ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

Александр Богатырев

В 2016 году президент Путин подписал указ об объявлении 2021 года «Годом Достоевского». В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения писателя и 140 лет со дня его смерти. Было запланировано огромное количество праздничных и научных мероприятий не только в России, но и во многих странах мира. Но из-за эпидемии часть международных конференций пришлось отменить. (Кстати, Федор Михайлович предсказывал, что из глубин Азии придет пагуба, которая убьет Европу за исключением «неких, весьма избранных»). 

Памятник Ф.М. Достоевскому во Флоренции

Памятник Ф.М. Достоевскому во Флоренции

И все-таки мир не забыл великого русского писателя. 14 декабря во Флоренции открыли памятник Достоевскому. Флоренция – город особой любви писателя. Здесь он бывал дважды, и во второй приезд, прожив 10 месяцев, закончил свой знаменитый роман «Идиот». На памятнике Достоевский изображен с этим романом, прижатым к груди. Под ногами разорванные кандалы – символ освобождения (не только от каторги, но и освобождения духовного). 

В Италии удивила всех акция мастера так называемого «ленд-арта» Дарио Гамбарин, выкосившего на пшеничном поле огромный портрет Достоевского. Видеть его можно лишь с большой высоты и в течение всего одной недели, но это не остановило итальянского чудака. Таким экзотическим способом он признался в любви к нашему великому соотечественнику. В углу поля он поместил изречение: «Красота спасет мир». Правда, написано оно по-английски («Beauty will save us»), и вместо «мир» стоит «нас». Но это не смутило тех, кого не смутила сама акция. 

В далекой Индии Достоевского вспоминали 10 месяцев, в течение которых провели 8 семинаров. Знаменитые писатели и ученые, говоря о гениальности Достоевского, подчеркивали то, что это самый читаемый и любимый в Индии иностранный писатель. 

И в Индии, и в Италии, и во многих странах, несмотря на общее оскудение культуры, Достоевского любят и считают одним из величайших писателей мира. А вот в России в его двухсотлетний юбилей некий обер-либерал признался в великой нелюбви, назвав Федора Михайловича «фельетонистом и публицистом» и «слабым художником». Его пространные рассуждения напомнили мне монологи героев «Бесов», а сам критик – тех самых героев. В ненависти к Достоевскому неоднократно признавались и видные современные деятели, подтвердив свое духовное родство с теми, кто привел Россию к кровавой катастрофе, которую предвидел Федор Михайлович. Либеральные критики, рассуждая о том, что Достоевский проигрывает другим знаменитым писателям по части художественных изысков, упрекают его в том, что он труден для понимания и совершенно не актуален и не интересен современному человеку. Эти критики не увидели, а вернее, не хотят видеть и признавать то, что такого масштаба гении, как Достоевский, появляются не в каждом веке. Именно сегодня, когда человечество растерялось и потерялось в мире потребления, где во главу угла человеческих ценностей поставлены деньги и удовольствия, Федор Михайлович Достоевский (возможно, единственный писатель) показывает путь выхода из цивилизационного тупика. Он дает ответ на «проклятые вопросы»: есть ли Бог? в чем смысл жизни? есть ли бессмертие души? что делать со злом, и какова его природа? что есть истинная свобода? 

Люди, ненавидящие Христа, не могут любить Достоевского 

Чтобы понять величие и ценность Достоевского, нужно иметь не лукавый ум, а (по выражению И.А. Ильина) «поющее сердце». Творчество Достоевского глубоко христоцентрично. И совершенно очевидно, что люди, ненавидящие Христа, не могут любить Достоевского. А режиссер Лариса Смирнова и философ и историк Николай Симаков его любят; они создали на каналах «Союз» и «Санкт-Петербург» цикл из шестидесяти передач (!), посвященных творчеству великого писателя. Снимался этот цикл в Петербурге. Целый год каждую неделю зрители могли видеть талантливого рассказчика и слышать его глубокие рассуждения с детальным разбором практически всех произведений Достоевского и наиболее интересных мест из «Дневника писателя». Вполне естественно, что такой цикл передач был создан именно в Петербурге – городе, где прошла в Инженерном замке военная юность Достоевского, где им были написаны первые произведения, где он получил писательскую известность, где увлекся социалистическими идеями и чудом избежал смертной казни. В городе, куда он вернулся после сибирской каторги и ссылки. Где, сменив 20 квартир, наконец, обосновался в Кузнечном переулке возле Владимирского собора и вместе с любимой женой и детьми жил до самой кончины. Здесь он познал радость отцовства и пережил смерть любимого сына. Здесь были написаны многие произведения, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Братьями Карамазовыми». В Петербурге Достоевский закончил свой жизненный путь и упокоился на кладбище Александро-Невской Лавры. 

Именно благодаря Достоевскому Николай Симаков пришел к вере 

Воплотить идею цикла регулярных передач на протяжении всего года оказалось очень непросто. Одно дело – несколько лекций в академическом литературоведческом ключе, другое – выходить каждую неделю в эфир, да так, чтобы не наскучить зрителям. Нужно было готовить иллюстративный материал для каждой передачи, но, главное, найти ведущего, который смог бы столь долго удерживать внимание. Тут, помимо обширных литературоведческих и исторических знаний нужен артистизм и особый талант повествователя. Режиссер Лариса Смирнова обратилась не к университетским профессорам, а к человеку, который много лет на курсах при Духовной академии читал лекции по истории Церкви и увлекательно говорил о Достоевском и русской религиозной философии. Лариса посещала эти лекции и надолго их запомнила. Николай Кузьмич Симаков – член Международного общества Достоевского. Он издал книгу преподобного Иустина (Поповича) «Достоевский и славянство». Симаков – не только тонкий знаток творчества писателя, но и прекрасный исследователь духовных глубин, которые у большинства критиков остаются за пределами сферы их интересов. Именно понимание духовного феномена невероятно важно при изучении произведений великого знатока человеческих душ. Неверующий критик, говоря о Достоевском, как правило, пересказывает содержание романов и дает биографические сведения, а попытки психологического осмысления поведения героев свидетельствуют о том, что глубина и подлинное христианское осмысление такому критику не доступны. Авторские передачи Симакова – эмоциональное и очень искреннее признание в любви к писателю. Это во многом объясняется тем, что именно благодаря Достоевскому Николай Симаков пришел к вере. Он с ранней юности искал смысл жизни. И обрел его, казалось бы, странным образом. Во время службы в армии его вместе с солдатами привели всей ротой в кинотеатр смотреть Пырьевский фильм «Братья Карамазовы». Николай был поражен. Потрясающая игра актеров, замечательная операторская работа, но главное – суть того, что происходило на экране. Совершенно неожиданно в кинотеатре он обрел то, что искал многие годы. Николай часто думал о бессмертии души: если оно есть – есть и смысл жить, а если нет – можно творить всё, что угодно. Да и жить тогда незачем. 

Он подумывал о том, чтобы поучиться мудрости в каком-нибудь знаменитом европейском университете. Стал читать писателей-экзистенциалистов, западных философов. У Камю вычитал, что человек – это всегда свобода и свобода бунта. Человек обречен на свободу. Но эта мудрость никак не могла успокоить сердце, ищущее истины. Свобода есть, а бессмертия нет. И вдруг тогда, в кинотеатре, понял, что не надо ездить за разрешением «проклятых» вопросов ни в Гейдельберг, ни в Сорбонну. То, что он собирался искать на «стороне далече», нашел у Достоевского. 

Сартр и Камю Достоевского не поняли: они воспринимали его как бунтаря против христианства 

Его удивило то, что модные в его молодости «мудрецы» Сартр и Камю фактически Достоевского не поняли. Они воспринимали его героев как бунтарей, а самого Достоевского – как замаскированного экзистенциалиста и ницшеанца, бунтующего против христианства. Сартр заявил, что Достоевский доказал, что Бога нет, а есть свобода. И на Западе стали воспринимать Достоевского как «русского Ницше». Однако, не в Европе, а в России Лев Шестов первым назвал Достоевского «русским Ницше». Будто бы после каторги он сломался и встал на путь героя из подполья. А «Записки из подполья» – это и есть его взгляд на мир. К этой нелепице добавил несправедливое обвинение Страхов. Он написал Толстому гнусное письмо: «Все отрицательные герои – это и есть сам Достоевский. Ужасный человек». Одним словом: эпилептик, игрок и сладострастник. Зигмунд Фрейд добавил в мерзкую копилку клеветы утверждение о том, что у Достоевского наблюдаются все «комплексы», вплоть до «эдипова». Подобное могли сочинить лишь люди, далекие от Христа. 

Так что у нынешних «нелюбителей» Достоевского есть титулованные предшественники. С непониманием и принципиальным неприятием его творчества Достоевский столкнулся еще при жизни. Поразительно, но и в девятнадцатом веке, как и сейчас, главная причина кроется именно в неприятии образованным обществом идеи о том, что Христос – Глава всего и вся. И только в Нем кроется ответ на все «проклятые» вопросы. Такое же непонимание проявила русская общественность после написания Гоголем «Избранных мест из переписки с друзьями». «Передовое» общество отвергло Христа и судорожно стало искать ответы на главные вопросы там, где их не могло быть: в увлечении прогрессом и различными социальными теориями. А когда и Гоголь, и Достоевский показали, где нужно искать, получили взрыв негодования: «Да как они посмели учить нас?!» 

