ЖИВАЯ ИСТОРИЯ В ЖИВОЙ СЕМЬЕ

Материнские заметки

Фото: Александра КондратьеваФото: Александра КондратьеваСегодняшние выпускники школ историю не знают или знают слишком смутно – это, к сожалению, доказывать не приходится. Кто виноват: общество в целом, современная система школьного образования, родители? Наверное, как обычно – все вместе.

Можем ли мы – лично – повлиять на ценностные установки современного общества? Можем ли собственными силами исправить образовательную систему? Если можем – то не все мы. Если можем – то не прямо сейчас. Зато каждый из нас может попытаться воспитывать своих детей «в нужную сторону». Чтобы дети захотели изучать историю, чтобы полюбили ее.

Все родители решают эту задачу, конечно, по-разному. То, что органично живет в одной семье, совсем неприменимо к другой. Поэтому как всегда – универсальных рецептов нет и быть не может в принципе. Здесь я попробую описать всего лишь некоторые идеи по «домашнему знакомству с историей», которые в реальных ситуациях оказались реально работающими.

Привести историю в свой дом

Как всегда, первое и главное в любом аспекте воспитания-обучения – пресловутый личный пример. История имеет шансы прийти к нам в дом, если мы сами полюбим ее, если сами будем изучать ее.

Правда, «личного интереса» недостаточно. У детей должна быть возможность наш интерес увидеть. Это становится возможным, когда дети и родители живут общей жизнью. Когда дети физически много времени проводят рядом с родителями, когда родители постоянно общаются с детьми и при детях.

Эффективным оказывается «подслушивание родительских разговоров», когда взрослые обсуждают между собой какие-то исторические факты

В определенных ситуациях невероятно эффективным оказывается «подслушивание родительских разговоров». Когда родители при детях обсуждают что-то друг с другом или с друзьями, а дети имеют возможность слушать эти разговоры. Святитель Феофан Затворник призывал родителей использовать этот прием «подслушанных разговоров», обучая детей вере:

«Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры»[1].

Но этот метод работает, конечно, и в любых других областях. Залог эффективности этого метода в том, что в подобной ситуации обеспечена такая трудноуловимая вещь, как внимание ребенка к предмету. Ведь если говорят не тебе, если это взрослые разговоры, то сразу – ушки на макушке.

Так что один из способов «заинтересовать детей историей» – обсуждать ее друг с другом, с мужем-женой, общаться с людьми, которым интересно говорить на подобные темы, приводить этих людей в дом. Такое общение уже само по себе формирует определенное «образовательное пространство», «культурную среду». Конечно, знания из этих услышанных разговоров достаточно фрагментарные – не будем же мы, пользуясь случаем, читать своим друзьям краткий курс всемирной истории с расчетом «авось дети подслушают». Но все же если мы иногда будем при детях обсуждать какое-нибудь стояние на реке Угре или правление Иоанна Грозного, то мы уже покажем детям, что история существует и это – интересно и важно.

История в домашних праздниках

Еще один способ показать детям историю как ценность, как часть нашей жизни – хотя бы вспоминать о каких-то важных исторических событиях или вообще праздновать их. Не только 9 мая, но и другие победы, которыми славна наша история. На Рождество Богородицы праздновать победу в Куликовской битве, на Рождество Христово вспомнить о том, что в этот праздник до революции в нашей стране отмечался день «избавления Церкви и державы Российской» от наполеоновских войск. Вспоминать дни Ледового побоища, Полтавской битвы… Просто сказать об этом, произнести эти слова: «Сегодня день Куликовской битвы». Посмотреть какой-то фильм, исторический или художественный, почитать что-то. Не так важно, как именно отмечать, – главное, чтобы в семье жила память о каких бы то ни было исторических событиях. Лучше, конечно, о значимых, и лучше – о славных. Те события, которые мы празднуем или даже просто «отмечаем» в семье, становятся частью жизни наших детей, культурой жизни нашего дома.

Занятия с малышами

Проблему «чем позаниматься с ребенком» вообще и «чем развивающим позаниматься с ребенком» в частности мы можем решать, иногда разворачивая такие занятия в сторону знакомства с историей.

Например, можно предложить детям нарисовать открытку или плакат ко дню памяти тех исторических событий, о которых я сказала выше. Коротко рассказать ребенку о той же Куликовской битве, посмотреть мультик (например «Твой крест») и предложить нарисовать русского воина, или битву, или просто меч и щит. Написать: «С днем победы в Куликовской битве!». Или «21 сентября / 8 сентября 1380 года – День Куликовской битвы». Этот рисунок можно повесить на дверь, на холодильник в памятный день.

Когда наши старшие дети были маленькими, они с увлечением собирали и раскрашивали по образцу миниатюры небольшие пластмассовые фигурки солдатиков разных стран и эпох. Можно купить специальный набор этих миниатюр, подготовить акриловые краски, образцы – и может быть, это станет любимым занятием для детей на месяцы и даже на годы. Наши дети с увлечением собирали модели кораблей и самолетов, реконструировали переход Ганнибала через Альпы, войны Петра I, битвы с Наполеоном, сражения Первой мировой. С этими фигурками можно играть «в войну», а можно просто воткнуть готовые фигурки в пластилин и поставить на полку. Пока дети собирают такие модели – узнают об этих исторических событиях, об эпохе вообще. И так по-настоящему знакомятся с историей.

Чтение для всей семьи и не только

Еще один вариант знакомства с историей – просто читать о ней. Во-первых, конечно, читать самим. Во-вторых, читать вместе с детьми и детям. В-третьих, предлагать книги для чтения старшим детям, просто держать соответствующую литературу в домашней библиотеке.

Когда я сама была девочкой, я любила читать «Историю России в рассказах для детей» Александры Ишимовой. И когда у меня самой появились дети, мы тоже вместе читали эту книгу, слушали аудиозаписи. Может быть, рассказы Ишимовой иногда сентиментальны, но для детей, что называется, «дошкольного и младшего школьного возраста» вполне подходят, мне кажется. Это история, адаптированная для малышей, рассказанная просто, понятно и аккуратно. И еще – история, рассказанная с точки зрения христианина, любящего свою Родину. А это уже – вещь ценная и редкая.

Книга Ишимовой – это история, рассказанная с точки зрения христианина, любящего свою Родину

Еще можно предложить детям такие рассказы, где так или иначе затрагивается история, русская и мировая. Так, в нашей семье уже несколько поколений детей читают и перечитывают книгу Петра Николаевича Краснова «Суворов», написанную в 1900 году. Это живые и остроумные рассказы из жизни великого фельдмаршала, которые могут быть интересны и шестилетнему малышу, и взрослому человеку. О силе духа и чудачествах русского полководца, о его скромности и удальстве, о верности и вере, о Суворове как о глубоко верующем православном человеке. И главное – это из серии «Мама, мне осталось всего четыре страницы, не выключай свет!».

Подружить детей с историей могут всевозможные исторические повести и романы. Но здесь все дело в деталях. Историю можно рассказать очень по-разному, исторический роман гораздо ярче плохого учебника может историю вывернуть наизнанку… Но если удается подобрать хорошие сочинения, качественные с точки зрения литературы, адекватные с точки зрения истории и во всех смыслах целомудренные, то можно сделать великое дело. Ведь близкое и эмоциональное знакомство даже с небольшим фрагментом истории «тянет» за собой и все окружающие сюжеты, будит интерес к истории вообще. Так, дети познакомились с Суворовым – а значит, и с Екатериной Великой, и с императором Павлом, и с Пугачевым, и вообще – с историей второй половины XVIII века – и с русской, и с европейской. История XVII века станет для таких детей «что было до Суворова», какие-нибудь наполеоновские войны – «что было после Суворова»…

Исторические музеи и реконструкции

Самый интересный музей может быть скучным, если маленьких детей заставить очень тихо и очень долго смотреть на какие-нибудь осколки древних кувшинов. Бесконечным, скучным хождением по бесконечным музеям можно не заинтересовать, а отбить у детей всякий интерес к истории.

Впрочем, сейчас музейные экспозиции бывают настолько яркими и по-настоящему интерактивными, что проблема может быть «как увести детей из музея», а не «как их туда затащить». Например, можно назвать уже известные на всю нашу большую страну исторические парки «Россия – моя история». Мы с детьми – и с малышами, и с подростками – были на мультимедийных выставках этого проекта. Даже пяти-шестилетние малыши могут с интересом воспринимать подобные выставки. Да, в этом возрасте ребенок мало что понимает, а то, что вдруг понял, – очень скоро забудет. Но если ребенок на такой выставке всего лишь смотрит на яркие картинки, необычные предметы – это уже начало дружбы с историей.

Ведь сам по себе поход в музей вместе с родителями показывает историю как нечто важное. И пусть ребенок обратит внимание всего лишь на Александра Невского с большим мечом в руке, на какой-нибудь корабль или корону, топор или платье – это уже впечатление в сторону интереса к истории. А для подростков и взрослых детей подобные выставки – возможность систематизировать знания по истории. И что очень важно в случае с проектом «Россия – моя история»: это возможность увидеть историю в некоем целостном единстве, с позиции тех ценностей, которые – ценности.

Фото: Александра КондратьеваФото: Александра КондратьеваЕще один вариант знакомства с живой историей – исторические реконструкции. Еще до революции участники военных действий и их наследники реконструировали славные исторические события. С помощью таких реконструкций в Российской империи праздновали дни победы, например, над Наполеоном, хранили память о важнейших вехах родной истории.

Сейчас реконструкторы не просто изучают историю – они действительно оживляют ее. Например, если человек увлекается историей Первой мировой войны, он тщательно изучает все возможные материалы по этой теме, бывает в местах военных действий, где вместе с товарищами старается проследить каждый шаг того или иного сражения. Реконструкторы шьют себе форму, даже исподнее белье, по выкройкам выбранной эпохи, каждую пуговицу стараются сделать «как было». Строевой шаг у них – как был «тогда»; песни, которые поют у костра, и даже блюда, которые готовят во время таких реконструкций, могут быть аутентичными.

На реконструкции Бородинского сражения оно – в том самом Бородино! Не мелкая картинка в учебнике, а живые гусары и гренадеры

И чтобы по-настоящему увлечь детей историей, можно приезжать вместе с ними в места подобных реконструкций. Ведь то же Бородинское сражение в этом случае перестает быть датой «1812», которую надо вызубрить и записать для Марь Иванны на самостоятельной по истории. На реконструкции этого сражения Бородино – оно в том самом Бородино. Не мелкая картинка в учебнике, а живые гусары и гренадеры.

Здесь можно увидеть, потрогать, примерить тот самый кивер, который кто-то чистил у Лермонтова. Здесь расставлены «наши матки – белые палатки», и рядом льют пули, куют подковы. Каждый год мы со своими детьми, с друзьями и детьми друзей приезжаем на такие реконструкции. Это действительно заражает и заряжает: и маленьких, и больших, и девочек, и на сто процентов – мальчиков.

История в интерьере дома

Если дети увлечены историей, если хоть какие-то формы, фрагменты истории становятся для детей родными, знакомыми, возникает вопрос о системном изучении этого важного предмета. Рассказать своим детям – а возможно, и самим себе – об истории, сделать ход истории наглядным может такая не новая вещь, как «лента времени»: временная шкала, на которой в хронологической последовательности располагаются записи об исторических событиях и деятелях.

Создание такой ленты может быть особенным способом времяпрепровождения в семье, снова из серии «чем заняться с детьми». Но главное, эта лента, мне кажется, может быть удобной формой организации домашнего образовательного процесса.

На ленте времени можно показать, как соотносится Священная история и история «из учебников»

Одна из причин и она же задача создания ленты времени – показать детям, как соотносится Священная история и история «из учебников». Ведь зачастую получается, что история – это неандертальцы, древние греки и римляне, а Библия – что-то вроде параллельной реальности, практически из разряда легенд и мифов. Когда мы в нашей семье начинали делать такую ленту, мне не хотелось показать детям библейские события как часть мировой истории. Поэтому мы сделали такую настенную ленту времени, в которой верхняя часть – это что-то вроде «мировой истории», нижняя – Священная история, затем – история Церкви и с X века – отечественная.

Вариантов оформления таких лент множество. У нас это последовательно скрепленные листы бумаги для черчения формата А4, на каждом листе по три века. Получается очень плотно и схематично, не очень информативно, зато эта короткая лента вполне умещается на одной стене в детской комнате. Здесь важно дать всего лишь какие-то основные события, показать последовательность, а не засунуть в один лист все подробности мировой истории. Конечно, составить такую ленту не очень просто: хронология истории древнего мира не всегда точная, а часто – очень приблизительная. Что и как было устроено в первые века и тысячелетия существования человечества – вообще смутно известно. Поэтому первые листы у нас – деление не на века, а на тысячелетия и вообще условные периоды, просто – разброс последовательных сюжетов.

Создание и изучение ленты времени может занимать многие месяцы и даже годы. В нашей семье несколько раз в год бывают такие периоды «создания ленты времени», в которые мы «проходим» по три века, например, за месяц июнь. Готовим с детьми материал для ленты, распечатываем из интернета подходящие картинки, приклеиваем. И затем потихоньку изучаем. У нас это всего лишь поверхностное знакомство с историей. Наш папа рассказывает о том или ином периоде, сюжете. Ликург, Александр Македонский, Вергилий, император Константин… Иногда это только папин рассказ. Иногда все дети получают небольшие задания для подготовки короткого сообщения, сами ищут информацию в книгах и в интернете. А вечером или в выходной день после завтрака дети по очереди делают мини-доклады, если надо – папа дополняет, объясняет. Смотрим документальные фильмы, если они существуют на нужную нам тему. Иногда такой урок занимает всего минут десять, а иногда – это очень живое обсуждение на целый час. Так получается, что периодически в нашей жизни возникает это изучение истории, в том числе – и истории Церкви, и снова и снова – Священной истории.

С помощью ленты времени можно сделать наглядными не только течение времени, но и смыслы, начало и конец истории. Так, наша лента оформлена зеленой рамкой из бумаги, но начинается с особенной золотой рамки – сотворения мира. Это «золото» показывает творение мира как вневременной момент, который бесполезно и не нужно пытаться описать с помощью привычных земных временных рамок. Еще одна такая «золотая» рамка показывает временной разрыв ленты времени – Рождество Христово. Это ярко и наглядно – то самое, что разделило всю историю на «до» и «после». Это время – тоже вне времени. Ведь пришествие Спасителя на землю – не только часть мировой истории, но еще и священное время, которое таинственным образом снова и снова повторяется ежегодно в церковной жизни.

Эта лента висит на стене, постоянно у детей перед глазами. Поэтому здесь не просто «прошли урок и забыли», здесь – постоянное напоминание о «пройденном материале». Это – элемент оформления домашнего интерьера, в котором есть отсылка к истории, да еще и к Священному Писанию. Так интерьер дома становится образовательным. Или по крайней мере напоминательным.

А как же школа?

Все описанное здесь, конечно, не заменит систематического обучения. Настоящее образование – регулярная и вдумчивая работа, в учебных заведениях, с учителями или самостоятельно, работа с серьезной и разнообразной литературой. Умение работать с источниками, отделять мифы от фактов, способность искать не подтверждение своим личным взглядам, но – правду…

А все перечисленные или другие подобные идеи – всего лишь фрагменты или схемы, которые призваны привлечь внимание ребенка, зажечь интерес к изучению истории. Это всего лишь введение в историю, подготовка к настоящему образованию и – главное – ценностные установки.

Дети, таким образом подготовленные дома, будут с детства знать или – скорее – думать об истории своей Родины, об истории человечества. Есть надежда, что такие дети будут жить культурой, которая не только «здесь и сейчас», но в которой есть прошлое. На школьных уроках истории такие дети увидят не просто очередной непонятно кому нужный предмет – увидят с детства знакомых героев. Услышат слова, за которыми – известные им яркие образы.

Иногда в самой обычной школе учителя – настоящие, горящие энтузиасты своего дела. Талантливые организаторы, эрудиты, просто – интереснейшие люди, которые способны к каждому ребенку найти подход и, отложив в сторону все сухие и неправильные учебники, действительно давать образование нашим детям. В таком случае домашнее образование станет где-то – подготовкой к школьным урокам, где-то – закреплением пройденного.

Нередко школьные уроки – безликое перечитывание безликих учебников, унылый разговор уставшего учителя… с самим собой. Или вообще не разговор – а бесконечная торговля с выяснением, кто и почему не выполнил домашнее задание, опрос двоечников в надежде выудить у них хоть что-то на «тройку» и все чаще – попытки отнять у подростков смартфоны. Если дело обстоит примерно так, то домашние занятия с детьми могут компенсировать это в общем-то отсутствие уроков истории в школе.

Но есть еще один важный момент. Иногда интересно написанный школьный учебник и очень талантливый школьный учитель могут оказаться… настоящей проблемой. Ведь история – предмет «идеологический», это именно тот случай, когда обучение действительно воспитывает. Как известно, именно историю легко оболгать, извратить, да просто – дать определенным фактам субъективно определенное, идеологическое истолкование. И это истолкование, этот воспитывающий момент оказывается неотъемлемой составляющей именно школьных уроков истории. Это – феномен, хорошо известный специалистам. Более 30 лет назад французский историк Марк Ферро написал целую книгу «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». Это как раз о том, что школьные уроки – это воспитание:

«Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь… Сегодня у каждой или почти у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой»[2].

Можно утверждать: история, которую мы рассказываем детям, обязательно будет субъективной, ракурс обязательно будет зависеть от системы ценностей. Хотя бы потому, что мы рассказываем детям в первую очередь историю нашего народа, каким бы ни был этот народ. Но также важно и то, какие установки сейчас господствуют в обществе, в государстве. Далеко за примерами ходить не надо: за последние два столетия школьные учебники истории в нашей стране несколько раз меняли свои «флаги». А как справлялись с историей на братской Украине?..

И получается, что наша задача – искать правду, учить детей извлекать уроки из прошлого, но также учитывать: с помощью истории мы передаем детям определенные ценностные установки. И проблема очевидна: далеко не всегда те ценностные установки, которые транслируются в школе, совпадают с установками в семье. Так, дети могут воспитываться как верующие православные христиане, в почитании святых, в том числе новомучеников, – а среди учителей до сих пор можно встретить агрессивных атеистов. И какими бы «лояльными» ни были учебники, такие учителя насмешливо и просто оскорбительно говорят о Церкви, о ее роли в истории. В свое время мой покойный младший брат, а спустя лет пятнадцать и один из моих сыновей приходили домой в слезах после школьных уроков, посвященных русской революции и правлению последнего русского Императора… А каково русским детям русских родителей, которые оказываются в школах «освобожденных от русской оккупации» братских республик?

Занятия историей еще до школы настраивают детей видеть исторические события с «нашей» точки зрения

В общем, школьные уроки окружающего мира и истории запросто могут вступать в настоящий мировоззренческий конфликт с семейным воспитанием. Что делать с подобной ситуацией? Вариантов много, обсуждать их здесь было бы слишком долго. Но один из основных – как раз домашнее образование. Если начать заниматься с детьми еще до школы и продолжать все годы школьного обучения, можно помочь своим детям увидеть историю с «нашей» точки зрения. Не факт, что наши дети всегда будут разделять наши ценности – но домашние уроки дадут детям шанс познакомиться с ними. И может быть, такое семейное «введение в историю» поможет нашим детям сформировать собственные убеждения. Научит наших детей слышать голос истории и любить его. И есть надежда, что такая особенная, образовательная жизнь семьи поможет нашим детям стать людьми, верными Богу, Церкви и Отечеству.

Анна Сапрыкина

2 сентября 2020 г.

https://pravoslavie.ru//133656.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *