Полузабытая морская победа едва не ставшая триумфом русского флота

Автор:

Алексей Селиванов.

27 июня (н. ст. 05.07) 1790 года, русский флот под командованием В. Чичагова одержал блестящую победу над шведской эскадрой, что существенно ослабило их флот и ускорило заключение (в том же году) выгодного для России Верельского мирного договора. За Выборгское сражение Чичагов первым из русских моряков был награжден орденом Св. Георгия 1-ой степени

Императора Петра Великого упрекали в том, что он построил свою столицу слишком близко к гипотетическому врагу. Санкт-Петербург, по мнению критиков Петра, доступен для обстрела и для десанта с моря.

И, действительно, на Имперскую столицу покушались и шведы, и германцы, и даже англичане во время Восточной войны. Но никто, за всю историю, не взял Петрова града, несмотря на его близость к границе. И Русские Цари хорошо знал истину, известную еще с античных времен: «самые крепкие стены крепости – это мужество её защитников». Уже только большевистская власть, отдав по «Брестскому миру» треть Российской Империи немцам, испугалась, что Германия не ограничится договором. Предполагая, что немецкие солдаты войдут в Петербург, большевики перенесли столицу подальше, в Москву.

Впрочем, в 1790 году до большевистского переворота было еще далеко, а Императрица Екатерина Великая твердо верила своим орлам – плеяде выдающихся полководцев и флотоводцев, вместе с Матушкой-Государыней сделавших Россию великой.

Екатерининские орлы — генерал-аншеф Александр Суворов, фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский и адмирал Федор Ушаков громили турок на Юге. Принуждали к миру. Турция никак не могла смириться с тем, что, по Кючук-Кайнарджийскому миру, Крым признавался русским навеки. Одним словом, славные русские воны были заняты на турецком фронте.

И шведский король Густав III вознамерился, ни много, ни мало, отобрать у России Санкт-Петербург! Когда говорят, что Полтавская победа навсегда лишила Швецию великодержавных амбиций, забывают о ещё одной русско-шведской войне 1788—1790 годов. Которая проходила, главным образом, в Балтийском море.

Густав III, кстати, очень напоминает сегодняшний коллективный Запад. Король не только добивался у Екатерины возвращения территорий, отвоеванных ещё Петром. Он ещё и потребовал вернуть Турции Крым! Екатерина отозвалась о требованиях так: «сего вероломного Государя поступки похожи на сумасшествие». Дать отпор сухопутной армии шведов, которой командовал сам Король, на Севере было практически некому. Однако, даже штатные гарнизоны русских крепостей настолько затруднили продвижение шведов по Финляндии, что армия Густава под Петербургом так и не появилась. А на море путь преградили 17 кораблей Балтийского флота под командованием адмирала Самуила Грейга,  героя Хиосской и Чесменской битв.

Первая морская битва состоялась у острова Гогланд в Финском заливе. По воспоминаниям Грейга, русские офицеры и нижние чины проявили отменную храбрость, проворство и неустрашимость. Шведы так и не прорвались к русским берегам. Вернулись в Свеаборг, не солоно хлебавши. А вот Грейг стал преследовать шведов даже у Свеаборга, где русские уничтожили несколько шведских линейных кораблей. Завоевав господство на море, русские перекрыли маршруты подвоза продовольствия и боеприпасов сухопутной армии шведского короля.

После победы у острова Гогланд и в Свеаборгской бухте, Грейг заболел и умер. После зимовки в 1789 году Государыня назначила командующим флотом адмирала Василия Чичагова. И этот год тоже был для шведов неудачным. Уступающая в численности эскадра Чичагова заперла шведский флот, а русская гребная флотилия одержала убедительную победу над шведами у острова Котка. Русские моряки отличились не только в артиллерийской стрельбе, но и в абордажных схватках.

Но генеральное сражение войны состоялось только в следующем, 1790 году. Как только лед в Финском заливе растаял, шведский флот направился к Ревелю. Русских кораблей было меньше, и адмирал Чичагов построил свои корабли в узком месте бухты. Русские снова обратили шведов вспять! И Король, не выдержав череды поражений, отправил свой флот в 140 боевых судов и десятки транспортов с десантом в Выборгский залив. Два дня русская эскадра артиллерийским огнем сдерживала противника, пока из Ревеля не подошли основные силы русских.

Стрельба была слышна в Петербурге, где Государыня Екатерина вместе с канцлером Безбородко формировали для обороны столицы батальоны из сенатских, гарнизонных и полицейских служащих. Густав III направил все свои силы в Выборг. Он хотел захватить город, и оттуда направиться в Петербург. Но в Выборгской бухте его и заблокировал русский флот адмирала Чичагова.  22 (05.07) июня шведы решили прорваться из бухты.

Приблизившись к русским кораблям, корабли Густава открыли огонь с двух бортов. Такая тактика, когда корабль дает залп по противнику, проходя между двумя кораблями противника, является очень рискованной. Прорывающийся корабль может нанести большой урон противнику, но и сам рискует, подставляясь под залпы с двух сторон. Чуда не произошло, и шведы потеряли 10 из 34 четырех линейных кораблей и фрегатов. А также 54 других судна. Волны покрылись обожженными трупами шведских моряков. Вдобавок, преследуя шведский флот, русские захватили у о. Гогланд контр-адмиральский корабль «София Магдалина» и у Свеаборга линейный корабль «Ретвисан».

Русские одержали победу, хотя и не смогли должным образом организовать преследование. Это позволило шведским историкам раздувать щёки и убеждать свою аудиторию в том, что эта война была успешной для Швеции.

Хотя, очевидно, что цели, которые ставил перед собой Густав III, достигнуты не были. Война закончилась почти полным разгромом шведского флота и теперь уже навсегда поставила крест на амбициях Швеции стать сверхдержавой.

История малоизвестной русско-шведской войны заставляет задуматься об одном: а если бы у Густава III получилось? Ведь Русская армия была занята на турецком фронте, и Петербург практически никто не защищал с суши. Если бы шведский король высадил армию, взял столицу и захватил в плен Государыню? Тогда не только север России отошел бы Швеции. Но и Русская армия в Новороссии и Таврии отступила бы, кинулась спасать Петербург, оставив Крым и Северное Причерноморье туркам. Последствия для нас были бы не менее роковыми, чем предполагаемая победа Карла XII, Наполеона или Гитлера. Но благодаря мужеству и отменной выучке русских моряков, благодаря уму и находчивости русских адмиралов Грейга и Чичагова, мы даже не знаем о том, что могло бы произойти… Будем же помнить славу русских героев Балтики, участников Выборгского сражения!

https://rusorel.info/poluzabytaya-morskaya-pobeda-edva-ne-stavshaya-triumfom-russkogo-flota/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *