«Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения». Знакомимся с художником перед походом на выставку

Уже на этой неделе, 15 сентября, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается масштабная выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения».
Выдающийся живописец, просветитель и меценат Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 года. И уже весной все любители его творчества отметят 200-летний юбилей мастера. А в преддверии этой даты появилась возможность увидеть его самые значимые работы в одном месте и познакомиться с тем, как развивался его путь в искусстве.

На выставке будет представлено около 120 живописных и графических произведений из музеев и архивных собраний со всей страны. В экспозиции будут демонстрироваться не только картины художника, но и эскизы к ним, многочисленные этюды, зарисовки из путевых альбомов. Можно будет увидеть работы из архивов Русского музея и Третьяковской галереи, которые ранее не выставлялись. Даты проведения выставки: 15 сентября 2023 – 21 января 2024.

Предлагаю всем, у кого будет возможность, заглянуть в этот период в Третьяковку, в Лаврушинский переулок, дом 12.

Фрагмент картины «Портрет Боголюбова» Ильи Репина. 1876

А для тех, кто мало знаком с творчеством Алексея Боголюбова, или чтобы освежить в памяти имеющиеся знания и идти на выставку уже подготовленным, я предлагаю вам небольшую статью о художнике.

Боголюбов Алексей Петрович родился в Новгородской губернии, в селе Померанье. Его отец полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, умер от последствий тяжелого ранения, когда будущему художнику исполнилось 6 лет.

Поэтому воспитанием Алексея и его старшего брата Николая занималась их мать – Фекла Александровна Радищева, дочь знаменитого революционера, автора известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», Александра Николаевича Радищева. Позже художник вспоминал в своих «Записках моряка-художника», что Фекла Александровна воспитывала своих сыновей в уважении к памяти их «крамольного» деда.

Как сирота ветерана войны, Алексей Боголюбов обучался в Морском кадетском корпусе, после окончания которого в 1841 году отправился служить на флот в звании мичмана. Ещё во время учебы у юного кадета возникла любовь к рисованию. Как он вспоминал: «Страсть к рисованию меня тоже губила, ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды». Особенно скандальная история приключилась, когда Боголюбов нарисовал карикатуру на экзаменационную комиссию.

Во время своей морской службы моряк Боголюбов продолжал рисовать, вдохновляясь заграничными путешествиями. К тому же он побывал в западноевропейских музеях.

Алексей Боголюбов. Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845. Холст, масло. 67 x 95. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В 1847 году в Англии Боголюбов познакомился с произведениями Уильяма Тернера, про которые после написал в своих «Записках»: «Гармония красок навсегда запала в мою душу».

И в этом же году на Мадейре он встретился с Карлом Павловичем Брюлловым, который, посмотрев работы молодого «моряка-художника», посоветовал ему продолжать заниматься живописью.

Но решающей стала встреча с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, который во время своего морского путешествия заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и впоследствии посодействовал ему поступить в Императорскую Академию Художеств. «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, – сказал герцог, – будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России».

Алексей Боголюбов. 12-пушечный пароходофрегат «Камчатка». 1848. Холст, масло. 52 x 72. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. На этом пароходе служил художник и на нем он познакомился с герцогом Лейхтенбергским

Алексей Боголюбов. 12-пушечный пароходофрегат «Камчатка». 1848. Холст, масло. 52 x 72. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. На этом пароходе служил художник и на нем он познакомился с герцогом Лейхтенбергским

В 1849 году Боголюбов стал вольным слушателем Академии, продолжая при этом служить на корабле.

А после окончания Академии с Большой золотой медалью в 1853 году он вышел в отставку и был назначен художником при Главном Морском штабе. Своё мастерство живописец продолжает совершенствовать в Европе, куда отправляется с пенсионерской поездкой от Академии.

Алексей Боголюбов. Берег моря (Сорренто). 1850-е. Холст, масло. 48 x 78. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Алексей Боголюбов. Берег моря (Сорренто). 1850-е. Холст, масло. 48 x 78. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

За границей его наставниками стали француз Эжен Изабе и представитель дюссельдорфской школы Андреас Ахенбах. Также он подружился с художниками барбизонской школы Руссо и Милле, с Камилем Коро и Шарлем-Франсуа Добиньи. /Кстати, их работы также будут представлены на выставке в Третьяковке/.

Результатом этой поездки стала выставка работ художника и присвоение ему звания профессора живописи. Средства от выставки Боголюбов направил в фонд вдов и сирот художников.

Алексей Боголюбов. Ярмарка в Амстердаме. Около 1859. Холст, масло. 123,5 x 192. Государственный Русский музей. Картина была куплена Александром II с выставки вместе со всеми произведениями, посвященными Крымской войне

Алексей Боголюбов. Ярмарка в Амстердаме. Около 1859. Холст, масло. 123,5 x 192. Государственный Русский музей. Картина была куплена Александром II с выставки вместе со всеми произведениями, посвященными Крымской войне

Значительное место в творчестве Алексея Боголюбова занимают серии картин из истории русского военно-морского флота, которые он писал по заказу Александра II и главного морского штаба.

Алексей Боголюбов. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Между 1857 и 1859. Холст, масло. 56 х 95. Государственный Русский музей

Алексей Боголюбов. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Между 1857 и 1859. Холст, масло. 56 х 95. Государственный Русский музей

После создания батальных полотен о Крымской войне, художник получил от императора заказ на картины, посвященные истории морских сражений Петра I. Над этой серией работ Боголюбов трудился целых 11 лет, начиная с 1865 года.

К 200-летнему юбилею Российского флота художник написал 100 полотен. Эти произведения стали документальными реконструкциями военных побед русских моряков и будней морской службы.

Алексей Боголюбов. Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866. Холст, масло. 233 x 333. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Алексей Боголюбов. Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866. Холст, масло. 233 x 333. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Алексей Петрович Боголюбов очень много путешествовал по России. Из своих поездок он привез и представил наследнику престола уникальный альбом рисунков с архитектурными видами городов, расположенных вдоль Волги от Твери до Астрахани.

Алексей Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. Холст, масло.  58 x 93. Государственная Третьяковская галерея. Картина долго украшала дома Сергея и Павла Третьяковых, так как в этих местах находилась принадлежавшая братьям льняная мануфактура

Алексей Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. Холст, масло. 58 x 93. Государственная Третьяковская галерея. Картина долго украшала дома Сергея и Павла Третьяковых, так как в этих местах находилась принадлежавшая братьям льняная мануфактура

Боголюбов вел активную работу в художественной среде. Он не только участвовал в передвижных художественных выставок, но и был активным членом правления Товарищества. Он умело использовал свой авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Так он добился отмены запрета на демонстрацию картины Репина «Иван Грозный», воспользовавшись своей давней дружбой с Александром III.
Когда по состоянию здоровья Боголюбов жил во Франции, он принимал в своем доме всех нуждающихся русских художников.

Алексей Боголюбов. Зима в Париже. Середина 1870-х. Дерево, масло. 18 x 27 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Алексей Боголюбов. Зима в Париже. Середина 1870-х. Дерево, масло. 18 x 27 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

В Париже живописец руководил русским художественным кружком, который объединял художников, живших вдали от России и приезжавших в пенсионерские поездки от Академии художеств, а также создавал им условия для работы. Боголюбов сам организовывал выгодные заказы для Крамского, Савицкого, Поленова и других русских художников.

Алексей Боголюбов. Лес в Вёле. Нормандия. 1871. Холст, масло. 41,5 x 61,2. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Боголюбов. Лес в Вёле. Нормандия. 1871. Холст, масло. 41,5 x 61,2. Государственная Третьяковская галерея

Но на мой взгляд, самым значительным вкладомАлексея Петровича Боголюбова, как мецената и просветителя, стало открытие в 1885 году в Саратове первого в России провинциального художественного музея.

Музей был назван в честь деда художника «Радищевским» и его основу составила личная художественная коллекция Боголюбова и его картины. Известно, что идея создания музея появилась у художника ещё во время его поездки в 50-е годы за границу, и с тех пор все предметы искусства, которые он приобретал сам и те, что ему дарили, получали метку «Р.М.» – значит «Радищевский Музей».

Алексей Боголюбов. Вид Саратова с Соколовой горы. 1887-1888. Дерево, масло. 131 x 176. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Алексей Боголюбов. Вид Саратова с Соколовой горы. 1887-1888. Дерево, масло. 131 x 176. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Сам Боголюбов писал об идее создания музея, что он мечтал «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».

Для размещения музея в Саратове было построено специальное здание, в котором и сейчас находится Саратовский Государственный Художественный музей им. А. Н. Радищева. Позже художник приложил немало усилий, чтобы открыть при музее рисовальную школу. К сожалению, до открытия школы он не дожил. «Боголюбовское рисовальное училище»было открыто в феврале 1897 года, спустя три месяца после смерти художника.

Алексей Боголюбов. Вель. 1887. Дерево, масло. 17 x 27. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Алексей Боголюбов. Вель. 1887. Дерево, масло. 17 x 27. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Умер Алексей Петрович Боголюбов в Париже 7 ноября 1896 года. Согласно его завещанию, тело художника было перевезено в Санкт-Петербург и захоронено рядом с родителями.

Алексей Боголюбов. Устье Невы. 1872. Холст, масло.  54,5 x 110. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Боголюбов. Устье Невы. 1872. Холст, масло. 54,5 x 110. Государственная Третьяковская галерея

За свою жизнь художник создал около 3000 произведений живописи, акварели и рисунка. Большая часть его работ храниться в Саратовском Государственном Художественном музее им. А. Н. Радищева.

А в ближайшие 3 месяца мы сможем познакомиться с его творчеством на юбилейной выставке в Третьяковской Галерее.

Монтаж выставки. Фото с https://t.me/GT_Gallery

Монтаж выставки. Фото с https://t.me/GT_Gallery

Дорогие мои подписчики, любители живописи, пишите мне в комментариях, захотелось ли вам посетить экспозицию и нравятся ли вам картины Алексея Боголюбова.

П.С. И ещё интересная новость от галереи. Пока картины Боголюбова из постоянной экспозиции будут находиться на выставке, их место не будет пустовать. Там уже расположились работы другого известного мариниста –Льва Лагорио. Если заглянуть сейчас в Главное здание Третьяковки, то можно увидеть малоизвестные произведения художника из запасников галереи.

https://dzen.ru/a/ZQGp1obIzHVB_mOZ