«Все, что мною написано о войне – это искупление долга перед теми, кто остался там». К 100-летию со дня рождения Юрия Бондарева.

15 марта 1924 года родился русский писатель-фронтовик Юрий Бондарев (1924-2020).

Юрий Васильевич Бондарев — настоящий человек-легенда. Его романы и повести о Великой Отечественной  можно найти абсолютно в любой библиотеке, даже самой маленькой, деревенской. Юрий Бондарев писал только о том, что хорошо знал, видел, оценивал не понаслышке. Будущий писатель воевал под Сталинградом, на Курской дуге, на Украине, в Польше, Чехословакии, а впоследствии  стал нравственным авторитетом для нескольких  поколений россиян. А о своем бескомпромиссном поколении победителей он всегда отзывался однозначно:

«Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства».

Хотя Юрий и родился в Оренбуржье, но считал себя коренным москвичом, поскольку попал в белокаменную семилетним, и детство провёл в тихом Замоскворечье, во дворе, где все жильцы – одна дружная семья, почти родные.  Гонял голубей  — все известные породы собрал у себя на голубятне на зависть другим мальчишкам, крутил «солнышко» на собственноручно сработанном турнике и вечерами читал Джека Лондона. 

Ведь герой романа «Горячий снег» лейтенант, командир огневого взвода Николай Кузнецов говорил именно от лица автора, связанного с ним «судьбою и кровью»: : «…ни на что я свое Замоскворечье не променяю, сидишь зимним вечером, в комнате тепло, голландка топится, снег падает за окном, а ты читаешь под лампой, а мама на кухне что-то делает…».

Отец – народный следователь, человек мужественный и бесстрашный, вместе с Джеком Лондоном учил мальчика стойкости духа и отваге. В школьные годы Юра вместе с друзьями по классу начал издавать литературный журнал, который и писался и иллюстрировался ими от руки, зато в нем можно было размещать свои, разной степени талантливости, произведения. Но всем одноклассникам альманах нравился, его прочитывали от корки до корки, установив очередь, пока журнал не распадался на отдельные странички от ветхости. 

Когда началась война, комсомолец Бондарев еще учился в выпускном классе, и мобилизации не подлежал по возрасту, но сразу же отправился в числе других добровольцев рыть укрепления под Смоленском, а после окончания десятилетки поехал в Актюбинск, в пехотное училище. Времени на подготовку молодым командирам давалось совсем немного, и в октябре 1942 года курсанты уже воевали под Сталинградом. Первое ранение, контузия, обморожение… Затем Воронежский фронт, форсирование Днепра, участие в боях за освобождение Киева и Житомира, снова ранение, госпиталь, и свежих еще бинтах – Карпаты, Польша, Чехословакия. С двумя медалями «За отвагу» на кителе младший лейтенант Юрий Бондарев окончил свою войну. Но она его не отпускала никогда, снова и снова возвращая на поля сражений, скорбной чередой проводя перед закрытыми глазами образы погибших однополчан, забыть которых он просто не имел права. В 1946 году Юрий отнес документы в Литературный институт, к школьному аттестату прилагались стихи и два небольших рассказа. 

«Вернувшись с войны, я писал о войне».

Рассказы оценил заведующий кафедрой литературного мастерства Константин Георгиевич Паустовский, и даже дал рекомендацию на прием молодого фронтовика-абитуриента в вуз без экзаменов. Ещё будучи студентом, Бондарев начал печататься, его первые рассказы выходили в журналах-миллионниках «Октябрь», «Огонёк» и «Смена». В 1951 году создателя «лейтенантской прозы» приняли в Союз писателей.

Настоящую известность автору принесли практически все его произведения, посвященные темам войны и послевоенной жизни: повесть «Батальоны просят огня» (1957), романы «Тишина»  (1962), «Двое» (1964) и «Горячий снег» о событиях Сталинградской битвы.

С середины шестидесятых писатель работал над сценарием фильма-эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» — ему было поручено прописать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными персонажами картины. При подготовке сценарного материала Юрий Бондарев использовал и свои произведения, прежде всего повесть «Батальоны просят огня», а также неоднократно встречался с маршалом Георгием Константиновичем Жуковым, скрупулёзно уточняя  детали батальных сцен и штабных разработок. Ни одной неточности не нашёл маршал в переданном в производство тексте. 

«До сих пор себя казню, — сетовал в одном из интервью  Юрий Васильевич, — что так мало расспросил Георгия Константиновича о сорок первом годе, о котором по-настоящему ещё почти ничего не написано…».

 15 марта 1924 года родился русский писатель-фронтовик Юрий Бондарев (1924-2020).  Юрий Васильевич Бондарев — настоящий человек-легенда.-3

Писатель прожил долгую и славную жизнь, никогда не поступаясь против собственной чести и совести. 29 июня 1988 года, выступая на XIX Всесоюзной партийной конференции, сравнил процесс перестройки с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка, там же, с трибуны, осудил повсеместную в то время критику советского прошлого.

В 1994  году  Юрия Бондарева попытались наградить орденом Дружбы народов, однако награду писатель-фронтовик не принял, жестко аргументировав свой категорический отказ: «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». 

Давая столь конкретную оценку современной российской действительности, Юрий Васильевич до последних дней своей жизни не терял светлой веры в будущее нашей страны: 

«Русский народ за многие века претерпел столько бед и страданий, что диву даёшься: как выдюжил? Нигде нет такого числа подвижников и святых. Неслучайно во всём мире смотрят на Россию с надеждой и верой в справедливость и добро».

Из книг Юрия Бондарева: 

Каждый умирает в одиночку. Но если уж ты стал равнодушным — наступил конец света.

На войне лишние слова — это пыль, заволакивающая порой истинное положение вещей.

За неуспех и успех на войне надо платить кровью, ибо другой платы нет.

Я солдат, и назначение на любой пост для меня – приказ.

Подлость живуча. Подлость вооружена. Две тысячи лет зло вырабатывало приемы коварства, хитрости. Мимикрии. А добро наивно, в детском чистом возрасте. Всегда. В детских коротких штанишках. Безоружно, кроме самого добра… Не-ет, добро должно быть злым. Иначе его задавит подлость.

Только в первом бою все пули летят мимо. Потом — рядом гибель других, и круг суживается.

Война — это дерьмо, дерьмо без всяких интеллигентских философий!

Что значит взять боль другого? Это сумасшествие, это трудно понять разумом. Но, может быть, в этом и есть самое человеческое, самое главное, что живёт где-то в нас?

Как только человек начинает думать о том, что он счастлив, сразу же возникает мысль об опасности потерять счастье – и он уже несчастлив.

У опыта нет общей школы, своих учеников время учит порознь.

Подчас современный читатель узнает из книг о жизни гораздо больше, чем из самой жизни.

Честность есть честность со времен  когда человек стал человеком.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги! 

https://dzen.ru/a/ZfPvcB8XcWyxE6Ey