Генерал-лейтенант Дитерихс. Крестоносец

Автор:

Андрей Бертош.

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)

Генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (05 (18 по н.ст.) апреля 1874 – 09 октября 1937)

За родину, семьи и Бога,

Под знаменем чистым Креста

Идут они сумрачно строго…

И шепчут молитву уста.

(Менестрель В. Крестоносцы; 1919 год)

Михаил Константинович Дитерихс – русский полководец и государственный деятель, герой Русско-японской и Великой (Первой) Мировой войн, Георгиевский кавалер. Во время Гражданской войны в России командовал различными соединениями антибольшевистских сил. По убеждениям – монархист. В 1922 году стал Правителем Приамурского Земского Края – последнего оплота Белой России, где им юридически была восстановлена монархическая форма правления.

В 1915 году, во время Великой (Первой) Мировой войны, находясь в должности начальника штаба 3-й Армии, Михаил Константинович был за отличие награждён Георгиевским оружием. В мае 1916 года, во главе 2-й Особой пехотной бригады, он направлен на Салоникский фронт (Греция). Командовал бригадой, а затем – объединённой Франко-Русской дивизией. В ноябре 1916 года войска, находившиеся под его командованием, освободили сербский город Битола. В январе 1917 года за боевые заслуги М. Дитерихс получил одну из высших воинских наград Франции – Офицерский крест ордена Почётного легиона.

К свержению монархии в ходе Февральской революции Михаил Константинович отнёсся отрицательно, но продолжил исполнять свой воинский долг. В июле 1917 года М. Дитерихс вернулся в Россию, а в августе того же года принял участие в выступлении генерала Л. Корнилова, целью которого было отстранение от власти леволиберального правительства Керенского. В ходе выступления он не играл ведущей роли, поэтому после его неудачи не был подвергнут репрессиям, и вскоре даже занял должность генерал-квартирмейстера Ставки Верховного главнокомандующего.

После Октябрьского переворота Верховным главнокомандующим Русской армии стал генерал-лейтенант Н. Духонин, который попытался превратить Ставку в координационный центр сопротивления большевизму и назначил Михаила Константиновича начальником своего штаба. Организовать отпор большевикам в тот период не удалось – 20 ноября 1917 года Н. Духонин был отстранён от должности и бессудно убит революционерами, а М. Дитерихс вынужден был скрытно покинуть Ставку.

В марте 1918 года Михаил Константинович занимает пост начальника штаба Чехословацкого корпуса (воинское формирование из бывших граждан Австро-Венгрии, которое воевало в составе армии России, а после захвата власти большевиками перешло в подчинение Франции). Командование Антанты планировало использовать чехословацкие подразделения в боях против германских и союзных им войск, поэтому Корпус начали перебрасывать из России в Европу через Дальний Восток. После заключения позорного Брестского мира с Германией, большевики стали чинить препятствия в переброске чехословацких войск и попытались их разоружить, что привело к восстанию Корпуса в мае 1918 года. Благодаря действиям чехословаков земли восточной части России, примыкающие к Транссибирской железной дороге, были освобождены от власти большевиков и перешли под контроль их противников. М. Дитерихс, находясь в должности начальника штаба Корпуса, в июне 1918 года возглавил его Дальневосточную группу, которая, взаимодействуя с местными антибольшевистскими силами, очистила от «красных» значительные территории.

После консолидации осенью 1918 года Белого движения на Востоке России, Михаил Константинович переходит на службу в Русскую армию, где занимает различные командные должности. Под его руководством было начато расследование убийства большевиками Императора Николая II, членов его семьи и приближённых, а также организован поиск их тел. Став главнокомандующим Восточным фронтом, М. Дитерихс летом 1919 года выступил инициатором провозглашения Крестового похода против большевизма. Им было организовано формирование добровольческих подразделений из желающих сражаться с богоборцами представителей разных религий – Дружины Святого Креста (христиане всех конфессий) и Дружины Зелёного знамени (мусульмане).

Добровольцы-крестоносцы приносили такую присягу: «Я, брат дружины Святого Креста, обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным Господу Христу, Святой Церкви и друг другу, быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, к своим всей душой браторасположенным. Аминь».

Осенью 1919 года Михаил Константинович провёл успешную наступательную Тобольскую операцию, в ходе которой большевики были отброшены за реку Тобол. При его содействии была организована эвакуация в Китай обнаруженных тел Алапаевских мучеников (членов Дома Романовых и близких им людей). В 1920 году, после ряда военных неудач Белой армии, М. Дитерихс был вынужден перебраться в китайский Харбин.

Этот период жизни он посвятил написанию книги «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале» (издана в 1922 году), в которой впервые познакомил широкую общественность с обстоятельствами злодейской расправы над Императором Николаем II, его семьёй, родственниками и приближёнными, а также изложил свои взгляды на Православную Монархию и её противников:

«Свержение Царя, который в мировоззрении народа является только Правителем, представляется преступлением по «форме», преступлением политически-гражданским; свержение же Царя, который в мировоззрении народа является еще и Помазанником Божьим, представляется преступлением по «духу», затрагивающим в корне все историческое, национальное и религиозное мировоззрение народа и выбивающим из-под его ног нравственные устои его жизни и быта. После этого он, естественно, легко впадает в крайности. Мы все повинны в бедствиях, постигших нашу Родину; мы все повинны в том, что еще до революции между нами, интеллигентами, и народом оказалась пропасть; мы все повинны в том, что народ оказался не с нами, а с пришлыми, ему совершено чужими нехристями; наконец, мы все повинны в трагической судьбе, постигшей Дом Романовых, хотя и не участвовали фактически в ужасных кровавых злодеяниях».

Летом 1922 года на освобождённом от «красных» Дальнем Востоке разгорелся политический конфликт между Временным Приамурским правительством и «Народным собранием» (местным парламентом), которое находилось под контролем левых пробольшевистских элементов. В этой сложной обстановке Михаил Константинович согласился объединить и возглавить Белые силы России. Вернувшись из эмиграции, он принял должность командующего войсками Приамурья.

По инициативе М. Дитерихса в июле 1922 года созван последний в русской истории Земский Собор, Почетным Председателем которого заочно был избран Святейший Патриарх Тихон. Собор установил следующее:

«Право на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых… Земский Собор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление Национальной Государственности Приамурья Верховным Правителем из членов династии Дома Романовых, династией для сего указанным».

В августе того же года Собор избрал Михаила Константиновича временным Правителем государственного образования в Приамурье, которое вскоре получило официальное именование Приамурский Земский Край, кроме того он стал Воеводой Земской рати, как по образцу «Земского ополчения» Д. Пожарского и К. Минина стали называться вооружённые силы.

Грамота Земского Собора, адресованная М. Дитерихсу, гласила:

«…Призывая на Вас Благословение Божие, Русская Земля Дальнего Русского Края в лице Амурского Земского Собора объединяется вокруг Вас, как своего Правителя и Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя. Да восстановится Святая Русь в ея прежнем величии и славе…».

После оглашения грамоты Михаил Константинович принял присягу:

«…Отнюдь не ища и не преследуя никаких личных выгод, я обязуюсь свято выполнять пожелание Земского Собора, им высказанное, и приложить по совести всю силу разумения моего и самую жизнь мою на высокое и ответственное служение Родине нашей России, – блюдя законы ее и следуя ее историческим исконним заветам, возвещенным Земским Собором, помятуя, что я во всем том, что учиню по долгу Правителя, должен буду дать ответ перед Русским Царем и Русской Землей. В удостоверение сей моей клятвы я, перед алтарем Божиим и в присутствии Земского Собора, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Социально-политическая система Приамурского Земского Края была основана на принципах Православия, Самодержавия и Народности. Возрождались допетровские русские традиции государственного строительства. Земская Дума, выбранная из состава Земского Собора, представляла интересы всех групп населения (горожан, крестьян, рабочих, казаков), исключая представителей левых организаций, и должна была работать во взаимодействии с Церковным Собором. Основой местного самоуправления становился церковный приход.

Последний оплот Русской государственности, в котором юридически была восстановлена законная монархическая форма правления, просуществовал до октября 1922 года, пав под натиском превосходящих сил «красных». Командуя уцелевшими отрядами Земской рати, М. Дитерихс отступил в Китай, где не изменил своим взглядам и продолжал по мере сил вести борьбу с большевиками. Он содействовал изданию книги С. Ольденбурга «Царствование Императора Николая II», руководил Дальневосточным отделом Русского Общевоинского Союза, состоял в Братстве Русской Правды.

09 сентября 1937 года М. Дитерихс умер от туберкулёза и был похоронен на кладбище города Шанхай в Китае (позже его могила была уничтожена китайскими коммунистами). Свои взгляды на будущее устройство России Михаил Константинович изложил в письме неизвестному адресату, которое фактически является его политическим завещанием:

«Возрождение русского народа и восстановление России Христа, с утверждением национально-религиозного самодержавного строя государства на Христовых заповедях любви – не утопия, а единственная по существу и единственная по силе возможность… Основным моим пониманием национально-религиозной, исторической идеологии русского народа является непременное наличие в строе его государственного управления и правления 3 самостоятельных и равносильных начал власти: Веры, Царя и Народа… Помазанник Божий является Самодержавным Правителем, сословный Земский Собор – представительным при нем органом Самодержавного Народа и по функциям – органом управляющим, то есть исполнительным, а Патриарх – строгим, но справедливым Самодержавным творцом, претворяющим и ведущим любовью и духом Христовой веры волю Помазанника Божьего и Самодержавного народа, в путях и духе законов Нового Завета Христа».

Примечание автора: При подготовке публикации использована работа В.Ж. Цветкова «Защитник Российского Единодержавия»

https://rusorel.info/general-lejtenant-diterixs-krestonosec/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *