Покорение Средней Азиии

Автор:

Олег Ракитянский. 

24 августа 1873 в результате заключения Гендемианского мирного договора Российская Империя установила протекторат над Хивинским ханством.

Во второй половине 19 века Средняя Азия становиться новым театром военно-политической действий Российской империи в связи с постоянными попытками Великобритании спровоцировать конфликтные ситуации на её границах. Установившиеся между Россией и Средней Азией, ещё в прошлые века, отношения «добрососедской терпимости» в рамках «шёлкового пути» всё активнее стали использоваться бритами для осуществления своей ползучей экспансии в этом регионе. Угрозу российскому «подбрюшью» со стороны «туманного Альбиона» реально осознавал ещё Пётр I, издавший2 июня 1714 года указ «О посылке преображенского полка капитана-поручика князя Александра Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи…» (отряд был полностью уничтожен хивинцами в августе 1717 года).

Вторую попытку присоединения («освоения») региона предпринял Павел I. Используя благоприятный политический моментом для завоевания Индии, он в 1799 заключил с Бонапарте соглашение о взаимодействии в этом проекте и двинул донских и уральских казаков в Среднюю Азию, отдав свой знаменитый приказ: «Войску собраться в полки — идти в Индию и завоевать оную».12 января 1801 года атаман Войска Донского Орлов получил приказ (рескрипт) готовиться в поход, а в другом приказе, от того же числа, император пояснил цель похода: «Индия, куда вы назначаетесь, управляется одним главным владельцем и многими малыми. Англичане имеют у них свои заведения торговые, приобретённые деньгами или оружием, то и цель вся сия разорить и угнетённых владельцев освободить и лаской привесть России в ту же зависимость в какой они у англичан и торг обратить к нам».

1 марта, собрав 40 полков (22 500 казаков), Орлов выступил в поход на Оренбург. Но, 12 марта – император Павел I был «срочно» убит гвардейскими офицерами. Вошедший на трон Александр I (немой свидетель убийства отца) в конце месяца направляет Орлову свой один из первых приказов с требованием возвратиться на Дон. Рескрипт догоняет казаков в селе Мечетном на западе Казахстана. Невольно задаёшься вопросом, а что, у новоиспечённого императора других «проблем» не было как в первые недели царствования озаботиться возвращением войска из похода на Индию?! Разве он не понимал, что тем самым расторгает договор с Наполеоном,военные барабаны которого заглушали всю мирную жизнь в Европе?! Ради чьих интересов император пошёл на конфронтацию с «повелителем» Европы?! Разве это не была своего рода «пощёчина» тщеславному и горделивому корсиканцу с намёком на нового «островного друга»?! И как должен был себя повести Бонапарте, который бывал на Востоке и запомнил местную пословицу: «Друг моего врага – мой враг!». Может в этом предательстве Александра I и таилась одна из причин похода Наполеона на Россию?! Поспешность с какой был убит Павел I и расторгнут договор с Бонапарте. явно указывала на Туманный Альбион, для которых никогда не существовало союзников, но лишь интересы – корыстные, алчные и циничные.
Осознание пришло в середине 19-го века после итогов Крымской войны, заставившее наших императоров компенсировать понесённые военные, политически, экономические и моральные потери планами присоединения Средней Азии как торгового пути в Индию, что предоставляло возможность осваивать неограниченный заморский рынок и перестать быть зависимыми от торговцев Европы, Турции или Ирана.

На территории Средней Азии в середине XIX в. существовало три крупных государства – Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират и ряд мелких княжеств. Эти земли населяли узбеки, таджики, туркмены, киргизы, каракалпаки. Ханства Средней Азии были феодально-военными деспотиями с сильными патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. Развитию региона мешали не прекращавшиеся войны между Бухарой и Кокандом, Хивой и Бухарой, земледельческими и кочевыми племенами, столкновения среднеазиатских ханств с соседними государствами – Ираном и Афганистаном, перманентные вооружённые набеги на русские пограничные поселения с уводом в рабство населения и грабежей имущества. В 1830-40-е годы XVIII века по ходатайству самих казахов в состав России вошли Западный и Центральный Казахстан. На оставшуюся часть Казахстана, кроме России, стали претендовать Коканд и Великобритания. В связи с таким развитием событий в регионе России необходимо было решить следующие задачи:

1.Недопустить присоединение Средней Азии к Северо-Западной Индии, через которую Великобритания осуществляли экономическое и политическое проникновение в регион;

2. Принимая во внимание, что гражданская война в США 1861—1869 годов прервала поставки американского хлопка в Европу и Россию, «освоить» рынок Средней Азии для выращивания хлопка;

3. Ликвидировать дисбаланс в торговле между Россией и Средней Азией. В отличие от последней русские товары облагались двойной пошлиной (в отличие от импорта в Россию), рынки сбыта для них были почти закрыты (в отличие от «англицких» товаров );

4. Снятие ограничений на транзит через регион русских товаров, миссий, освоение водных ресурсов рек, проведение научно-исследовательских и изыскательских экспедиций;

5. Развитие коммуникаций за счёт строительства железной дороги по линии Гурьев (восточное побережье Каспия) через пустынные земли в Ташкент.

Очередной этап присоединения Средней Азии пришёлся на1873—1876 годы. Военный разгром Бухарского эмирата не оказал серьёзного влияние на правителей Хивинское ханства, которые продолжали оспаривать у России её недавно приобретённые права в сопредельных степях и побуждали туркменов, киргизов и казахов к неповиновению русским властям. В то же время – это ханство, окружённое степями и пустынями, имело для России военно-стратегическое значение. Оно держало под контролем нижнее течение Амударьи и туркменские племена. Приходилось учитывать, что на эти территории претендовал Иран.

После занятия русскими войсками левого берега Сырдарьи, на котором был устроен целый ряд наших укреплений, хивинский хан, всё ещё верящий в силу своих войск и подстрекаемый духовенством, вновь открыл военные действия против русских. Шайки хивинцев-туркмен и киргизов стали переходить Сырдарью и нападать на кочевья киргизов, считавшихся русскими подданными; грабя и отбивая у них скот, они создали невозможное для мирной жизни положение.Постоянно сея смуту и подстрекая русских подданных киргизов к восстанию против России, хивинцы наконец достигли своей цели: среди киргизов Оренбургского края возникли крупные волнения и беспорядки.

На протяжении 1872 г. следовавшие из Оренбурга в Персию и другие азиатские государства торговые караваны подвергались регулярным грабежам хивинскими туркменами и наводили ужас на купцов, а набеги на русскую линию и увод пленных приняли массовый характер. Чтобы положить предел этому, Туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками генерал П. Кауфман обратился к хивинскому хану с письменным требованием возвратить всех русских пленников, запретить своим подданным вмешиваться в дела наших киргизов и заключить торговый договор с Россией.

Предложения не были приняты, хан даже не ответил на письмо, а набеги хивинцев настолько участились, что им стали подвергаться русские почтовые станции. Вследствие такого положения весной 1873 г. русские войска выступили в поход против Хивы одновременно из четырех пунктов в составе особо сформированных отрядов: Туркестанского (генерал Кауфман), Оренбургского (генерал Верёвкин), Мангышлакского (полковник Ломакин)и Красноводского (полковник Маркозов). Общей численностью около 12 000 солдат, 44 орудия, 4 600 лошадей и 20 000 верблюдов. Кроме того, действующим против Хивы войскам была придана Аральская флотилия, состоявшая из пароходов «Самарканд», «Перовский» и трех барж.

Красноводскому отряду с самого начала пришлось углубиться в пески. Разбив туркмен у колодца Игды 16 марта и преследуя их при палящей жаре свыше 50 верст, казаки взяли около 300 пленных и отбили у неприятеля до 1000 верблюдов и 5000 баранов.Но этот первый успех больше не повторился, и дальнейшее движение к колодцам Орта-Кую был неудачным.

Глубокие пески, недостаток воды и знойный ветер стали преградой для преодоления 75-верстной пустыня до Орта-Кую и отряд был вынужден возвратиться в Красноводск.
Туркестанский отряд вышел в поход 13 марта двумя колоннами из Джизакаи Казалинска. Весна была особенно холодной. Сильные дожди с ветрами и снегом при вязкой, размокшей почве делали передвижение невероятно трудным. Дул ледяной ветер, солдаты увязали по колена в глине. На смену непогоде с апреля началась жара при сильных горячих ветрах, застилавших песком горизонт. У людей кожа лопалась на лице, и, несмотря на назатыльники, появились ожоги на шее, а позднее развились глазные болезни. В последующем вся цель движения войсковой колоны представляла собой этапы пути от колодца «Хала-Ата» доколодца «Адам-Крылган» («погибель человека»), от него до «Алты-Кудук» (шесть колодцев) и далее до реки Амурдарья. 11 мая днём почти у реки 4000 туркменских всадников пытались преградить дорогу, но, отбитые картечью, вынуждены были с большими потерями отступить. Переправившись на лодках через Амударью, отряд, располагающий значительным преимуществом в вооружении,с боем захватил г. Ходжа-Аспа. Победа стала возможным благодаря воле и мужеству генерала П.К. Кауфмана его настойчивости и одержимости, с которой он всегда старался довести начатое дело до конца, невзирая на препятствия. Эти качестве, а также личный пример командующего снискали солдатское уважение к нему, что и явилось залогом будущей победы, — преодолеть все препятствия и пройти через мёртвые хивинские пустыни, перенеся с особой твёрдостью все невзгоды и лишения.

Оренбургский отряд под командой генерала Верёвкина в середине февраля выступил в поход, когда в степях еще стояли 25-градусные морозы и лежал глубокий снег, что вызывало необходимость расчищать дорогу. За рекой Эмбой погода изменилась, и при начавшемся таянии снегов почва превратилась в вязкое месиво, затруднявшее движение и вызывавшее большие потери лошадей и верблюдов. Лишь от реки Угры переход стал сравнительно легким и появилось достаточное количество воды. 14 мая в г.Карабойли отряд соединился с Мангышлакским соединением. Полковник Ломакин выступил в поход на Хиву позже всех других. С 14 апреля ему пришлось перенести ужасы безводных песчаных пустынь, совершая переходы при палящей жаре и пройдя в течение месяца 700 верст. 15 мая оба отряда выступили под общей командой генерала Верёвкина из Карабойли. Войска хивинцев пытались преградить путь русским вначале перед г. Ходжейли, а затем, 20 мая, перед г.Мангитом. Огромные массы туркмен у Мангита двинулись против русского отряда, встретившего натиск многочисленного врага артиллерийским и ружейным огнем. Стремительные атаки нашей конницы заставили туркмен отступить, оставив город, а когда в него вошли русские войска, то были встречены выстрелами из домов. В наказание Мангит был сожжен дотла, что приходилось практиковать довольно часто в противном случае местное население, в силу своей ментальности, не признавало над собой власти чужеземцев. И чем свирепее была расправа, увы, в том числе и над мирными жителями, тем послушнее становилось подданные. В этом страхе таилась сила подчинения и управления местными народами. Доброта и жалость почитались качествами малодушными и слабыми, не вызывавшими уважения, а следовательно, провоцировали на сопротивление и бунт. Эти национальные особенности азиатов были грамотно использованы одним из покорителей Азии – генералом М. Скобелевым при Кокандском походе в 1867 – 1872 гг.

26 мая объединённый отряд подошёл к столице Хивинского ханства г. Хиве, под стенами которой до 28 мая стал выжидать известий от Туркестанского отряда. Но туркмены перехватили русские бумаги, посылаемые с джигитами, в силу чего, не получая никаких приказаний, генерал Верёвкин утром 28 мая двинулся к городу, за стенами которого хивинцы приготовились к отчаянной защите.Несколько орудий хивинцы вывезли за пределы города и стрельбой из них мешали отряду подойти к воротам. Тогда роты Ширванского и Апшеронского полков бросились в атаку и отбили два орудия, а часть ширванцев под командой капитана Алиханова, кроме того, взяла ещё одно орудие, стоявшее в стороне и обстреливавшее наш фланг. В ходе перестрелки был ранен генерал Верёвкин. Огонь русских орудий и рвавшиеся гранаты наконец заставили хивинцев очистить стены. Немного спустя из Хивы прибыла депутация с предложением сдать город поскольку хан бежал, а жители желают окончания кровопролития и лишь одни туркмены — юмуды, хотят продолжать защиту столицы. Депутация была отправлена к генералу К. Кауфману, который 28 мая вечером с туркестанским отрядом приблизился к Хиве. На другой день, 29 мая, полковник М. Скобелев, взяв приступом ворота и стены, очистил Хиву от непокорных туркмен. Произведя затем смотр всем отрядам и поблагодарив людей за службу, главнокомандующий во главе русских войск вступил в древнюю хивинскую столицу.
Возвратившийся по требованию русских хан был снова возведён в прежний сан и освободил всех рабов числом более 10 тысяч человек. 12 августа 1873 года хивинский хан Мухаммад Рахимхан II в резиденции К. Кауфмана в ауле Гандемиан (возле г. Хива) подписал предложенный генералом мирный договор. Данный документ устанавливал подчинение хивинского хана Российской империи. Первая глава договора гласила: «Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хан признает себя покорным слугою Императора Всероссийского. Он отрекается от налаживания непосредственных дружеских отношений с соседними правителями и ханами, а также от заключения с ними каких бы то ни было торговых и иных соглашений, а равно отрекается от ведения против них всяких военных действий без разрешения верховного правительства России в Средней Азии».

Правый берег Амударьи, относящийся к Хивинскому ханству и примыкавшие к нему земли, вместе с проживающими на них оседлыми и кочевыми племенами, присоединялся к Империи. Российским купцам предоставлялось исключительное право прохода по Амударье. В левобережье реки русские купцы получили право возводить свои пристани для торговли. За безопасность российских купцов и их товаров отвечали представители местной власти. Российские купцы получали право свободно разъезжать по всему ханству и торговать без всяких сборов.
На Хивинское ханство налагалась контрибуция в размере 2 200 000 рублей для покрытия расходов русской казны на ведение войны с ханством со сроком погашения до 1893 года.
По итогам присоединения Бухары и Хивы после 1873 г. российское правительство установило полный протекторат над ханствами и контролировало их внешнюю политику. Но, во внутренние дела не вмешивалось, сохраняя в столицах воинские гарнизоны. Правители Бухары поддерживали неофициальные, но тесные связи с Афганистаном. Бухара и Хива сохранили собственные валюты и содержали небольшие армии. Россия аккредитовала в Бухаре и Хиве своих дипломатических агентов, а бухарский эмир — представительство в Петербурге. Кокандское ханство не получило автономии и вошло в состав России 19 февраля 1876 года как Ферганская область со столицей г. Фергана, который основали первым градоначальником, которого стал генерал М. Скобелев.

https://rusorel.info/pokorenie-srednej-aziii/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *