Севастиане (Фомине), родиной которого была Орловщина.
12 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес определение о причислении отца Сева-стиана Карагандинского — ученика и келейника оптинских старцев Иосифа и Нектария, выдающегося подвижника благочестия — к лику местночтимых святых (в Алма-Атинской и Семипалатинской епархии). 26 октября была совершена первая торжественная литургия и молебен в Караганде у раки преподобного Се-вастиана.
•Промыслом Божиим мне суждено служить в церкви Орловской епархии, а между тем родился я в Караганде, и более 20 лет воспитывался возле старца Севастиана. Как больно вспоминать мне те годы потому, что среди первых его послушников я был первым непослушником, и как счастлив я, что принял от него крещение, видел, слышал его. Был им обласкан и не однажды наказан. Любил, до бесконечности, его долгую с монастырскими напевами службу.
Как забыть его добрый ласкающий и строгий взгляд, когда он и сейчас вот уже 30 лет согревает душу, удерживает стремления, очищает мысли.
Как могу удержаться не говорить о нем?.. Положить печать на уста своя — значит предать забвению страдания, муки, подвижнический труд и смерть многих миллионов мучеников, исповедников, пострадавших Бога ради, и нас, живущих на земле.
Родился о. Севастиан (в св. крещении Стефан) 28 ноября 1884 г. в бедной крестьянской семье, в селе Космодемьяновское Орловской губернии. Отец — Василий, мать — Матрона Фомины имели трех сыновей: Василия, Иллариона и Степана. Вскоре, в 1889 г. братья лишились обоих родителей. Старшему брату Иллариону было тогда только 17 лет. На его руках осталось все крестьянское хозяйство и два младших брата. Маленький 5-летний Степан рано узнал сиротство, очень был привязан к среднему брату Роману за его нежную ласковую душу и был по душе похож на него. Брат Роман с ранних лет стремился к иноческой жизни. Он получил еще при жизни родителей благословение от оптинского старца Амвросия на поступление «в монастырь. Это было в 1888 г., когда Фомины всей семьей ездили в Оптину Пустынь за благословением к старцу Амвросию. Степану было тогда только четыре года, но он запомнил эту поездку, запомнил лицо и ласковые глаза старца. Всю жизнь потом висел в его изголовий портрет батюшки.
По настоятельной просьбе Романа, через 3 года после смерти родителей старший брат отвез его в Оптину Пустынь. Роман вскоре был пострижен в монашество с именем Рафаил.
В зимние месяцы, свободные от работ в деревне, Степан посещал своего брата в Оптиной. В 1905 г. исполнилось его совершеннолетие — он достиг призывного возраста. Однако Степан был освобожден от воинской службы из-за слабого здоровья. Выправил в волостном управление паспорт и уехал к брату Рафаилу в Оптину Пустынь. Рафаил в это время уже принял схиму.
Определили Стефана келейником к старцу Иосифу, в Ио-анно-Предтеченский скит. Направо и налево от калитку, как войдешь в нее, стояли два одинаковых домика, с застекленными террасами. В них и жили великие оптинские старцы. О. Иосиф жил в правой келье. Он был высокочтимым оптинским старцем. Почти 18 лет — до 1923 года прожил в ней келейником Стефан.
8 1917 г. во Введенской Оптиной Пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 г. за два месяца до закрытия монастыря, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. В 1927 г. он был рукоположен в иеромонаха епископом г. Калуги.
9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря, т.е. до весны 1923 года. А затем еще 5 лет — до 28 апреля 1928 г. — они продолжали жить вместе вне монастыря в селе Холмищи в 50-ти верстах от г. Козельска. Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, молитвенность, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Великая любовь привела его к тому, что он принял на себя бремя старчества в исключительно трудное время.
Старец Нектарий оставил неизгладимое впечатление какой-то своей необыкновенной тихостью, скромностью и простотой. Говорил мало и всегда иносказательно, как бы юродствуя. Народ всегда шел к нему во множестве. Он всех принимал, но говорил: «Народ идет потому, что это келья старца Амвросия», — а себя и старцем считать не хотел Часто говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника Севастиана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». За три месяца до закрытия скита старца Нектария арестовали. Когда о. Нектария подвели к сеням, на которых увозили его в ссылку, он сказал: «Подсобите мне сесть». Это были его последние слова, произнесенные им в Оптиной пустыни, где он прожил полвека, и которую покидал навсегда.
