Модеста Мусоргского называют композитором, опередившим время. Он не был принят современниками, но сегодня считается третьим по частоте исполнения произведений русским композитором в мире. Его опера «Борис Годунов» не принесла богатства, но прославила имя Мусоргского на весь мир.
Матэ В.В.
Мусоргский М.П., 1881 г.
Будущий композитор родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в родовом имении отца, потомка древнего княжеского рода, ветви, происходящей от Рюриковичей.
Мальчика с раннего детства учили игре на фортепиано — сначала с ним занималась мама, а затем профессиональный учитель. В семь лет Модест освоил произведения Листа, участвовал в домашних концертах.
Он очень любил русские сказки, которые ему рассказывала няня. «Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано», — рассказывал композитор в своей биографии. Впоследствии эта любовь скажется на его творчестве.
Модест Мусоргский в Школе гвардейских подпрапорщиков.
Дед и прадед Мусоргского были офицерами, поэтому детям в семье пророчили военную карьеру. Десятилетнего Модеста и его старшего брата Филарета отправили в Петербург. Будущий композитор учился в известной школе Петришуле, изучал иностранные языки, брал уроки игры на фортепиано, выступал на домашних концертах.
В 12 лет он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учился хорошо, параллельно начал писать музыку. Первое произведение Мусоргского называлось «Porte-enseigne polka» (полька «Подпрапорщик») — это была пьеса для фортепиано.
Модест, как и хотел его отец, стал военным — после юнкерской школы он начал служить в Преображенском полку, продолжая заниматься музыкой. Но его жизнь перевернуло знакомство с Александром Даргомыжским и Александром Бородиным: Мусоргский вошел в знаменитый кружок «Могучая кучка», который был образован Милем Балакиревым.
«Соединить военную службу с искусством — дело мудреное», — писал Модест и в 1858 году решился выйти в отставку, посвятить себя композиторскому делу.
Мусоргский много учился, писал романсы и песни на народные темы, что было необычно для молодого человека, вхожего в светское общество. Его инструментальное произведение «Интермеццо» оказалось вдохновлено картинкой из жизни крестьян в родной Псковской губернии.
В своей биографии композитор вспоминал: «Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия а-ля Бах».
Модест продолжил писать «народные картинки», в число которых вошла «Иванова ночь на Лысой горе» для оркестра — это произведение автор много раз переделывал, но оно ни разу не было исполнено при его жизни.
Вокальный цикл «Детская», включавший семь пьес, сделал Мусоргского известным за границей; его высоко оценил Ференц Лист. Далее русский композитор сделал попытку создать оперу «Саламбо» (основа — роман Гюстава Флобера), но так ее и не дописал. В итоге это произведение стало частью единственной оперы, которую Мусоргский закончил полностью — «Борис Годунов».
Этим грандиозным произведением композитор начал заниматься в 1868 году. Либретто он писал сам, основывался на трагедию Пушкина, а также «Историю государства Российского» Карамзина. В изначальном варианте в опере должно было быть два действующих лица — царь и народ. Но такой вариант (а, точнее, новаторская, не каноническая по тем временам музыка) не устроил дирекцию императорских театров. Ее члены отказали Мусоргскому «из-за отсутствия центральной женской партии».
Композитор не сдался, и в 1872 году представил второй вариант, с героиней Мариной Мнишек, любовной линией и переработанным финалом. К этому времени отрывки из оперы Мусоргского уже исполнялись на большой сцене, но Мариинский театр постановку отверг. Помогла только поддержка труппы и оперной певицы Юлии Платоновой — она настояла на включении «Бориса Годунова» в ее бенефис.
В итоге премьера главного произведения композитора состоялась 27 января 1874 года.
Публика была в восторге, критики возмущались, что автор представил народ «глупыми, простыми, ни на что не годными людьми». Поэтому оперу поставили в театре всего 15 раз за восемь лет.
В 1896 году «Бориса Годунова» вернули на сцену в редакции друга Мусоргского, композитора Николая Римского-Корсакова. Существует не менее семи версий этой оперы, в числе которых есть вариант Дмитрия Шостаковича.Музыка в цвете моря: 180 лет назад родился Николай Римский-Корсаков
Зарубежная премьера «Бориса Годунова» прошла в Париже в 1908 году. Сегодня это одна из самых известных русских опер, которые ставятся на мировых сценах. В одной из дореволюционных постановок заглавную партию исполнял Федор Шаляпин.
Многие широко известные ныне произведения Мусоргского не были приняты его современниками. «Картинки с выставки», «Без солнца», «Песни и пляски смерти» были новаторскими, но их критиковали даже друзья из «Могучей кучки».
Вторая историческая опера композитора — «Хованщина» (ее Мусоргский начал писать до «Бориса Годунова») — также была много раз отредактирована Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским, Равелем. В основе либретто — события 1682 года, переломный период в жизни Руси.
Окончательно оперу дописал Римский-Корсаков. Но Мариинский театр отказался ставить «Хованщину» на своей сцене, в итоге премьера состоялась в любительском музыкальном кружке.
Одно из последних произведений — оперу «Сорочинская ярмарка» — Мусоргский также закончить не успел. Из-за нехватки денег, композитор служил в разных ведомствах. Он пристрастился к алкоголю, жил в имении брата, у знакомых. В 1879 году он отправился в поездку на юг с певицей Леоновой — аккомпанировал ей на выступлениях. Но по возвращению домой его отчислили со службы, он снова начал пить.Почему источником своего вдохновения композитор Мусоргский считал водку
Одна из последних встреч у Мусоргского случилась с художником Репиным. По воспоминаниям, 2 марта 1881 года в столичный Николаевский военный госпиталь пришел посетитель с холстом. Он пришел к давнему другу, госпитализированному с нервным истощением и белой горячкой. Тогда Репин написал широко известный и единственный прижизненный портрет Мусоргского. Композитор скончался от удара 28 марта 1881 года. Ему было всего 42 года.
«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться». Цитата из письма Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 года.
Мусорянин (так звали композитора друзья) был отзывчивым, тонко чувствующим и очень одиноким человеком. Всю жизнь пробыл холостяком. По слухам, когда-то он любил певицу, которая жестоко разбила ему сердце. Еще одна неподтвержденная история связана с Надеждой Опочининой, которая была старше композитора на 18 лет — ей он посвятил многие свои произведения.
Похоронен композитор на средства известного мецената Терентия Филиппова, которому он завещал права на издание своих произведений, на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Интересные факты
- Модест Мусоргский писал музыку медленнее своих коллег — он не делал предварительных набросков, долго все обдумывал и записывал уже готовое произведение.
- В числе фильмов, где звучит музыка Мусоргского, сериал «Симпсоны», фильмы «Древо жизни», «После прочтения сжечь», «Дракула 2000», «Большой Лебовски», «Лолита», «Прирожденные убийцы» и многие другие.
- Композитор свободно владел немецким и французским языками, хорошо читал по-гречески и по латыни, обладал отличным баритоном и охотно пел.
- Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для, того, чтобы более точно передать выразительность музыки.