Фотодокументальная выставка «Последние гардемарины»

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына

Государственный архив Российской Федерации

Российский государственный архив Военно-морского флота

Центральный военно-морской музей

Фонд сохранения исторического и культурного наследия им. А.А. Манштейн-Ширинской

Российский Фонд Культуры

Музей истории основания Российского флота

Московские морские кадетские классы

Морское собрание Российского Императорского флота в Париже

Последние гардемарины

Петроград – Владивосток – Севастополь – Бизерта

Фотодокументальная выставка

Место проведения: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, выставочное пространство на 5-ом этаже.

Время проведения: 21 ноября — 28 декабря 2018 г. (возможно продление сроков экспонирования).

Выставка посвящена 100-летним юбилеям расформирования Морского корпуса (на тот момент — Морского училища) в Петрограде и создания Морского училища во Владивостоке. С использованием уникальных документов, фотографий и печатных изданий из крупнейших федеральных архивов и частных собраний рассказывается о последнем периоде существования «Колыбели Флота» — Морского корпуса, об истории морских учебных заведений, созданных в период Гражданской войны и в первые годы существования Русского Зарубежья (в том числе и о Морском корпусе в Бизерте), о судьбах тех, кто учился в этих заведениях, а затем оказался на чужбине, либо остался на Родине или вернулся в Россию, ставшую советской.

Основа выставки — 18 планшетов формата100 Х 70 см, изготовленных из баннерной ткани, на которых размещены копии документов, фотографий и другие материалы, а также подлинные издания, документы и музейные экспонаты (из фондов тех учреждений, где будет экспонироваться выставка).

Предварительно планируется экспонирование передвижного варианта выставки в Санкт-Петербурге, Орле, Калининграде, Севастополе и Владивостоке (в 2019 – 2020 гг.)

Предварительный список планшетов

  1. Вводный текст.
  2. Морской корпус – колыбель флота (общие сведения по истории Морского корпуса).
  3. Морское училище в 1917 – 1918 гг. (Февральская революция, практика гардемарин и кадет на кораблях действующего флота, Октябрьский переворот).
  4. Вспомогательный крейсер «Орел».
  5. Плавание «Орла» в 1917 – 1918 гг. (использование кораблей Сибирской флотилии в 1916 – 1917 гг.; организация практики в 1917 г.; перебазирование группы гардемаринов из Петрограда во Владивосток).
  6. М.А. Китицын
  7. Морское училище во Владивостоке (1918 – 1920 гг.)
  8. Морское училище во Владивостоке (1918 – 1920 гг.)
  9. Поход через три океана (переход «Орла» и «Якута» в 1920 г. в Дубровник, а затем переход «Якута» в Бизерту).
  10. Морской корпус в Севастополе и Бизерте (1919 – 1925 гг.).
  11. Гардемарины Сибирской флотилии (1922 – 1923 гг.)
  12. Судьбы эмигрантские.
  13. Оставшиеся на Родине.
  14. Вернувшиеся в СССР.
  15. Память о последних гардемаринах в эмиграции.
  16. Память о последних гардемаринах в эмиграции

Фотодокументальная выставка «Последние гардемарины»

Краткая историческая справка

 

Морской корпус – одно из старейших учебных заведений России, основанное Императором Петром I в 1701 г. Как и вся страна, Морское училище (так стал называться Морской корпус с 1916 г.) переживало драматические моменты своей истории в конце Первой Мировой войны и во время революционных событий 1917 г., приведших к крушению государства и его вооруженных сил. Летом 1917 г. гардемарины и часть кадетов проходили практику на боевых кораблях, участвуя в военных действиях.

Осенью 1917 г. прием в Морское училище не производился, а 3-я рота (самые старшие гардемарины) была переведена в Отдельные гардемаринские классы, созданные в 1913 г. для ускоренной подготовки офицеров и отправлена на Дальний Восток для прохождения практики на крейсере 2 ранга «Орел» Сибирской флотилии. Ею командовал капитан 1 ранга М.А. Китицын – выдающийся подводник.

Учебное плавание по Восточным морям на «Орле», миноносцах «Бойкий» и «Грозный» продолжалось с 12 ноября 1917 г. до июня 1918 г. За это время в России произошли революционные события, отразившиеся и на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда, а также часть офицеров и гардемарин. Большинство оставшихся решили принять участие в борьбе с большевиками в частях атамана Г.М. Семенова и в составе харбинской морской роты. «Орел», под французским флагом, остался в Сайгоне. В 1918 – 1919 гг. он занимался коммерческими перевозками между портами Индокитая (командир – старший лейтенант М.М. Афанасьев).

Летом 1918 г. советская власть в Приморье пала, и 3 ноября 1918 г. оставшиеся в Сайгоне гардемарины во главе с Китицыным получили приказ вернуться во Владивосток для продолжения обучения в воссоздаваемом Морском училище, занятия в котором начались 15 декабря. Практику кадеты и гардемарины проходили на кораблях Сибирской флотилии, в том числе участвуя в боевых действиях. В 1919 г. учебные плавания 1-й роты училища обеспечивало посыльное судно Сибирской флотилии «Якут» — бывший английский пароход, построенный в 1888 г., четыре года спустя купленный Морским ведомством и зачисленный в Сибирскую флотилию.

«Орел» вернулся во Владивосток вместе с миноносцем «Бойкий» лишь в декабре 1919 г. После крушения Восточного фронта белых и падения власти Колчака, в связи с приближением к городу красных партизан, возникла угроза и для существования Морского училища. Последовало решение эвакуировать его на «Орле» и «Якуте», которые вышли в море 31 января 1920 г. При эвакуации училище насчитывало свыше 40 офицеров и более 250 кадет и гардемарин. Из Владивостока корабли пришли в японский порт Цуруга, где на берег списались контр-адмирал М.А. Беренс, эвакуированные офицеры с семьями и некоторые офицеры училища. Китицын принял решение идти в Севастополь. Средства на обеспечение перехода моряки зарабатывали, занимаясь перевозкой попутных грузов. Гардемарины за время похода в Тихом и Индийском океанах получили прекрасную морскую практику. В Сингапуре 11 апреля 1920 г. был произведен первый выпуск 119 человек в корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана).

12 августа «Орел» и «Якут» пришли в югославский порт Дубровник, где командование флота, находящееся в Севастополе, приказало вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. Путь в Севастополь продолжил только «Якут». Большая часть гардемарин и корабельных гардемарин, считая дальнейшую борьбу бесполезной, отказалась следовать в Крым и предпочла решать свою дальнейшую судьбу самостоятельно. Вместе с Китицыным в Крым прибыли 111 (по другим данным — 96) гардемарин. «Якут» пришел в Севастополь за пять дней до общей эвакуации Крыма.

Приняв на борт 150 беженцев и 70 юнкеров Константиновского училища, «Якут» ушел в Константинополь.  Уже во время перехода в Константинополь 49 гардемарин приказом генерала Врангеля произвели в мичмана. Затем «Якут» перешел в Бизерту, куда прибыл (едва не затонув по дороге из-за поступления воды в кочегарку) 26 декабря 1920 г., завершив переход общей длительностью 16000 миль. Как и многие другие корабли Русской эскадры, «Якут» был уведен французами в Марсель и 1 февраля 1923 г. продан частному владельцу.

Часть гардемарин, не закончивших военно-морского образования, продолжила обучение в стенах Морского корпуса, разместившегося в Бизерте. Морской корпус, созданный в Севастополе в 1915 г. и расформированный два года спустя, возродился в Севастополе в 1919 г., а, после эвакуации Крыма, действовал в Бизерте до 1925 г. Из числа  гардемарин «Владивостокской» роты в Бизерте были произведены в мичманы в 1922 г. 45 человек (2 выпуска). Некоторые из них продолжили флотскую службу в других странах. После ликвидации Русской эскадры и Корпуса в Бизерте, несмотря на то, что гардемарины «Китицынского» выпуска рассеялись по всему миру, они старались не терять между собой связи. Именно благодаря этому о героической эпопее Морского училища во Владивостоке существует наибольшее количество опубликованных воспоминаний.

По-разному сложилась судьба тех кадет и гардемарин, которые не смогли доучиться в окончательно расформированном большевиками в начале 1918 г. Морском училище. Часть из них приняла участие в Гражданской войне (преимущественно на стороне Белого движения). После ее окончания многие молодые моряки оказалась в эмиграции, некоторые смогли продолжить службу на флоте в советской России или нашли себя на других поприщах. Многие пострадали от репрессий, некоторым посчастливилось дожить до 1980-х гг. Самая меньшая часть вернулась в разные периоды из эмиграции на Родину. Но все они сохранили в душе яркие воспоминания о своей флотской молодости и верность Андреевскому флагу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *