О вере, памяти и уроках истории


Вышла в свет книга орловского историка, кандидата исторических наук, доцента института культуры, председателя церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии Анатолия Ивановича Перелыгина «Страницы истории Русской Православной церкви Орловской епархии».

Издание (оно вышло как спецвыпуск историко-просветительского журнала «Истории русской провинции») достаточно многогранно, хотя и подчинено стержневой теме. Первая его часть, к примеру, посвящена духовному образованию (особенно интересна и важна эта проблематика в свете бесконечных реформ современного образования). Другая часть – подробный рассказ о руководителях епархии в разные годы. Есть содержательная глава о церковном краеведении. Основное же содержание книги – монографическое исследование о положении Православной  церкви в Орловском регионе в 1917–1953 годы: собраны многочисленные свидетельства, факты и документы, со всей полнотой раскрывающие историю церкви на Орловщине в первые десятилетия советской власти. Автор не пошёл проторенным путем скороспелых «разоблачений» конца 1980-х, ему претят попытки некоторых современников завуалировать «ошибки» прошлого. Он стремился раскрыть подлинные отношения между церковью и государством в СССР.

Как истинный летописец, в результате многолетнего исследовательского труда А.И. Перелыгин показал нам практически всю картину того, что происходило в храмах и монастырях Орловщины, какие невероятные гонения вынуждены были терпеть за веру орловцы всего несколько десятилетий назад. Цифры говорят сами за себя: из 142 тысяч дореволюционных священнослужителей в СССР было уничтожено почти 130 тысяч.

Автор пишет: «Начиная с 1992 года, когда открыли доступ к некоторым ранее секретным архивам, историки получили возможность не только получить сведения о жестоких гонениях на Церковь, но и понять скрытые от посторонних глаз механизмы государственно-партийной работы направленной на ликвидацию Русской Церкви, как самой крупной и влиятельной конфессии в Советском Союзе. Содержание, методы борьбы и её последствия в отношении Церкви никогда ранее не раскрывались и были строго засекречены. Внешне они выражались в форме идеологической пропаганды и атеистического воспитания. На практике без широкой огласки проводилась политика иного рода, где широко использовались методы насилия и даже физического уничтожения священнослужителей и активных приверженцев православной веры». И далее: «Жестокие гонения происходили и в Орловской губернии. Зачинщиками, как правило, были солдаты-дезертиры, с марта 1917 года валом валившие с фронта по деревням, и матросы, а также уголовный элемент, проникавший благодаря своей дерзости и «революционности» в местные органы власти. Например, в Мценске 3 июля 1919 г. местные власти надругались над находящимися в монастыре мощами святого Кукши, а потом порешили взять древнюю скульптуру — икону святого Николая Угодника и бросить её в реку. Однако такие действия вызвали открытое возмущение местного населения: собралась тысячная толпа, в ответ испуганные представители власти дали три выстрела и уехали».

Ещё один показательный пример: «При нападении на дом священника села Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского 25 июня 1918 года солдаты-грабители, уходя, бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь. Сам отец Михаил был арестован большевиками и в то время находился в Ливнах. Тогда же, в Орловский центральный работный Дом были заключены монахи Бело-Бережной пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин».

Не может оставить читателя равнодушным обнародованный Перелыгиным подсчёт: «Репрессии осуществлялись посредством рассмотрения дел арестованных по ускоренному варианту, когда в один день выносились сотни внесудебных приговоров. Так Особой Тройкой НКВД по Орловской области за 24 дня в ноябре и декабре 1937 года было осуждено к расстрелу 2989 и на различные сроки исправительно-трудовых лагерей 7180 человек. Согласно сведениям о количестве осуждённых УНКВД по Орловской области с 1 октября по 31 декабря 1937 года было исполнено решений 13314, из них к высшей мере наказания, т.е. расстрелу — 3247, до 10 лет — 7360, до 5 лет 2476. Причём на Особую тройку УНКВД приходится 3000 расстрельных приговоров и 7174 до 10 лет, по решениям Наркома внутренних дел и прокурора СССР по массовым операциям к расстрелу было приговорено 242 человека и спецколлегией — 5. Всего из них «церковников» и «сектантов» к высшей мере наказания — 1130, до 10 лет — 537; бывших «кулаков» к расстрелу — 1636 и до 10 лет 5167; «уголовников» соответственно — 188 и 630; «прочий контрреволюционный элемент — 1176 и 1377».

Книга показывает, что это было: тотальное закрытие церквей, кощунство, осквернение, зверства по отношению к верующим… Это была какая-то иезуитская тактика большевиков на поле исторической памяти, когда из колоколов и подсвечников штамповали разменную монету, а потом, после нашествия фашистов, открывали храмы… Но не буду пересказывать эти и другие эпизоды — их множество в книге. Причём речь идёт не просто об обличении воинствующих большевиков. Масса подлинных сведений – о положении Церкви во время фашистской оккупации, о том, какую роль сыграло в обществе Православие в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Автор рассказывает о злодеяниях фашистов – и не только в отношении православных, русских, но и в отношении евреев. Уместно упоминает о таких беззаветно преданных Родине патриотах, как знаменитый орловский доктор Турбин (монах в миру Никон), – ему же посвящена отдельная статья в приложении. В канве исторического повествования о Православной церкви – история сохранения памяти о поэта А.А. Фете… Вообще, по меткому наблюдению А.И. Перелыгина, Православная церковь в годы второй мировой войны стала своеобразным центром «русизма».

В книге обилие фактов и сведений, почерпнутых из отчётов уполномоченного по делам Русской Православной церкви по Орловской области (начиная с 1-го квартала 1944 года). А ещё ссылки на статьи в старых газетах, на исследования столичных ученых, на воспоминания наших земляков. И в нарочитом отсутствии авторских эмоций видится особое достоинство этого труда — это не агитка, не заказное издание по случаю, это своего рода покаяние русского человека за то, что бездумно либо надуманно свершили иные наши предшественники.

Анатолий Иванович Перелыгин – известный краевед и общественник, автор многих публикаций в периодике. Основное направление его исследований – история Русской Православной Церкви на Орловщине. По данной тематике он опубликовал более 100 научных работ, его труды можно встретить в сборниках международных и всероссийских научных конференций. Уже много лет автор книги занимается выявлением архивных материалов о преследованиях и деятельности Церкви в годы советской власти, патриотической деятельности деятелей Церкви в период Великой Отечественной войны. С 1993 года Перелыгин входил в состав областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. С 1994 года – действительный член, а с сентября 1998 года – председатель возобновлённого Орловского церковного историко-археологического общества.  Благодаря его стараниям, в 1999 году был издан первый после 1907 года сборник этого общества, в 2001-м – второй сборник. В середине 1990-х годов Перелыгин принимал активное консультативное участие в подготовке Указа Президента РФ № 378 от 14 марта 1996 года «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». При его личном участии верующим было возвращено несколько храмов в Орле. По его материалам, представленным в Патриархию, на Архиерейском соборе в 2000 году были канонизированы священномученик Иоанн Панков и его сыновья – мученики Николай и Пётр.

Перелыгин ещё с середины 1990-х годов входил в число сотрудников Центра истории религии и церкви Института Российской истории РАН. Ныне является председателем церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии, внештатным сотрудником церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

Уместно также напомнить, что по инициативе А.И. Перелыгина и другого известного орловского историка – В.А. Ливцова – в 2013 году документы Орловско-Ливенской епархии были переданы в государственный архив области (на то время давние документы церковного ведомства утратили для него оперативную ценность и должны были уничтожаться). Переданные в госархив документы 1943–2007 гг. находились в неупорядоченном состоянии, представляли собой просто груду разрозненных дел, различных изданий, фотоальбомов и фотографий. Благодаря усилиям архивистов  документы были разобраны и систематизированы. В результате созданы три фонда: Коллекция документов по истории Орловской епархии, личный фонд Митрополита Орловского и Брянского Палладия (Шерстенникова) и личный фонд архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (Самчука). Здесь масса сведений о деятельности епархии, о священнослужителях (в том числе об их жизни и быте), по истории храмов, о государственно-церковных отношениях и религиозной обстановке, миротворческой и благотворительной деятельности епархии. Имеются документы с личной подписью известных архиереев Русской Православной Церкви, например, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого), канонизированного Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Об этом уникальном, не имеющем аналогов в других регионах России, опыте передачи церковных документов на государственное хранение, А.И. Перелыгин сделал доклад на заседании Научного совета госархива области в мае 2016 года.

Я перечислил все эти вехи и звания с одной целью – показать, как много лежит в основе вышедшего в свет полновесного труда по истории Православия на Орловщине. Наверное, как и всякий труд такого рода, книга вызывает ряд вопросов и замечаний. Например, хотелось бы видеть больше страниц о драматизме духовных поисков наших предшественников и современников, о том, каковы пути решения мировоззренческих проблем в русле религиозного сознания. Изданию не помещала бы некая вводная, предваряющая глава, позволяющая познакомить читателя с кругом проблем, которые будут рассмотрены в книге. Иногда чувствуется некая хронологическая разрозненность, рассказ о современном состоянии Православия в регионе порой напоминает отчёт о проведённых мероприятиях – видимо, ещё не настало время научного осмысления современной нам действительности (перспективная тема для молодых историков).

Но эти, быть может, спорные, моменты не мешают в целом высоко оценить новую книгу А.И. Перелыгина. Помимо фактографической, в ней заключена немалая нравственная ценность. Автор учит вдумчивого читателя воспринимать историю как вечную реку, пусть порой стеснённую в берегах, пусть одолевающую бурливые пороги, но величавую и глубокую, чарующую своей красотой и мощью.

Запоминаются мудрые выводы историка. Понимая, к примеру, какую важную, определяющую роль в религиозной жизни играют многочисленные каноны и правила, он тем не менее отмечает, что главная роль принадлежит не нормотворчеству, а готовности священника жертвенно служить своей пастве. Автор пишет о революционных временах: «Там, где священник был искренним пастырем, верующим человеком и близким к народу, там народ  часто вставал на его защиту» и цитирует слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Многие священники были очень близки к народной душе, этого народ даже в страшные часы грозу не забыл… Пострадали многие, но большинство осталось, и потом сам народ даже защищал их от насилий».

Наверное, именно этот огонь милосердия, самопожертвования, любви к ближнему и надо брать из прошлого в будущее читателю столь серьёзной и доказательной, но в то же время человечной книги. Умиротворяюще, с большой надеждой звучат финальные слова книги: «Сегодня, когда мы живём в период относительного благословения и мира, окормляемые боголюбивыми пастырями и архипастырями, перед нами открываются большие возможности в деле возрождения и утверждения Православия в Орловском крае».

У этого издания, несомненно, есть будущее; молодой читатель на поучительных примерах из истории Орловщины всегда найдёт здесь мудрый ответ на вопросы о смысле жизни, о её ценностях, о том, к чему надо стремиться.

 

Алексей Кондратенко – кандидат политических наук, доктор филологических наук, доцент ОГУ, член Союза писателей РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *