Орловский парус под Андреевским флагом

парус

В Орловском военно-историческом музее прошла выставка, посвященная 100летию Российского парусного союза и 10летию Орловской областной федерации парусного спорта «Орловский парус под Андреевским флагом».

Название выставки выбрано не случайно, поскольку учреждение Российского парусного гоночного союза происходило в недрах Морского ведомства, а указ о его создании подписал морской министр адмирал И. К. Григорович в 1912 году. Тогда, 100 лет назад, российские яхтсмены первый раз выступили на Олимпиаде в Стокгольме, впервые завоевав бронзовые медали на яхте «Галлия2». Именно с этого времени ведет свою историю Всероссийская федерация парусного спорта, считающая РПГС своим предшественником.

Но если посмотреть глубже, то, по мнению большинства специалистов и историков, парусный спорт появился при создателе Российского регулярного флота Царе Петре Алексеевиче в 1718 году, когда в Санкт-Петербурге была создана Потомственная Невская флотилия. Задолго до многих европейских яхт-клубов и за два года до создания старейшего английского королевского яхт-клуба на Неве было построено 141 парусно-гребное судно различных классов. Впервые был утвержден спортивный яхтенный и буерный флаг, разработана форма Невской флотилии. Целью Преобразователя России было привлечь подданных к парусу через регулярные занятия, развивая интерес к флоту и его традициям. После смерти Петра Великого Невская флотилия постепенно прекратила свое существование, но Российский парусный флот получил мощное развитие, прославив Андреевский флаг в целом ряде блистательных морских сражений, походах, научных экспедициях и географических открытиях.

На флоте состязательные гонки среди парусников вновь стали проводиться в 1847 году в царствование Императора Николая Павловича. Тогда же возник Императорский яхт-клуб, а позже по всей стране образовалось около 70 яхт-клубов и секций в разных губерниях. В этом списке мы не найдем города Орла, в котором парусный спорт появился только 10 лет назад. Но все-таки история, связанная с флотом и парусом, в нашей области есть. Так, еще во времена походов киевских князей упоминаются племена вятичей, ходившие на Корсунь и Царьград, на Византию и Хазарию в составе дружин князей Игоря, Олега, Святослава и Владимира. Помимо пути из варяг в греки, хорошо был известен путь из варяг в Персию, проходивший в том числе по волокам в верховьях Оки на Днепр и Дон, через Десну, Сосну и их другие притоки.

Как это ни удивительно может прозвучать сегодня, но своему губернскому статусу Орел обязан своей струговой пристанью, являвшейся центральным узловым пунктом по поставкам хлеба из малороссийских губерний в города волго-окского бассейна. Орловская пристань стала утрачивать свое значение только в середине 19 века. В течение двухсот с лишним лет Орел был портовым городом, задолго до того как Москва стала портом пяти морей в 30е годы 20 века. Из Орла ходили специальные суда, называемые орловскими или «орловками», несущими паруса. Сохранились документы, указывающие на то, что орляне (жители Орла) участвовали в строительстве Днепровской и Азовской флотилий. Из Орловской губернии поставляли для флота пеньку, канаты, парусину, производившиеся из конопли (основной тогда сельхозкультуры). Во времена Петра Первого во многих уездных городах изготавливались отдельные узлы для кораблей и рангоут. В городе Болхове шились ботфорты и сапоги для морской гвардии. Мелкопоместный болховский дворянин Филипп Петрович Пальчиков был первым отечественным кораблестроителем, выучившимся судостроению в России. Работал на верфях Архангельска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Казани, Астрахани. Ему Петр доверил ремонт своего ботика (первой царской яхты) — дедушки всего российского флота, на котором он принимал морской парад 1722 года по поводу заключения мирного договора со Швецией и окончания Северной войны, из которой Россия вышла победительницей (в архивах сохранилась переписка Императора и Ф. П. Пальчикова с подробными отчетами о ремонте ботика). Денщик Царя Петра, уроженец села Красное из-под Болхова граф Григорий Петрович Чернышев, один из героев Северной войны, являлся членом Адмиралтействколлегии и одним из организаторов Невской флотилии.

А его сын Иван Григорьевич Чернышев стал президентом Адмиралтействколлегии, генерал-фельдмаршалом от флота, активно продвигал по службе племянника жены своего брата Петра Григорьевича, будущего святого адмирала Федора Федоровича Ушакова. При Императоре Павле Петровиче после смерти И. Г. Чернышева адмиралтейство возглавлял дмитровский помещик граф Григорий Григорьевич Кушелев. В первых гонках парусников в качестве судейского судна участвовал фрегат «Паллада», в 1853—1857 гг. совершивший последний военный поход парусных кораблей адмирала Невельского на Дальний Восток во время Восточной войны. «Палладой» командовал родственник И. С. Тургенева по мужской и женской линиям адмирал И, С. Унковский. На «Палладе» служил исследователь Сахалина, Курильских островов и Камчатки Воин Андреевич Римский-Корсаков, уроженец села Скарятино Малоархангельского уезда (сейчас Верховского района). С 1861 по 1871 г. В. А. Римский-Корсаков служил директором Морского корпуса (МК) в Санкт-Петербурге. Среди его учеников были видные русские флотоводцы и яхтсмены. Контр-адмиралу В. А. Римскому-Корсакову доверил обучение и воспитание своего сына Константина командующий Российским Императорским флотом Великий Князь Константин Николаевич. Великий Князь Константин Константинович Романов (К.Р.) впоследствии стал отцом всем кадетам и гардемаринам. Сестра Великого Князя Константина, супруга Короля Греции Георга I, Королева эллинов Ольга Константиновна вместе с супругом была организатором Первых Олимпийских игр в Афинах, ее правнук — олимпийский чемпион по парусному спорту Король Греции Константин, внук — муж английской Королевы Елизаветы II военный моряк и яхтсмен принц Филипп.

В Орле Великий Князь Константин бывал неоднократно, в Орловском Бахтина кадетском корпусе (ОБКК) учился его сын Георгий. Многие выпускники Корпуса Бахтина служили на флоте. Последнее кругосветное плавание Морского корпуса 1920 г. из Владивостока в Дубровник прошло на крейсере «Орел», носившем имя города Орла. Выпускники ОБКК, Петроградского МК и Морского училища во Владивостоке, пришедшие на «Орле», стали преподавателями Морского корпуса в Бизерте, служили на кораблях Русской эскадры в Тунисе. Мичманы Николай Недбаль, Иван Малыгин и Сергей Аксаков занимались с кадетами и гардемаринами морской практикой на учебном парусном судне «Моряк», организацией парусных гонок на яхтах, построенных своими силами по чертежам, присланным из Парижа.

Одним из последних гардемарин МК 1917 г. и первым чемпионом СССР по парусному спорту 1922 г. из числа основателей советского парусного спорта является Борис Борисович Лобач-Жученко. Его бабушка писательница Марко Вовчок, урожденная Мария Александровна Вилинская происходит из дворян Орловской губернии. Нелегкая жизнь, испытания гражданской и второй мировой, служба летчика-штурмовика в морской авиации до конца последних дней не погасили в последнем гардемарине природный заряд оптимизма, которому способствовал парусный спорт. Б. Б. Лобач-Жученко часто приезжал в Орел, где один из залов «Музея писателей-орловцев» посвящен его бабушке М. А. Марко Вовчок-Вилинской. Ежегодно ВФПС с 1996 года за большой вклад в развитие Российского парусного спорта вручает приз года «Памяти Б. Б. Лобач-Жученко» наиболее достойным представителям яхтенного сообщества (в настоящий момент призом Б. Б. Лобач-Жученко награждены 16 человек).

23 ноября этого года обладателем звания «Легенда парусного спорта» в рамках акции «Яхтсмен года», приуроченной к 100летию РПГС-ВФПС, стал Виктор Яковлевич Потапов. Первый чемпион мира в СССР и России по парусному спорту 1978 и 1980 гг., бронзовый призер Олимпиады 1972 года, чемпион Европы 1981 года. 16кратный чемпион России и СССР, как и Б. Б. Лобач-Жученко, капитан 2 ранга В. Я. Потапов имеет по матери орловские корни. В 65 лет он продолжает активно заниматься парусом, участвует во многих соревнованиях, гоняясь наравне с внуками в олимпийском классе «Финн».

В этом году Федерация парусного спорта Орловской области отметила свое первое десятилетие. Из тех, кто был 10 лет назад у истоков Орловской федерации, остались единицы. Но с Божьею помощью парусный спорт в Орловской области все-таки развивается, и худо-бедно есть и победы, и определенные результаты. В Орловской области яхтсмены до сих пор не имеют собственной базы, хотя давно созданы парусные клубы «Апостол Андрей», студенческий ГУ-УНПК (Орел-ГТУ), отделение парусного спорта при СДЮСШОР № 10 г. Орла.

Не так давно наконец получены документы на участок земли в г. Орле на озере «Светлая жизнь», где уже в следующем году может появиться первый в истории Орловской области яхт-клуб. На последнем заседании Попечительского Совета ВФПС рассматривался вопрос о программе поставки модульных мини яхт-клубов в регионы. И одним из первых регионов в этом списке может стать Орловская область. На выставке представлен проект яхт-клуба в районе села Высокое Троснянского рна, где на берегу Капенкинского водохранилища в 2015 году может начаться строительство Центра подготовки яхтсменов при поддержке государственных, общественных и частных структур.

Осматриваясь назад, понимаешь, что никакая материальная поддержка 10 лет назад бы не помогла, если бы не моральная помощь многих людей и дружественных организаций к которым следовало бы отнести коллег из ВФПС, ФПС Московской, Липецкой, Воронежской областей, городов Ярославля и Москвы, Общероссийского Движения поддержки флота, Фонда поддержки любительского спорта, Молодежного братства святого Георгия Победоносца, Центра боевых искусств имени генерала А.П. Ермолова, многих других.

Вместе с ФПС Орловской области в этом году 10 лет отметила региональная общественная организация «Флоту — быть!», с которой орловские яхтсмены почти уже сроднились, участвуя практически во всех мероприятиях ветеранов флота. Многие из соревнований были посвящены знаковым и юбилейным событиям в истории Российского флота и Российского государства. В этом году впервые в Орловской области была проведена 1я студенческая парусная регата «Регион 57» к 100летию последней экспедиции полярника В. А. Русанова на парусно-моторной яхте «Геркулес». В календаре ВФПС на 2013 год статус регаты повышен с межрегионального до всероссийского уровня. 2я студенческая парусная регата будет посвящена 170летию Орловского Бахтина кадетского корпуса, 155летию со дня рождения Шефа кадетских корпусов Великого Князя Константина Константиновича и 400летию Дома Романовых.

В месте проведения соревнований рядом с селом Высокое одновременно пройдет 10-й фестиваль православной, военной, патриотической авторской песни и поэзии «Святой Георгий».

Торжественное открытие выставки состоялось 10 декабря. В этот день с рабочим визитом Орел посетил Президент ВФПС, серебряный призер Олимпийских игр в Атланте (США), многократный чемпион мира, Европы, СССР и России Георгий Иванович Шайдуко. 13 декабря в праздник апостола Андрея Первозванного и в дни празднования 30-летия музея В.А. Русанова в офисе ФПС Орловской области побывал всемирно известный яхтсмен, капитан яхты «Апостол Андрей» Н.А. Литау.

Если 10 лет назад в орловской прессе статьи начинались с заголовков «Белеет парус пока одинокий», то спустя время хочется констатировать, что Орловский парус уже не одинок.

Свои поздравления в адрес ОФПС прислал выдающийся яхтсмен В.Я. Потапов: «Восхищаюсь, что русский дух живет!!! Успехов Вам в парусном спорте и в жизни! …Частичка моих достижений и из Орла, родины моей матери, чем я и мои потомки гордимся. Молодцы, есть у кого учиться, у кого память не отшибло. Семь футов вам под килем!»

С сайта ВФПС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *