Взятие Берлина

Автор:

Николай Сычев.

          28 сентября 1760 года в ходе Семилетней войны русские войска под командованием генерал-майора Тотлебена и генерал-поручика Чернышева впервые взяли Берлин.

Семилетняя война 1756—1763 гг. была одной из тех общеевропейских войн, которые гремели по всему континенту в течение XVIII века. Тем не менее, она имеет ряд особенностей, ставящих ее особняком среди других военных конфликтов XVIII столетия. Во-первых, повод к войне возник в заокеанских колониях. Столкновения англичан и французов в районе Великих озер и Луизианы начались еще в 1754 году. Казалось бы, локальный колониальный конфликт не имеет никакого отношения к европейским делам, но на деле, именно война в Северной Америке вызвала обострение внутриевропейских противоречий. Как раз в то время в Европе нарастала взаимная неприязнь между Австрией и Пруссией – первые желали взять реванш за поражение в войне за австрийское наследство 1740—1748 гг., а вторые пытались утвердиться в роли гегемона в Центральной Европе. Вена была крайне обеспокоена усилением Пруссии и не придумала ничего лучше, как обратиться за помощью к другому своему заклятому врагу – Франции. Так, между двумя державами был заключен военный союз. В Лондоне эта новость прозвучала как гром среди ясного неба – ведь Австрия была своего рода «континентальным солдатом» Британии на континенте и ее союз с Парижем воспринимался не иначе как предательство. Раздосадованные англичане в порыве ярости «переходят Рубикон» и заключают союз с Пруссией, делая тем самым очередную общеевропейскую войну неизбежной. В историю международных отношений это событие вошло как «переворот союзов». Еще одной особенностью Семилетней войны стала небывалая степень вовлеченности в нее России, которая заявила о себе как о полноправной великой державе. Одним из наиболее ярких эпизодов войны с участием России было взятие прусской столицы – Берлина – русскими войсками в сентябре 1760 года. Но прежде чем обратиться непосредственно к этому событию, обратим внимание на расстановку сил в войне и вспомним основные сражения с участием русской армии.

Расстановка сил:

ПруссияВеликобритания

Португалия

АвстрияФранция

Россия

Швеция

Саксония

Испания

 

Основные сражения русской армии:

19 августа 1757 г. – сражение при Гросс-Егерсдорфе – безоговорочная победа русских войск была сведена на нет нерешительностью командующего генерал-фельдмаршала Апраксина, который поспешно отступил на следующий день после битвы.

14 августа 1758 г. – битва при Цорндорфе – русская армия впервые столкнулась с основными прусскими силами во главе с «непобедимым» Фридрихом II. Сражение было довольно упорным и кровопролитным, но победителя так и не выявило.

12 августа 1759 г. – Куннерсдорфское сражение – прусская армия потерпела сокрушительное поражение и практически перестала существовать. Берлин, по сути, остался без защиты — Пруссия оказалась на грани катастрофы.

В следующем, 1760 году, русские войска осуществили т.н. Берлинскую экспедицию, которая началась 3 сентября. Для захвата прусской столицы были выделены корпуса генерал-майора Тотлебена и генерал-поручика Чернышева. 2 октября Тотлебен прибыл в Вустерхаузен, где он узнал, что в гарнизон столицы неприятеля насчитывает всего 1200 человек – три пехотных батальона и два гусарских эскадрона. Фортификационных сооружений в Берлине было недостаточно, чтобы противостоять серьезной военной силе – он располагался на двух островах, обнесённых стеной с бастионами. Рвами для них служили рукава реки Шпрее. Предместья на правом берегу опоясывал земляной вал, а на левом – каменная стена. Командир берлинского гарнизона генерал Рохов намеревался уйти из города, но под давлением отставных военачальников был вынужден занять оборону.

Штурм города начался утром 22 сентября – Тотлебен занял высоты напротив Котбусских и Галльских ворот. Он отправил к командиру гарнизона требование сдаться, но получил ожидаемый отказ. Тогда Тотлебен начал обстреливать Берлин из пушек, но пробить стену или спровоцировать пожар не удалось. Пруссаки держались бодро, отвечали пушечным огнем, и вообще, не собирались паниковать или сдаваться. Вечером того же дня русские войска пошли на штурм, но эта попытка не увенчалась успехом — взять Котбусские ворота не удалось. Неудача русских войск еще больше воодушевила защитников города, которые с минуту на минуту ждали подкрепления. И правда – на следующий день в Берлин прибыл корпус принца Вюртембергского. Тотлебен решил сделать передышку и отвел войска от городских стен. Тем временем к Берлину подошел корпус Чернышева – генерал-поручик 25 сентября принял на себя общее командование операцией. С первых дней между генералами возникло несогласие и взаимная неприязнь.

Новый штурм начался 26 октября – Чернышев ударил по восточной части города, приказав Тотлебену организовать отвлекающий маневр. Однако, генерал-майор не удовлетворился этой ролью и ударил по западной части Берлина. Несмотря на потери и упорство пруссаков русские войска заняли предместья города и начали артиллерийский обстрел. 27 сентября Чернышёв планировал атаковать принца Вюртембергского и штурмовать восточные предместья, но прибытие на помощь пруссакам корпуса Клейста нарушило этот замысел: численность прусских частей возросла до 14 тысяч человек, и при этом они были более мобильны, чем силы союзников. Последние насчитывали около 34 тысяч (почти 20 тысяч русских и 14 тысяч австрийцев и саксонцев, но были разделены рекой, тогда как защитники Берлина могли легко перебрасывать войска с одного берега на другой.

Тем временем Тотлебен вступил в переговоры с берлинским гарнизоном о капитуляции. Опасаясь разрушения города, военный совет принял решение вывести военные части из Берлина и оставить лишь первоначальный гарнизон. Тотлебен направил начальнику гарнизона новое требование о сдаче города и к часу ночи получил отказ. Это привело русского генерала в недоумение, но в три часа прусские представители сами появились у Котбусских ворот с предложениями от Рохова — в четыре часа утра начальник гарнизона подписал капитуляцию. Вместе с солдатами и военным имуществом он сдавался в плен. В пять часов утра русские войска приняли гражданскую капитуляцию.Важно отметить, что русские войска не нанесли Берлину практически никакого ущерба – были лишь частично разграблены королевские учреждения.

Взятие прусской столицы стало серьезным успехом русского оружия и произвело огромное впечатление на европейские дворы – союзные монархи отправляли поздравления Императрице Елизавете Петровне. Однако, оккупация столицы Пруссии русскими и австрийцами продолжалась всего четыре дня: получив сведения о приближении к Берлину войск Фридриха II, союзники, не располагавшие достаточными для удержания города силами, покинули Берлин. Оставление противником столицы позволило Фридриху повернуть войска в Саксонию. С этого момента война для России перестала быть успешной – спустя год случилось т.н. «чудо бранденбургского дома», когда на русский престол вступил Петр III —  большой поклонник Фридриха II. Россия моментально заключила с Пруссией мир, возвратив ей все завоеванные территории и отказавшись от компенсации. Абсурдное поведение российского монарха позволило Фридриху не только оправиться от удара, но и закончить войну, не потеряв при этом ни одного квадратного километра территорий. Окончанием войны стал Губертусбургский мирный договор, возвративший Европу к довоенному status-quo и утвердивший Пруссию в качестве полноправной великой державы.

https://rusorel.info/vzyatie-berlina/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *