«ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД» КОНСТАНТИНА ЮРАСОВСКОГО

Âêëåéêè öâ1.inddК 150-летию со дня рождения К.К. Юрасовского и 110-летию подвига миноносца «Страшный»

Есть в Болховском районе с. Сурьянино, расположенное в весьма живописном месте и имеющее богатую и интересную историю. В начале 18 го столетия им владел князь Долгорукий, выстроивший здесь громадный барский дом, устроивший сад с аллеями, пруды. После продажи с аукциона сельца в 1770 х годах владельцем его стал князь Масальский, который, в свою очередь, разбивает лес около сада, окапывает его глубоким рвом и напускает туда зверей. После разорения кн. Масальского Сурьянино продается за долги какому-то купцу, который вырубает аллеи, убирает статуи, находя их лишними, истощает землю и продает. Пройдя еще нескольких владельцев, в т. ч. кн. Мещерского, Апухтина, с. Сурьянино попадает в самом начале XIX века к Петру Денисовичу Юрасовскому, представителю старинного дворянского рода, имеющего корни в Литве и Орловском крае.
Начало XVII века, Смутное время на Руси. Литовские отряды разграбили г. Болхов, в поместье боярина Ивана Ржевского сожгли деревни, истребили людей, а дочь его увели в плен в Литву, где подарили пану Мартину Юрасовскому. Болховская боярышня Ржевская стала женой литовского пана. После гибели Мартина в 1641 г. в бою литовцев с крымскими татарами вдова с двумя малолетними детьми Алексеем и Денисом возвращается в свое Отечество и просит покровительства у русского царя. Царь принимает сыновей на службу, и от Дениса Мартыновича пошли следующие поколения Юрасовских. За заслуги перед Отечеством Денис Мартынович был пожалован саном боярина Московского и землями, в т. ч. в Болховском уезде, а уже при Петре I к концу XVII в. он является владельцем почти всего Болховского уезда. Вотчины переходили от одного к другому в роду, и в начале XIX в. помещики Юрасовские выделялись в Орловской губернии знатностью и богатством. Громкую славу у современников стяжал сурьянинский крепостной театр, отличавшийся прекрасными актерами и богатым репертуаром. Особенно хороши были балетная труппа и духовный хор, который вывозили иногда в Орел, где он пел в разных церквах и у архи¬ерея.
К началу XX столетия земельные владения Юрасовских значительно уменьшились, однако талантами род не оскудел. Из семьи Юрасовских вышли талантливые ученые, медики, музыканты, военные. В мирное время они трудились во благо просвещения в Орлов¬ском крае, лечили людей, а в трудные для России дни вставали на ее защиту.
Начало 1904 года. В ночь на 27 января 10 японских эсминцев атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, днем 27 января в результате столкновения с японцами погибли крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец». Крепость Порт-Артур была объявлена на осадном положении, и именно в этот день из Петербурга туда прибыл лейтенант Константин Константинович Юрасовский.
Родился К. К. Юрасовский 26 декабря 1864 г., образование получил в Морском училище в С.-Петербурге, откуда был выпущен 1 октября 1885 г. мичманом в 8 й флотский экипаж. Яркой страницей в морской службе молодого офицера стало кругосветное плавание, в которое он был отправлен по распоряжению Главного Морского штаба в 1890 году. Служба в Балтийском флоте закалила характер будущего героя Порт-Артура, отличительной чертой которого была редкая прямолинейность. Именно эта черта проявилась в его действиях как командира минонерки 110 в одном из учебных боев в Балтийских шхерах, получивших высокую оценку адмирала Макарова, под началом которого он позже служил в Порт-Артуре. Лейтенант Юрасовский был человеком увлекающимся, и одним из его серьезных увлечений, правда теоретических, были подводные лодки, которых пока не было на вооружении Российского флота.
По прибытии в Порт-Артур лейтенант К. К. Юрасовский получил под свое командование миноносец «Страшный», один из 27 миноносцев Порт-Артурской эскадры. Корабль водоизмещением в 240 тонн, длиной по грузовой ватерлинии 190 футов, шириной 18 ф. бд, ходом 26,5 узла в час был собран в Порт-Артуре в 1902 г. В деле К. К. Юрасовский со своим экипажем оказались уже 31 января, когда вместе с другим миноносцем и крейсером «Боярин» участвовали в разведывательном походе.
Последний поход «Страшного», тоже разведывательный, в Корейский залив, где предполагалось наличие японских морских сил, начался вечером 30 марта. Перед выходом Юрасовскому объявили о присвоении звания капитана 2 го ранга, однако сменить лейтенантские погоны на капитанские он уже не успел. Проведя разведку и отбившись в темноте от отряда, под утро 31 марта «Страшный» возвращался на базу. В открытом море он встретил четыре японских миноносца и два легких крейсера, приняв их в темноте за своих, дал опознавательный сигнал и пошел вместе с ними. С рассветом «Страшный», уже в виду Порт-Артура, был узнан японцами, атакован ими и принял бой, в самом начале которого погибли капитан Юрасовский и большинство членов команды. Оставшиеся продолжали бой под командованием лейтенанта Малеева, который, тяжело раненный, обстреливал японцев из пулемета. Морякам «Страшного» удалось вывести из строя один крейсер и нанести повреждения двум миноносцам японцев. Около 7 часов утра от взрыва миноносец «Страшный» затонул. Пришедший из Порт-Артура крейсер «Баян» сумел спасти только 5 матросов, вся остальная команда в числе 62 человек погибла. Гибель «Страшного» была прелюдией к гибели флагмана русской эскадры броненосца «Петропавловск» с адмиралом Макаровым на борту, последовавшей в 9 час. 43 мин. поутру того же дня. 1 апреля во всех храмах России служили панихиду по погибшему адмиралу Макарову, а 3 апреля в Орел пришла телеграмма из Москвы от Ивана Константиновича Юрасовского: «По телефону из Петербурга сообщается газетам, что 31 погиб миноносец «Страшный», ошибочно названный «Безстрашный». В числе погибших назван Константин Юрасовский».
5 апреля из Петербурга Александр Константинович Юрасовский пишет письмо в Орел брату Алексею Константиновичу: «Я сейчас в Петербурге, Ваня тоже. Я очень ему благодарен, что он утешает мать, на которую весть о внезапной гибели Кости произвела сильное впечатление. На днях я уезжаю из Петербурга. В казачьем управлении мне сказали: «Вы назначены в 4 й Сибирский казачий полк, бумаги получите от орлов¬ского воинского начальника…»
Воображаю, как убита горем Татьяна Сергеевна…
Твой друг Саша».
Гибель Константина Константиновича была потерей не только для семьи и близких, но и для орловской общественности.
19 апреля 1904 г. под председательством генерала А. Н. Шульгина, участника русско-турецкой кампании 1877—1878 гг., прошло заседание Орловской ученой архивной комиссии, действительным членом которой многие годы был К. К. Юрасовский. Присутствовавшие почтили память погибшего товарища и постановили: выразить соболезнование вдове К. К. Юрасовского и просить братьев Алексея и Александра пожертвовать для исторического музея комиссии портрет К. К. Юрасовского как героя — местного уроженца, а также подготовить некролог покойному для помещения в Трудах. Членам комиссии доложили о пожертвованных Юрасовскими для музея предметах из частного собрания Константина Константиновича, среди которых были: щит и шлем чеканной работы мусульманского типа, кольчуга, два бердыша, два протазана, копье, секира, кистень, чучело большого медведя, алфавитный указатель фамилий и лиц, упомянутых в боярских книгах, и картина «Лошадь» работы мценского землевладельца Чиркина. К счастью, большинство из этих предметов и сегодня хранятся в фондах Орлов¬ского краеведческого музея, а в 1990 г. внучатый племянник Константина Константиновича — Алексей Владимирович Юрасовский из Москвы передал музею интереснейшую коллекцию документов и фотографий из семейного архива, в т. ч. семь подлинных писем с театра русско-японской войны с обратными адресами «Мукден», «Харбин», «Куропаткинская ставка». То самое памятное заседание архивной комиссии было прощальным для Александра Константиновича — он отбывал в действующую армию в 4 й Сибирский казачий полк. А. К. Юрасовский честно и храбро воевал, за что был награжден именным оружием, некоторое время был ординарцем в ставке Куропаткина и регулярно писал брату Алексею в Орел. В письме из Ляояна от 18 июля 1904 г. мы читаем: «Я встретил здесь капитана 1 го ранга Майера, который знал покойного Константина и говорит, что один из вновь выстроенных контрминоносцев будет носить имя «Капитан Юрасовский», — по его словам, это уже решено…»
И действительно, скоро в составе Сибирской флотилии на Тихом океане появился миноносец «Капитан Юрасовский» (миноносец «Капитан Юрасовский» заложен 31.12.1904 г. на стапеле судоверфи «Шихау» в Эльбинге (Германия). Вступил в строй в 1907 году и был отнесен к классу эскадренных миноносцев). Боевой корабль пережил первую мировую войну, революционные потрясения и гражданскую войну и до списания в 1924 г. числился в составе Беломорской флотилии. Курский писатель и журналист Александр Харитановский в романе «Господа офицеры», изданном в 1994 г. и посвященном морякам — героям русско-японской войны 1904—1905 гг., поведал трагическую и трогательную легенду, бытующую в роду Юрасовских и подкрепленную архивными документами, найденными автором романа, о гибели сына капитана 2 го ранга К. К. Юрасовского, тоже Константина, на миноносце имени его отца в 1920 г. в Мурманске во время вспыхнувшего на миноносце восстания матросов.
Другой его сын, Дионисий, стал последним выпускником Морского корпуса 1918 г. Сражался с большевиками на Мурманском фронте. Георгиевский кавалер, в эмиграции в Бельгии. Умер в 1962 г. в Брюсселе.
В многочисленных публикациях орловских краеведов, а сегодня и в экспозиции военно-исторического музея в г. Орле увековечена светлая память о капитане 2 го ранга Константине Константиновиче Юрасовском.

Валентина ФИЛИМОНОВА
«Истории русской провинции» № 45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *