НА ДАЛЬНИХ МЕРИДИАНАХ ПОД ПАРУСАМИ

кадетский корпус

Фрегат «Афина Паллада», здание Морского кадетского корпуса, парусные корабли, портреты адмиралов, виды берегов далеких земель — словно остановленные кадры кинохроники…

Если бы таковая была возможна полтора века тому назад, история славного Российского флота предстала бы перед нами во всей ее значимости, ярче и крупнее выступили из небытия фигуры знаменитых флотоводцев. Читая о них сегодня, начинаешь интересоваться географией, невольно открываешь атлас, чтобы проследить путь кругосветных морских путешествий, отыскать места великих морских баталий, мысленно побывать в далеких странах и увидеть жизнь их обитателей. Русские мореплаватели с честью несли на своих судах Андреевский стяг, осуществляли важнейшие государственные миссии, вели сражения, являясь в одном лице капитанами кораблей, дипломатами, военачальниками, учеными, исследователями, мудрыми командирами и воспитателями.

Таким был герой нашего рассказа — контр-адмирал флота Воин Андреевич Римский-Корсаков, старший брат великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Мореплаватель и гидрограф, военный писатель и педагог, ученый и путешественник, крупный реформатор отечественной военно-морской школы, Воин Андреевич оставил заметный след в истории Российского флота, интересны его литературные труды: дневники, письма и статьи. Это особенно важно для нас, так как имя Воина Андреевича Римского-Корсакова связано с Орловским краем.

Старинная, но обедневшая дворянская семья Римских-Корсаковых дала России XVIII — XIX веков целую плеяду видных государственных деятелей. Дядя Воина Андреевича — Николай Петрович Римский-Корсаков — боевой морской офицер, во время Отечественной войны 1812 года перешел в сухопутные войска и отличился в боях, позже участвовал в кругосветном плавании ученого О. Е. Коцебу, в 1840 году возглавлял Морской кадетский корпус, сменив на этом посту прославленного И. Ф. Крузенштерна. Андрей Петрович Римский-Корсаков, отец Воина Андреевича, служил в коллегии иностранных дел, в министерствах юстиции и внутренних дел, был Новгородским вице-губернатором, в 1831 году — гражданским губернатором Волынской губернии. Однако, не нажив богатства, потеряв по собственной непрактичности унаследованное от отца состояние, он доживал свой век в уездном городке Тихвине Новгородской губернии. Мать Воина Андреевича, Софья Васильевна, была дочерью орловского помещика Скарятина. Она получила хорошее музыкальное образование, была начитанной, умной, оказала большое благотворное влияние на обоих сыновей, которые обязаны матери элементарной музыкальной подготовкой.

Воин Андреевич родился 14 июля 1822 года в имении деда по материнской линии, в Малоархангельском уезде Орловской губернии. Младенец был окрещен Иваном в честь святого Иоанна-воина. Родители, как и было принято тогда, называли сына не Иваном, а Воином. Во всех последующих документах и аттестациях будущий мореплаватель выступает под именем Воина Андреевича. Отец вынужден был заботиться о будущей службе сына, который не мог рассчитывать на богатое наследство и должен был готовить себя к трудовой жизни. Выбор поприща для будущего моряка был сразу определен — решающую роль сыграл пример дяди Николая Петровича, кумира всей семьи. Отец и дядя внушали маленькому Воину необходимость пусть суровой, но честной и достойной флотской службы Отечеству. В ту пору традиции Российского флота были связаны со славными именами Ушакова, Лазарева, Крузенштерна, Беллинсгаузена и их подвигами в огне сражений и на дальних меридианах.

Получив начальное образование в Морском отделении Александровского корпуса в Царском Селе, Воин Андреевич поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во главе корпуса стоял тогда (с 1827 года) выдающийся русский мореплаватель контр-адмирал И. Ф. Крузенштерн, вписавший славную страницу в историю отечественных географических открытий, он немало сделал для улучшения системы воспитания будущих морских офицеров. Император Николай I, способствовавший открытию многих кадетских корпусов Российской империи, проявлял неусыпное внимание к жизни Морского кадетского корпуса, нередко самолично посещая корпус и корабли корпусной эскадры.

В 1842 году директором Морского кадетского корпуса становится Николай Петрович Римский-Корсаков. Но его старший племянник к тому времени уже расстался со стенами Корпуса и плавал на военном корабле. Еще будучи воспитанником Корпуса, Воин Андреевич познакомился на практике со службой моряка парусного флота, освоил все судовые работы: умел поднимать и крепить паруса, знал бортовые артиллерийские орудия, решал астрономические задачи. Не раз приходилось плавать на учебных судах корпусной эскадры, которые обычно курсировали по мелководной Маркизовой луже в восточной части Финского залива. А будучи воспитанником гардемаринских старших классов, плавал на боевых кораблях Балтийского флота в открытом море, заходя в порты Балтики, как российские, так и иностранные, прусские и датские.

В 1837 году Воин Андреевич был произведен в гардемарины, то есть стал кандидатом на первичное офицерское звание, плавал на фрегате «Прозерпина» по Балтийскому морю. Письма его к родителям содержат много интересных наблюдений о гидрографических условиях Балтики, о посещении балтийских портов. В 16 лет он был произведен в мичманы. Первым боевым кораблем послужил фрегат «Александр Невский», затем бриг «Патрокл», выходивший в 1839 году из Кронштадта для описи финляндских берегов. Непрерывное крейсерское плавание по Балтийскому морю продолжалось, за кораблем следовал корабль: фрегат «Мельпомена», бриг «Нестор», корабль «Коцбах». Молодой мичман уверенно командует вахтой, капитаны кораблей аттестуют его всегда превосходно. Воин Андреевич нашел свое место в жизни и уверенно шел своей дорогой.

В зимний период, находясь на суше, Воин Андреевич занимался самообразованием, много читал, посещал концерты и театральные спектакли, брал уроки игры на фортепиано, усиленно изучал иностранные языки — словом, был по-настоящему образованным человеком, с широким кругом интересов. Все это было подчинено главной цели в жизни — флотской службе. А отменная физическая подготовка пригодилась ему вскоре во время дальних многомесячных плаваний. На исхоженных путях Балтики было мало простора и возможностей стать первооткрывателем. Воин Андреевич стремился к большему, он вспоминал рассказы дяди Николая Петровича и мечтал о кругосветном плавании, о неведомых островах Тихого океана, о тайфунах и встречах с полинезийцами, о дальних морях и странах. Продвижение по службе шло успешно, в 1843 году он произведен в лейтенанты и поступает старшим офицером на бриг «Нестор», совершает большое заграничное плавание на корабле «Ингерманланд», посещает Копенгаген, Плимут, Гибралтар, порты Средиземного моря. Составленные им описания этих городов и земель написаны интересно, прекрасным литературным языком. Впоследствии Воин Андреевич не раз знакомился с моряками британского флота, который имел первоклассную по тому времени военную технику. Затем плавает по Балтийскому и Северному морям на корабле «Кацбах». В 1849—1850 годах он отправляется в новое заграничное плавание, будучи вахтенным начальником на фрегате «Паллада». В 1851 году он впервые выходит в море командиром — в его подчинении команда одномачтового тендера «Лебедь», у берегов Финляндии исследуются извилистые мелководные фарватеры.

Мечта Воина Андреевича пересечь океаны и увидеть далекие неизвестные берега осуществилась. Высшее морское начальство обратило внимание на способного, инициативного офицера, зарекомендовавшего себя с наилучшей стороны. Воин Андреевич поступает в распоряжение вице-адмирала Ефима Васильевича Путятина и становится одним из участников его экспедиции к берегам Восточной Азии и Японии. Е. В. Путятин был крупным военным деятелем, видным дипломатом. Теперь его миссия состояла в том, чтобы вступить в контакт с правительством феодальной Японии (Япония держалась политики строгого изоляционизма), установить дипломатические и торговые отношения с Россией. Вся эскадра Путятина состояла из 4х боевых единиц, на борту головного судна, знаменитого фрегата «Паллада», находился писатель А. И. Гончаров.

Выход фрегата «Паллада» из Кронштадта состоялся 7 октября 1852 года. Вначале его путь лежал к берегам Англии в Портсмут, где следовало приобрести шхуну, изготовленную британскими корабелами. Парусную шхуну, оснащенную также паровым двигателем, назвали «Восток», командовал ею Воин Андреевич. «Восток» и «Паллада» вышли из Портсмута в январе 1853 года и взяли курс на остров Мадейра в Атлантическом океане. Надо сказать, что за длительное время этого плавания большой 3мачтовый, 44пушечный флагманский фрегат не раз отрывался от маленькой шхуны Воина Андреевича и скрывался за горизонтом. Корабли встречались в назначенном порту, где Путятин оставлял для капитанов предписания — куда следовать дальше. Было решено следовать не к берегам Америки, как предполагалось в начале экспедиции, а к мысу Доброй Надежды — через Индийский океан. Заметим, что в те годы еще не существовало Панамского канала, построенного в 70х годах 19го века, поэтому судам приходилось огибать такие огромные материки, как Америка и Африка, поскольку и Суэцкий канал был построен только в 1859 году. Кратчайшего пути между Атлантическим, Тихим и Индийским океанами не было. Почти три месяца продолжалось плавание через Атлантику, когда показался мыс Доброй Надежды на юге Африки. Во время долгих стоянок в иностранных портах Воин Андреевич не упускал возможности познакомиться с обычаями и жизнью народов колониальных стран, в основном принадлежавших Британии, изучал быт, экономику, торговлю, природные и архитектурные достопримечательности. Оставив мыс Доброй Надежды, шхуна взяла курс на восток в направлении Явы, острова государства Малайзии — голландского колониального владения. В июне корабль прибыл в Гонконг, затем взял курс на север, и в августе весь отряд Путятина встретился в порту Нагасаки. Японские власти приняли русскую экспедицию настороженно. Переговоры с японской стороной велись долго и потребовали от русских моряков сдержанности и терпения. Путятину во многом помогли мудрые советы и знания Воина Андреевича Римского-Корсакова.

Экипаж шхуны «Восток» имел и свое особое задание, он должен был произвести гидрографические исследования Татарского пролива и устья Амура, осмотреть западное побережье острова Сахалин, выявить наиболее удобные стоянки для судов, найти месторождения каменного угля, доказать проходимость Татарского пролива к югу от устья Амура для морских судов и ответить на вопрос: можно ли проникнуть в Амурский лиман на корабле из океана южным путем? Исследования Воина Андреевича стали продолжением замечательных исследований Г. И. Невельского и способствовали закреплению России в низовьях Амура. Опубликованные затем статьи, дневники и письма Воина Андреевича содержат ценнейшие научные сведения о Татарском проливе, Сахалине, низовьях Амура, Курилах и Камчатке, об условиях плавания, характере фарватера, возможных якорных стоянках, рельефе, климате, растительности, природных богатствах, обычаях местных народов, перспективах освоения края.

Кругосветное плавание Воина Андреевича составило 5 лет. После нескольких зимовок на Дальнем Востоке он участвовал в дипломатической миссии К. Н. Посьета в Японии. Только в 1857 году корвет «Оливуца» под командованием В. А. Римского-Корсакова совершил морской переход с Дальнего Востока и возвратился в Кронштадт. Воин Андреевич с почетом был встречен высшим флотским начальством, включая морского министра России — великого князя Константина Николаевича Романова. В 1860 году Воина Андреевича назначают начальником штаба главного командира Кронштадтского порта. В 1861 году он исправляет должность директора Морского корпуса. В 1865 году произведен в контр-адмиралы и в том же году назначен начальником Морского училища (Морского кадетского корпуса, основанного в 1752 году).

Воин Андреевич возглавлял Морской кадетский корпус 10 лет — все последние годы своей жизни. С началом 1860х годов связаны значительные преобразования во всей системе подготовки офицерских кадров для флота. Воин Андреевич, как человек широких взглядов, опытный моряк, незаурядный ученый и первоклассный капитан, понимал всю необходимость этих преобразований и способствовал им как мог, он был образцом выполнения долга и примером для будущих моряков, воспитанников Морского кадетского корпуса. В период пребывания Воина Андреевича Римского-Корсакова на посту директора корпуса по его инициативе были произведены существенные преобразования: изменилась форма одежды воспитанников, введен ряд специальных учебных дисциплин, сформирована солидная корпусная учебная эскадра. То были годы беспрерывных дел по преобразованию военно-морского учебного заведения, совершенствованию системы воспитания и подготовки офицеров флота.

За историю своего существования (1752—1917) Морской кадетский корпус подготовил для отечественного флота высококвалифицированных офицеров, верных присяге и воинскому долгу. Его выпускниками разных лет были известные русские адмиралы и флотоводцы, мореплаватели, исследователи, ученые, деятели культуры и искусства. В их числе адмиралы Ф. Ф. Ушаков, И. Ф. Крузенштерн, П. С. Нахимов, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г.И. Невельский, Е. В. Путятин, писатель-этнограф В. И. Даль, изобретатель и заводчик Н. И. Путилов, морской инженер и кораблестроитель А. А. Попов, художники А. П. Боголюбов и В. В. Верещагин, композитор Н. А. Римский-Корсаков, писатель-маринист К. М. Станюкович и другие исторические фигуры.

С 1848 года августейшим шефом Морского кадетского корпуса становится генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич Романов (1827—1892). Судьба не раз сводила Воина Андреевича с этим человеком, а во время своего директорства в корпусе Воину Андреевичу довелось быть воспитателем и наставником сына великого князя — Константина Константиновича Романова, будущего государственного и военного деятеля, известного поэта и переводчика. Великий князь Константин Николаевич Романов вошел в историю как крупный политик и реформатор Российского флота. Второй сын Николая I и императрицы Александры Федоровны по воле императора с раннего детства был предназначен к морской службе. Его воспитателем и наставником в морском деле был контр-адмирал Ф. П. Литке. Вместе они совершали плавания на лучших судах Балтийского и Черноморского флотов.

В 1852 году Константин Николаевич принимает управление флотом и Морским ведомством. Это были трудные для России годы: поражение в Крымской войне привело к потере Черноморского флота. В связи с начавшимся прекращением эксплуатации парусного флота назрела необходимость сокращения штата матросов и младших чинов на судах и в портах, требовались полное техническое переоснащение флота, замена деревянных парусных кораблей на паровые броненосные. Константин Николаевич подверг реорганизации и само Морское министерство, он начал с медицинского департамента как весьма важного для моряков. С 1848 года по настоянию К. Н. Романова начал издаваться ежемесячный журнал Морского ведомства «Морской сборник» — орган реформ и гласности. Воин Андреевич Римский-Корсаков был автором многочисленных научно-географических статей этого сборника.

Уже будучи опытным моряком и видным политиком, в 1862 году великий князь Константин Николаевич был назначен наместником государя в Царстве Польском, где назревало восстание. При активном участии великого князя не раз предотвращались государственные конфликты и волнения. В 1863 году с помощью К. Н. Романова была создана подвижная броненосная оборона Кронштадта. Он известен как учредитель комитета по составлению нового Морского устава, написанного еще Петром I. В устав вошли 2700 новых статей. В 1863—1864 годах великий князь Константин руководил Американской морской экспедицией. К берегам Америки отправились две русские эскадры для того, чтобы флот не был «заперт» на Балтике, как в Крыму. На одном из кораблей этой экспедиции находился будущий композитор гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков. Тогда шла война между северными и южными штатами, Россия была единственной страной, которая поддержала Линкольна.

Второй сын генерал-адмирала К. Н. Романова — великий князь Константин Константинович Романов (1858—1915) также по воле отца был предназначен к службе на флоте. С морем великий князь Константин познакомился в 12 лет. В 1870 году на фрегатах «Светлана» и «Громобой» в составе учебной эскадры Морского училища он совершил свое первое плавание по Балтике. Руководил практикой юного великого князя лично начальник Морского училища контр-адмирал Воин Андреевич Римский-Корсаков. В своих регулярных письмах генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу он подробно докладывал о приобщении Константина к морскому делу. Став морским офицером, великий князь Константин Константинович Романов служил на боевых кораблях, участвовал в Туркестанском походе 1877 года, отличился в военных действиях на Дунае. В 1880 году лейтенант флота К. К. Романов уходит в свое третье дальнее плавание. Не раз в. к. К. К. Романов бывал в Орловском Бахтина кадетском корпусе с инспекторскими проверками.

Но вернемся к герою нашего рассказа. В последние годы жизни Воин Андреевич серьезно болел. Трудности многочисленных длительных плаваний не могли не сказаться на здоровье моряка. Он несколько раз порывался оставить директорскую должность, но наступали горячие весенние и летние дни, и работа отвлекала его мысли до очередной осени. В 1871 году здоровье Воина Андреевича значительно ухудшилось. Следуя рекомендациям врачей, он уехал на лечение в Италию, в тихую и малолюдную Пизу. Адмирал еще надеялся на выздоровление и возвращение к делам Морского корпуса. Однако этого не случилось. 4 ноября 1871 года контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков скоропостижно скончался накануне своего пятидесятилетия. По распоряжению великого князя Константина Николаевича за телом брата в Италию отправился молодой офицер и начинающий знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Гроб с телом адмирала В. А. Римского-Корсакова с воинскими почестями предали земле на Смоленском кладбище Петербурга.

Намного пережила своего первого мужа вдова Воина Андреевича — Мария Федоровна Бауэр. Впоследствии она вышла замуж за Штакельберга, тоже морского офицера, близкого друга и сослуживца В. А. Римского-Корсакова. Она умерла в начале прошлого века в Эстонии. Там же, в Эстонии, жила дочь мореплавателя Александра Воиновна. Оба сына Воина Андреевича, Петр и Федор, пошли по стопам отца, избрав своим поприщем морскую службу. Младший, Федор, был участником русско-японской войны. Старший, Петр, стал адмиралом и служил на Тихом океане командиром Владивостокского порта. После Октября он служил советской власти, преподавал в военно-морском училище. Петр Воинович был женат на дочери Г. И. Бутакова — представителя другой славной морской династии. Моряком был и внук Воина Андреевича, Воин Петрович (расстрелян в 1937 г.). Другие два его внука погибли в блокадном Ленинграде. Последняя представительница этого поколения, Милица Петровна Римская-Корсакова,— архитектор по профессии. Она удочерила племянницу, дочь одного из погибших в блокаду братьев, которая теперь и продолжает по женской линии потомство В. А. Римского-Корсакова.

Н. О. ЛЕВИТСКАЯ, г. Орел

«Истории русской провинции» № 34

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *