«Не буди лихо, пока оно тихо». Суд начал рассмотрение иска Сергея Богатищева, обидевшегося на «фальшивого» генерала

generalЗаводской районный суд Орла принял к рассмотрению иск о защите чести и достоинства, поданный секретарем Общественного совета ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов при губернаторе Орловской области Сергеем Богатищеввым к журналу «Орловскй военный вестник».

Богатищев счел, что публикация журнала, в которой его называют «ряженым» и «фальшивым» генералом — не соответствует действительности. Он просит суд обязать издание написать опровержение и компенсировать ему причиненный моральный вред, конвертированный в 500 тысяч рубелей. Корреспондент ИА «Орловские новости» побывал на первом заседании, на которое сам генерал не явился.

Заседание было назначено на 10 часов утра. Незадолго до этого рядом с кабинетом судьи Александра Щербакова начали собираться участники процесса и сочувствующие: директор фирмы «Картуш» и редактор журнала Сергей Ветчинников, правозащитник Дмитрий Краюхин и дизайнер Виктор Панков. Сам генерал Богатищев — не явился. Его интересы представляла юрист.

В начале заседания председательствующий выяснил у представителя Богатищева, чем именно тот недоволен. Суть иска такова: в 7-м номере журнала «Орловский военный вестник» была опубликована информация о том, что на камне мемориала на месте героической гибели первого боевого командира экадрильи «Нормандия» Жана Луи Тюляна в Мценском районе было выбито, что он изготовлен по инициативе генерал-майора Сергея Богатищева. Под словосочетанием «генерал-майор» имеется сноска, в которой указано, что пенсионер МВД, подполковник милиции Богатищев вдруг стал появляться на публике в форме генерал-майора вооруженных сил России, хоть и с шевроном казачьих войск, «будто бы он член общественного объединения «Российское вольное казачество». «Вопрос к офицерскому собранию, тем более что форма и погоны членов РВК, предусмотренные уставом, отличаются от общевойсковых. «Ряжеными» сейчас трудно кого-либо удивить, но умудриться выбить своё фальшивое звание на камне мемориала – это верх цинизма, не совместимого с Офицерской Честью!» — зачитал председательствующий тот кусок текста, который и стал предметом иска. Честь и достоинство Богатищева здесь затрагивает то, что его упрекают в нанесении на мемориал «фальшивого» звания.

«В связи с этим истец просит признать не соответствующими и порочащими честь и достоинство сведения, распространенные в журнале, обязать опубликовать опровержение в виде резолютивной части вступившего в законную силу решения суда и взыскать в пользу истца сумму 500 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда», — объявил судья требования Богатищева и приступил к уточнению позиций сторон:

— Пожалуйста, сторона истца, требования поддерживаете?

— Требования мы поддерживаем в полном объеме, — ответила представитель генерала. — Из текста статьи видно, что Богатищев не является генерал-майором казачьих войск, однако это не соответствует действительности. У Богатищева есть удостоверение казака и атаманская грамота.

Председательствующий Щербаков попросил представителя уточнить, какие именно сведения порочат честь генерала. Юрист ответила, что речь идет о части текста, где говорится, что Богатищев умудрился выбить свое фальшивое звание. «На самом деле это звание есть и подтверждается всеми документами», — уверена представитель истца.

— Скажите, а какое же звание у Богатищева? — поинтересовался судья.

— Генерал-майор казачьих войск, — слегка нерешительно ответила представитель генерала.

— А почему было так и не выбить: «генерал-майор казачьих войск»? — задал вполне резонный вопрос председательствующий.

— Ну…Это не он выбивал…И вообще, то, что там не добито «казачьих войск», это не значит, что он не генерал-майор казачьих войск, — попыталась объясниться представитель Богатищева. По логике юриста, если бы на мемориале было выбито, например, «президент», то мы бы сразу поняли, что речь идет не о президенте страны, а президенте чего-нибудь еще: скажем, корпорации ГРИНН или Ассоциации предпринимателей Орловской области. Так и тут: генерал-майор — значит, казачьих войск, а не армии.

— То есть вы считаете, что звание, выбитое на мемориале — не фальшивое? — продолжил председательствующий.

— Да.

— Тогда скажите, как должно быть полностью выбито звание?

— Вообще, он генерал-майор казачьих войск. Но это не он выбивал. Мы пригласим в следующий раз свидетеля, который выбивал.

— Камнетеса?

— Ну, он расскажет, как выбивал и что писал.

Председательствующий дал договорить представителю Богатищеву, после чего напомнил, что в стране существует много общественных образований казачества. У каждого из них имеется свой табель о рангах и свои чины. «Вы говорите, что у «Российского вольного казачества» есть чин генерал-майор казачьих войск, — у вас, кстати, просто «КВ» написано — коньяк выдержанный»? — пошутил судья. Далее он спросил, как все-таки звание звучит по уставу?

— На данный момент не могу сообщить, — пожала плечами юрист.

— А я вам скажу: у вас по уставу — казачий генерал-майор, а не генерал-майор КВ и не просто генерал-майор. Поэтому поднимите, пожалуйста, свой устав, положение о форме, которая действительно отличается от общевойсковой. И поясните, почему атаманская грамота вашему доверителю дана не на то звание, которое предусмотрено уставом.
court_hearing

Кстати говоря, чин «генерал-майора КВ» Сергею Богатищеву был присвоен 17 ноября 2014 года. Как сообщил учредителю «Орловского полевого вестника» верховный атаман ОО «РВК» Леонид Ефрмемов, такое решение принял совет атаманов. Причем чин прописан именно как «генерал-майор КВ». В уставе же объединения, опубликованном на официальном сайте, чины определены иначе: «казачий генерал-майор, «казачий генерал-лейтенант» и тд. Кроме того, Ефремов прокомментировал и ношение Богатищевым общевойсковой формы: «Богатищев является членом Объединения Высших офицеров России при Президенте РФ, так же членом Генеральского полка им. В.В. Путина. Обеими организациями установлено ношение общевойсковой формы. В данном случае, я считаю, что нарушением является то, что, надевая общевойсковую форму, он не надевает два нагрудных знака «Объединение Высших офицеров России» и знак полка «Соратник Президента России», — пишет Ефремов, добавляя, что «В самое ближайшее время Богатищев получит за это дисциплинарное взыскание».

— Есть у вас вопросы к представителю Богатищева, — поинтересовался председательствующий у Ветчинникова и его представителя.

— У нас больше вопросов к самому Богатищеву, ваша честь, — отметила сторона ответчика. По словам представителя главреда «Орловского военного вестника», говорить следует не только о надписи на обелиске, но и как раз о форме, в которой появляется генерал на публичных мероприятиях.

— Иск мы полностью не признаем. Считаем, что в том виде, в котором Богатищев предстал на мероприятии, и те обстоятельства, которые были освещены в журнале, соответствуют действительности и имели место. Во-первых, история сама по себе более объемна, нежели то, что было опубликовано. Мы просим суд приобщить к делу наш официальный запрос в военный комиссариат, который ведет учет офицеров запаса.

Мы хотим, чтобы не было путаниц понятий: есть воинское звание, а есть казачий чин — это разные вещи. Казачий чин никак не может соответствовать воинскому званию. В частности, мы видим, что форма Богатищева на данном мероприятии полностью соответствует генерал-майору вооруженных сил РФ. Единственный отличительный знак — шеврон РВК. Но если мы говорим о казачьем чине, то из представленных документов видно, что Богатищеву присвоен казачий чин генерал-майора КВ. И Устав для него предполагает совершенно иную форму, — отметил представитель «Орловского военного вестника».

Что касается надписи на мемориале, он пояснил, что там четко выбито «генерал-майор Богатищев». «А это совсем не соответствует действительности, — говорит ответчик. — По сообщению военного комиссариата, Богатищев не состоит на учете как офицер запаса; естественно, никогда такого воинского звания не имел! Он пенсионер МВД, подполковник запаса милиции. Но выбивает четкое воинское звание генерал-майор. Именно поэтому в статье используются такой термин как «фальшивый». Что касается слово «ряженый», то оно означает человека, одетого в несвойственную ему форму, что, в нашем случае, тоже соответствует действительности. Кроме того, мы писали именно о воинском звании, а не казачьем чине».

Ответчик попросил на следующее заседание вызвать в качестве свидетеля или третьего лица представителя компании «Обелиск», которая занималась изготовлением мемориала и выбиванием на нем надписи. Судья согласился:

— Наверняка же было техническое задание? Не просто же так, условно говоря, каменотес Сережа взял и набил надпись «генерал-майор» и теперь вся область любуется. Это не может быть фантазией «Обелиска», — объяснил председательствующий.

Первое заседание Александр Щербаков завершил словами: «Есть такая поговорка, не буди лихо, пока оно тихо». Каждая из сторон восприняла ее по-своему…

Следующее заседание назначено на 29 октября. Ожидается, что на нем будет присутствовать сам Сергей Богатищев.

Денис Волин

«Не буди лихо, пока оно тихо». Суд начал рассмотрение иска Сергея Богатищева, обидевшегося на «фальшивого» генерала: 2 комментария

  1. Леонид

    Когда человека, пришедшего на Парад Победы в чужом прикиде увешанного медалями ветерана, не гонят и не уличают, легко войти во вкус и самому поверить в подлинность своего величия. Появляется наглость и самоуверенность от затянувшейся безнаказанности… Чел входит в круги, в должности, в роль, наконец. И вдруг какая-то зараза вдруг выводит тебя на чистую воду, что за беспредел! Так и до раздвоения личности (шизофрении, то бишь) недалеко)))
    Пощадите человека, он думает, что знает, кто он. А вы ему сомнения сеете…

  2. С уважением Гурковский Владлен Анатольевич, полковник, ветеран Президентского полка, кандидат исторических наук

    Мне сложно разобраться во всех хитросплетениях Вашего дела. Одно могу сказать, если Багатищев С.В. делает много полезных дел, пусть их и делает как
    подполковник милиции (полиции). Ходить в мундире генерала Советской Армии с шевроном Казачьих войск он не имеет никакого права.
    Есть положения о ношении военной и в том числе генеральской формы и что на ней может быть прикреплено. Кроме как завышенными амбициями
    объяснить это не возможно. Пусть по этому поводу выскажется военный комиссар г. Орла и Орловской области.
    Считаю абсолютно не допустимым причислять себя к какому-то Совету Высших офицеров при Президенте России.
    Багатищев — подполковник, старший офицер. Казачьи генерал не может входить даже гипотетически в высший Совет при президенте.
    И абсолютный бред — упоминание о каком-то Генеральском полку им. Путина. В Президентском (Кремлёвском) полку служил
    с 1956 по 1958 г., являюсь активным членом Совета ветеранов Президентского полка. И никакого Генеральского полка им. В.В. Путина не существует.
    Считаю, что человек. который защищает Батищева, как члена этого полка должен был хоть немного прояснить истинную ситуацию.
    С уважением Гурковский Владлен Анатольевич, полковник, ветеран Президентского полка, кандидат исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *