Империя и «Иоанново христианство»

Автор:

Александр Гончаров

В Эгейском море находится остров Патмос. Именно там отбывал ссылку святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов – любимый ученик Господа нашего Иисуса Христа. Считается, что на этот клочке суши и был создан Апокалипсис.

На территории Алтая протекает река Катунь. И она омывает своими водами остров, тоже именуемый Патмос, на котором стоит храм во имя Апостола Иоанна. Так протягиваются невидимые связи-нити между святыми местами, между поколениями первых христиан и русской Империей, принесшей христианство на языческий Горный Алтай, между прошлым и современностью.

Апостол Иоанн Богослов и загадочен, и на удивление прост. В Новый Завет включены его Евангелие, Откровение (Апокалипсис) и три Соборных Послания.

Немецкие философы Освальд Шпенглер (1880—1936) и Вальтер Шубарт (1897—1942) в отношении русского Православия использовали термин «Иоанново христианство». Конечно, он был придуман не ними и, по-моему, встречается еще у сардинского посланника при русском императорском дворе Жозефа де Местра (1753—1821).

«Иоанново христианство» наилучшим способом выражается в этих словах Апостола Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 1-5).

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3, 14-16).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин.4, 16).

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16).

Если суммировать все, то получится, что «Иоанново христианство», требует живого понимания Божественного замысла о мире, любви к Богу и ближнему (до самой смерти) и действия, ибо не нужна Господу теплохладность человека в вере и делах.

В церковнославянском тексте вместо достаточно нейтрального «извергну тебя из уст Моих» идет совершенно жестокое и физиологичное «изблюю». Богу противна до рвоты человеческая душа, переполненная вместо активного добра нежеланием вмешиваться и отстаивать веру.

Христианство – не «толстовство». Христианские воины с древних времен отличались храбростью, честью и честностью. Христианские православные святые – не милые старички, беседующие о неустройстве жизни, но воители. Любовь не может смотреть безразлично, как предается поруганию святыня.

21 мая Русская Православная Церковь вспоминает Апостола Иоанна Богослова, а 22 мая – перенесение мощей святителя Николая Угодника, Мирликийского Чудотворца. И недаром на некоторых русских иконах святителя Николая изображали с мечом в руке. В Акафисте святителю Николаю Чудотворцу же поется: «Радуйся, Отцу равночестна Сына проповедавый; радуйся, А́рия возбесившагося от Собора святых отгнавый… Радуйся, щите, защищаяй благочестие; радуйся, мечу, посецаяй злочестие».

Святитель Николай, отгоняя возбесившегося Ария, жертвует душой своей ради ближних своих, ради высшей любви пресекая распространение ереси. В нынешнем толерантном мире, его, безусловно, осудили за нетерпимость и отсутствие политкорректности, которые в реальности являются всего лишь формами теплохладности и отсутствия любви.

Многим известен парадокс писателя Борхеса, то была, есть и будет только одна Империя – Римская. И с этим не поспоришь. Имперскость не растекается как жижа по планете. Она передается лишь своим по духу. Фиктивных империй множество, настоящих же имелось только три: собственно Римская, Ромейская (Византия) и Российская. Если рассуждать аллегорически, то в языческом Риме господствовал закон, в христианском Риме доминировало «Петрово христианство», в Константинополе – «Павлово», а уж в России – «Иоанново».

Храмами в честь Апостола Иоанна и святителя Николая Чудотворца полнилась Русь не случайно. На деятельной любви строилась Российская Империя. Нельзя сказать, что она расширялась исключительно мирным порядком. Да, были войны. Да, русские войска отнюдь не состояли из девиц-пансионерок. И жестокости хватало, и крови. Но все равно главным всегда выступал принцип любви. Грузию Россия спасла от вырезания населения турками. Россия помогала Армении. Россия освобождала балканские народы. Россия приняла в свой состав казахов, которых готовы были уничтожить джунгары. Ни один этнос, вошедший в состав Империи, не канул в Лету.

Святитель Николай Сербский не зря написал следующие слова: «Осуществить идею империи Бог дает наиболее одарённым народам с целью служения слабейшим и менее одаренным; как сильный брат даётся в помощь более слабому».

Российская Империя полностью соответствовала этому свидетельству сербского святого.

Империи, как универсальные государства, выражающие волю самостоятельной цивилизации к жизни, строятся на любви, а по истончению покрова ее они и гибнут.

Русскую Империю созидали святые и романтики, а убили эгоисты и прагматики, не имевшие и малой толики любви к народу и государству.

Это надо помнить.

Возрождение нашей Империи и Русского Мiра невозможно без любви к Богу и братьям нашим.

https://rusorel.info/imperiya-i-ioannovo-xristianstvo/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *