Духовные искания И.А. Бунина и И.С.Шмелева начала ХХ века


                                                                                       А.К. Мищенко,

                                                                                       г. Орел

                                                                             Шмелев показывает нам Православную Русь

                                                                       сквозь искренность,

                                                                       чистоту и нежность

                                                                       младенчества

                                                                                          И.А.Ильин

          Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) и Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) – современники.  Бунин и Шмелев относились к реалистическому направлению в русской литературе. Их объединяла общность художественного вкуса, наблюдательность, умение работать со Словом.

До революции писатели входили в кружок «Среда» (где оба встречались с орловцем Л.Н. Андреевым, Н.Д. Телешовым, А.П. Чеховым). Бунин и Шмелев печатались в издательстве «Знание», сотрудничали в «Московском книгоиздательстве писателей». В этом издательстве выходит восьмитомное собрание сочинений Шмелева. Ряд лет они находились в переписке, которая подтверждает дружеский характер Бунина и Шмелева.

          Широкому кругу читателей Шмелев стал известен после появления в 1911 году повести «Человек из ресторана», когда Бунин был уже известным писателем, избранным в Почетные Академики по разряду изящной словесности. Творчество Бунина вызывало у Шмелева большое восхищение еще задолго до знакомства с ним, которое состоялось в 1908 году на собрании издательства «Знание».

          Писатель необычайно яркой социальной направленности, Шмелев вошел в историю русской литературы как автор таких гуманистических произведений как «Гражданин  Уклейкин», «Неупиваемая чаша», «Это было».

          Возвращаясь к характеристике Шмелева-прозаика в 1910 годы, необходимо отметить несомненный факт воздействия на него Бунина. И стилистически, и тематически (разложение дворянской усадьбы, эпизоды из жизни артистической интеллигенции, последние дни подрядчика, приехавшего помирать в родную деревню) он наследует некоторые характерные для бунинского творчества той поры черты.

          В произведениях 1910-х годов амплитуда колебаний Шмелева – художника – и взлеты и провалы – сокращается. Вырабатывается новая манера письма с четким рисунком и психологическим проникновением в материал, с заменой сказового слога «объективным» повествованием. Он наследует почти бунинскую лапидарную выразительность деталей и ритмический строй фразы. Достаточно сравнить для примера портреты двух стариков – из «Росстаней» Шмелева и «Худой травы Бунина»…

          Бунин и Шмелев оставались в 1910-е годы виднейшими писателями-реалистами, противостоящими декадентским поветриям. Это отмечала в 1914 году большевистская «Правда»: «В нашей художественной литературе ныне замечается некоторый уклон в сторону реализма. Писателей, изображающих «грубую жизнь», теперь гораздо больше, чем было в недавние годы. …

Бунин, Шмелев, Сургучев и др. рисуют в своих произведениях не «сказочные дали», не таинственных «таитян», — а подлинную русскую жизнь со всеми ее ужасами, повседневной обыденщиной».

          Шмелев всю жизнь откровенно восхищался творчеством Бунина. В письме от 21 сентября 1913 года Шмелев пишет: «Рад, что Вы есть и дай Бог, чтобы Вы долго были. И как хороша может быть наша словесность художественная…»

          В напряженный период войны и предреволюционной ситуации 1916 года Шмелев в одном из писем одобряет творчество Бунина, прочитав стихотворения «Поэту», «Слово», «Шестикрылый». «Чудесно, глубоко, тихо,- пишет Шмелев, — Лучше я сказать не могу. Я их выучил наизусть (стихотворения). Я ношу их в себе. Ведь в «Шестикрылом» вся русская история, облик жизни. Это шедевры, дорогой. Вы это знаете сами, но я хочу, чтобы Вы знали, что я чувствую это… Это должно быть высечено золотом по белому мрамору или хрусталем на черном граните…

          Иван Алексеевич благодарит и утешает разочаровавшегося в войне Шмелева в письме от 12 марта 1916 года: «Дорогой друг истинно братски обнимаю Вас за Ваше письмо. Очень благодарю и не умею сказать, как желаю Вам крепости, счастья, работы…»

          Не будем оценивать степень талантливости двух литераторов и то, что их разъединяло в определенный период жизни, а вспомним то прекрасное и духовное, что их объединяло в добром человеченском и писательском общении, а также в их чудесном и таком богатом творчестве.

          Много лет Бунин и Шмелев находились в переписке, которая в целом отражает дружеский характер взаимоотношений двух писателей.

          Бунин решительно не принял Февральскую,  затем Октябрьскую революцию 1917 года, а в период гражданской войны занял позицию против большевиков.

          Иначе было у Шмелева – февральскую принял всей душой, даже участвовал в ряде мероприятий политического характера. 1917 год все резко и неожиданно для многих изменил. Он писал сыну: «Из сложной и чудесной идеи социализма, возможного лишь при новом совершенно культурном и материальном укладе жизни,… сделали заманку-игрушку – мечту сегодняшнего дня – для одних, для массы, и пугало для имущих…»

          Октябрь 1917 года Шмелев не принял. Не принял прежде всего морали нового времени, остро почувствовав безнравственность режима.

          В отношении к войне у Бунина и Шмелева сходная позиция война – состояние противоестественное.

          Жуткие картины убийств, бесправия, наступившего голода после «кровавой мясорубки» в Крыму Шмелев передал в эпопее под символическим названием «Солнце мертвых».

          Поразительно, что даже в те кошмарные годы революции, гражданской войны, голода Бунин и Шмелёв думали и писали о Вечном, не теряли Веры – и тем самым спаслись для своей  еще долгой, эмигрантской трудной, но такой плодотворной жизни в творчестве.

          Родная стихия питала творчество наших писателей и вдали от России. Мценск, живописную Зушу, дорогу от Орла до Курска, со знакомыми нам Глазуновкой, Понырями, воскрешает Шмелев в «Путях небесных», последнем своем романе (1936-1947). «Там большие леса, близко Оптина Пустынь и рядом церковь, в селе… Уютное!»

          Исследователи находят общее и различное в «Дворянском гнезде» И.Тургенева и чистом «понедельнике» Бунина. Вот еще и «Пути небесные» Шмелева в этом ряду к размышлению литературоведов.

          Нам же в утешение даны книги Бунина и Шмелева. Последний написал в «Лете Господнем»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир…,где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня…»

          В этом отношении особый интерес представляют труды русского философа и публициста И.А.Ильина, которому Шмелёв был особенно близок духовно и который нашел собственный ключ к шмелевскому творчеству как творчеству глубоко национальному.

          Он пишет «Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных. Все узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением; здесь все лучится от сдержанных непроливаемых слез умиленной и благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви».

Подготовил Анатолий Мищенко

Орёл, 2020год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *