К 180-летию со дня рождения Римского-Корсакова

Открыли отреставрированный дом-музей в Тихвине и обновили экспозицию в его квартире в Петербурге.

180-летие со дня рождения Николая Римского-Корсакова отмечают в России. К юбилею композитора открыли отреставрированный дом-музей в Тихвине и обновили экспозицию в его квартире в Петербурге. Репортаж Алексея Комарова.

Римский-Корсаков обладал невероятной работоспособностью. Только одно вступление к «Ночи перед Рождеством» в порыве вдохновения он переписывал 7 раз. «Один тип вдохновения он называл «острое», когда в любой момент тебя может попросту осенить. Он всегда был к этому готов. Он всегда носил даже такие специальные маленькие нотные книжечки», – рассказала лектор-музыковед Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова Мария Гайдук.

Вот те самые нотные книжечки. За короткую по современным меркам жизнь – Николай Андреевич умер в 64 года – он написал 15 опер и 80 романсов. Впрочем, этого без преувеличения великого наследства могло и не быть. В родовом гнезде Римских-Корсаковых в Тихвине (дом недавно открыли после реставрации) на стене портреты предков Николая Андреевича: генералы, адмиралы, губернаторы, сподвижники Петра I и даже фавориты Екатерины II. Никакого иного пути у Николая Андреевича и быть не могло – он стал морским офицером. Во время кругосветного путешествия на корабле сочинил Симфонию № 1. Это её оригинальная партитура. «Пролистав рукопись, мы даже увидим его реакцию на свои же собственные ошибки молодости. Вот здесь он даже в сердцах оторвал угол и написал уже по оторванному: «Идиот!», – поделилась доцент Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения Тамара Сквирская.

В музыкальной картине «Садко», которую через много лет композитор превратит в одноименную оперу, он впервые обратился к теме русского фольклора. Она и стала главной в его творчестве. Здесь в квартире на Загородном проспекте Римский-Корсаков написал самые значимые свои произведения: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и многие другие. «Гости приходили сюда и собирались на «корсаковских средах». Мы можем представить себе, как здесь в 4 руки могли играть за этим роялем сам Николай Андреевич, его жена Надежда Николаевна, которая была прекрасной пианисткой», – отметила Мария Гайдук.

Традицию «корсаковских сред» продолжают и сегодня фестивалем фортепианных дуэтов. Его участники – 80 музыкантов из самых разных уголков России. Из окна Дома-музея Римского-Корсакова видны купола Тихвинского успенского монастыря. Как вспоминал композитор, в его произведениях и отразилась вся эта русская самобытность с церковной службой, пением и народными сказками. Он не просто сочинял музыку, он ей служил, как служил стране род Римских-Корсаковых.

https://smotrim.ru/article/3859134?ysclid=lu3rmkhap6669172601