В с. Холмищи о. Севастиан снимал неподалеку от о. Нектария комнату. Старец Нектарий благословил о. Севастиана после своей смерти уехать из Холмищ и идти служить на приход. Неутешно плакал о. Севастиан на похоронах и потом на могиле старца.
После похорон о. Ссвастиан уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение в г. Козлов (ныне Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев, отец ныне здравствующего митрополита Питирима. Прослужил батюшка о. Севастиан в Ильинском храме пять лет, с 1928 г. по 1933г. и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 г. батюшка был репрессирован, отвезен в г. Тамбов, где был осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан. О своем пребывании в лагере о. Севастиан вспоминал, что гам били, истязали, требовали одного: отрекись от Bora. Он сказал: «Никогда». Тогда его отправили в барак к уголовникам. Там» — сказали, — тебя быстро перевоспитаю!. Можно представить, что делали с человеком пожилым, больным, слабым, священником. Но победила любовь и вера, которые были в сердцу батюшки. Он привел к вере в Bora весь барак — до одного человека, всех, кто там был. А сам оказался на месте, которое никому, кроме него, доверить не могли — в хлеборезку. А между тем, поближе к лагерю в Караганде, съезжались близкие ему по духу монахи, дети духовные со всей центральной России. Они устраиваются на работу. По благословению батюшки, в основном, работают в медицинские учреждениях и, постепенно устраиваясь, покупают небольшие домишки. Связанная незримыми духовными нитями, создается нигде не зарегистрированная община под духовным водительством изгнанного из Оптиной пустыни старца, находящегося в лагере, иеромонаха Севастиана. В 1944 г. батюшка был освобожден, и его послушницы, матушки Агрипина и Варвара, заранее купив домик на улице Нижней, привезли его туда. Матушки собирались уехать на родину, но о. Севастиан говорил: «За 10 лет мы уж привыкли к месту и людям, а люди здесь — перенесшие горе, разлуки —добрые, сознательные, так что, дорогие, будем жить здесь. Мы здесь больше принесём пользы.» Вот так и остались все они до смерти в Караганде, и на Михайловском кладбище похоронены все рядом с батюшкой.
Когда батюшка обосновался на Михайловке, к нему стали съезжаться монашествующие со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Ехали из Европейской части и с Украины, и из Сибири, и с дальних окраин Севера, и из Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться с жильем. Когда они материально укреплялись, работая на шахтах и рудниках, семьи их вырастали, они строили себе новые, просторные уже, добротные дома. Батюшка помогал всем приезжающим к нему и желающим остаться. Он давал деньги на покупку домика тем, у кого не было, или добавлял денег тем, кому не хватало. Деньги ему со временем возвращали, он отдавал их другим и т.д. Сама Караганда была разбросана небольшим поселком вокруг шахт. Люди, в основном, были репрессированные из России и, в основном, верующие. Многие из них постепенно перебирались к Михайловке, ближе к батюшке. Службы не было, но батюшка духовно всех окормлял и совершал требы без всяких на то разрешений. А вскоре о. Севастиан стал у себя в доме или в доме Александра Павловича Кривоносова (впоследствии о. Александра) совершать Богослужения.
Мои родители были сосланы в Караганду в 30-е годы. Узнав о батюшке, они со временем также переехали ближе к Михайловке. И я ясно помню, как батюшка тайно совершал церковные службы. Совершая требы после утомительного дня, после молитв в своей келье, каждую ночь в три часа шел батюшка по темным улицам в дом — служить литургию. По праздникам батюшка начинал сначала служить всенощную с часу ночи, а после нее сразу литургию. Окна все были плотно занавешены, чтобы свет не пробивался. Внутри же дома — светло, тепло, многолюдно. Светлый любящий батюшка давал кому-нибудь булочку, яблочко или пачку печенья, хотел чем-то утешить, обласкать, помочь. Кончал батюшка службу до рассвета, и шли люди по земным улицам домой, только не группами, а по одному, по два. Меня не часто брали родители на такие службы, но помню что даже шести кил ометровый путь от дома до батюшки был чем-то необыкновенным, таинственным, радостным. После службы, по пути домой, мне представлялось, что жили мы в жизни в миру обыкновенном, тяжелом и мрачном, а там бывали в преддверии рая и, уходя, уносили с собой необыкновенную радость. Проходя узкую лесополосу из карагача, и, слыша на рассвете пение птиц, я представлял чудный райский лес с соловьями. И никогда, несмотря на мой шестилетний возраст, я не отказывался идти пешком к батюшке, до тех пор, пока не стали ходить по городу первые автобусы.
Через некоторое время духовные чада о. Севастиана начали хлопотать об открытии церкви. Неоднократно ездил в Москву Александр Павлович Кривоносое, ученый-агроном, очень преданный батюшке, и однажды, наконец, привез разрешение открыть церковь в Михайловке. Для этих целей был куплен маленький домик, который верой, любовью и энтузиазмом людей скоро превратился в Храм Божий. И вот в 1955 г. наступил день освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы…
Священников батюшка подбирал себе сам. Сначала приглядывался к кому-нибудь из прихожан, потом позовет к себе и говорит: «Вам надо быть священником». Так было с А.П.Криво-носовым, занимавшим должность в отделе сельского хозяйства облисполкома. Так было с о. Серафимом Труфановым — учителем. Так было с о. Павлом Коваленко и другими.
Прихожан было вокруг батюшки очень много, в праздник храм ие вмещал всех, и люди стояли в церковном дворе. Богослужения были долгими, а клирос пел умилительные песнопения на монастырский лад. Однако центром духовной жизни был сам батюшка. Постоянные прихожане его жили под его полным руководством, притом стремились к этому сами. Куда поехать, куда устроиться на работу, учебу, что купить или продать, — на все стремились получить у батюшки благословение. И он не просто благословлял — он соучаствовал, сопереживал, ругал, огорчался, радовался вместе со своими духовными детьми. При том радость его была настолько личной и искренней, что я, видя его со стороны, помню, вот уже тридцать лет, эти светлые улыбающиеся глаза.
Гневался он до глубины души, хотя тут же — прощал. Гнев его запоминался надолго. И глубина его гнева была от того же соучастия, сопереживания. Помню, за самовольный поступок, который я позволил себе, батюшка меня наказал. Выгнал из алтаря, где я прислуживал, и из клироса, где я пел, определил мне стоять за хором. Чувствуя себя ничтожеством, я рыдал. Певчая, слыша это, сказала батюшку обо мне, и он не выдержал — тут же мне простил, а в конце литургии я уже пел на хоре. Церковные службы были для него не только долгом, но неотъемлемым условием его внутренней жизни. Он не пропускал ни одной службы, не допускал ни одного пропуска или сокращения. Преодолевая тяжелые болезни, он часто сам служил литургию и выполнял требы. Особенно любил он по унаследованному монастырскому обычаю заупокойные службы и ежедневно сам усердно служил панихиды до конца жизни. «Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно, — говорил он, — оно — главное.»
Много положил труда батюшка на воспитание паствы. Говорили, что добрая половина Михайловки как бы негласный монастырь в миру. Если при его жизни приняли сан люди опытные пожилые, то после его смерти стали священниками молодые люди, подготовленные им с самого детства. Многие из них сейчас уже маститые настоятели храмов. Это о. Александр Киселев, о. Владимир Королев, о. Петр, о. Герман и другие. При общении с батюшкой само собой, неоспоримо, и даже наглядно ясно, становилось, что душа живет вечно, что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неопределенное, а это — весь человек, истинный, внутренний человек. И было это так очевидно, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном. Глядя на него, и видеть-то можно было лишь душу.
Батюшка заметно слабел. Он стал меньше говорить с приходящими, к нему не всех стали пускать. Не отказывали только приезжим из других городов. А приезжих было много. Батюшке становилось все хуже. Многолетние болезни обострились. Однако батюшка продолжал служить почти до последнего дня. Прилетел из Москвы Владыка Питирим, и батюшка был пострижен в схиму. Батюшка трижды выходил на амвон и прощался со своими детьми духовными, а церковь ранее смерти оплакивала своего любимого отца и прозорливого наставника.
19 апреля 1966 года на Радоницу батюшки не стало. Умер схиархимандрит Севастиан, но душой и своими наставлениями живет и по сей день в памяти всех, знавших его. Вот уже тридцать лет в момент совершения дурных поступков вспоминается батюшка, и уязвляется душа, маленькие подвиги радуют, и хочется увидеть воочию лучистые, радующиеся его глаза. Так, глубоко оставивший след в судьбах людских, батюшка Севастиан до сих пор ободряет и исправляет поступки оставшихся жить на земле великое множество чад своих.
Вечная ему память!
Прот. Николай (Коваленко), настоятель церкви иконы Смоленской Божией Матери г. Орла, член Орловского церковного историко-археологического общества
Прот. Николай (Коваленко), Воспоминания о св. Севастиане Карагандинском/ Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. — Выпуск 1 (4) г. Орел, 1999 г. — с. 27 — 35.