Достоевский писал: «Каторга спасла меня. Иначе бы я стал петербургским либералом. На каторге я у простого народа встретил Христа. Христос вошел в мою душу». Белинский и петрашевцы увели его от Христа, а каторга вернула. Вряд ли бы он выдержал все испытания, если бы не верил во Христа. Он писал, что единственная любовь русского человека – это Христос и Православная вера. Русский человек доподлинно знает, что такое страдание и сострадание. 

Достоевского до сих пор упрекают в национализме. Николай Лосский в своем труде «Христианское миросозерцание Достоевского» показал, почему Достоевского нельзя считать националистом. Во-первых, он очень любил Европу. Знал французский и немецкий языки. Говорил по-английски. Прекрасно перевел «Евгению Грандэ». Воспитан на европейской культуре. Его любимый писатель – Шиллер. В России вообще нельзя говорить о национализме, поскольку Россия дважды отрекалась от своего национализма: когда приняла христианство и второй раз – при Петре Первом. Что такое «петровский европеизм»? Это во многом отрицание своего московского прошлого. Россия всегда легко принимала в свою семью «инородцев». Борис Годунов, ставший царем, – из татар. Его предок – баскак. И у самого Достоевского предок – татарский мурза Филибей, пришедший на службу к Московскому князю Дмитрию Донскому. Он принял Православие и получил от князя поместье Достоеево. Отсюда и фамилия Достоевский. В роду были и православные, и католики, и униаты. Достоевский считал, что у России есть мессианская задача – привести к Православию все народы земли. Именно в Православной вере изживается идея национальной исключительности. 

В Петербурге в день памяти писателя была отслужена заупокойная литургия и панихида по рабу Божьему Феодору во Владимирском соборе. Панихиду и несколько литий отслужили и у могилы писателя. Во Владимирский собор Достоевский в последние годы жизни ходил почти каждый день. Любил уединенную молитву, стоял в углу, чтобы его никто не видел. В последний раз его исповедовал и причастил священник собора Николай Мирославский. И как только он закончил читать отходную молитву, Достоевский отошел ко Господу. 

В обезбоженную эпоху Достоевский привел очень многих ко Христу 

Когда говорят, что Достоевский не для всех, в этом есть печальная правда. Но теперь и Пушкин не для всех. Многие молодые люди его просто не читают. Но для интеллигенции 1960–70-х годов Достоевский – «наше все». В своей Пушкинской речи он так назвал Пушкина. Можно еще перефразировать изречение «мы вышли из Достоевского, как из Гоголевской шинели». В обезбоженную эпоху Достоевский привел очень многих ко Христу. Он открывает смысл жизни и утверждает духовную природу человека. Только Христос является гарантом свободы. Без веры во Христа человек не может быть личностью. Сегодня мы живем в мире, где всё придумано для убиения души: назойливая пошлая реклама, оглушительные звуки жуткой музыки, пропаганда разврата и низменных страстей. В этом мире нет не только Бога и культуры, в нем убито само понятие о приличии и красоте. Мир как Мефистофель говорит: «Продай душу и наслаждайся». Теперь, когда мы оказались в виртуальном мире антикультуры и тотального неприличия, Достоевский выводит нас как русский Моисей из духовного плена современной цивилизации к свободе и истинной вере в Бога. Достоевский показал, что только Христос дает истинную свободу, спасение и вечную жизнь. Человек жаждет бессмертия и обретает его во Христе. Мы поставлены между ангельским миром и животным и нам дарована свобода выбора: с кем быть и кем быть. Православие для Достоевского было «Землей Обетованной», где он нашел себя, нашел русский народ и подлинную Россию. Мы в наше лукавое время тоже взыскуем Христовой Правды и пытаемся понять Божественный замысел о России, видя, что Россия без Христа – это кладовая полезных ископаемых, а народ – лишь помеха для тех, кто ее грабит. 

Достоевский – это воистину русский пророк и апостол. И не только русский. Он переведен на 70 языков. Самый читаемый писатель. Он показал миру идею соборности – всеединства человечества, прозревая особую мессианскую задачу для России. Наследие Достоевского – это «духовный хлеб». Он, как никто из классиков мировой литературы, ответил на главный вопрос: зачем человек живет. Только вера в бессмертие души открывает смысл человеческой жизни. Он сказал, что дьявол борется с Богом в сердце человека, и, что особенно ценно, дал целый ряд образов людей, в чьих сердцах Бог побеждает. 

Замечательно то, что Лариса Смирнова и Николай Симаков позволили многим зрителям об этом узнать. И произошло это благодаря поддержке Владимирского собора и руководителя проекта — протоиерея Александра Глебова. 

Александр Богатырев

http://орелпорусски.рф/wp-admin/post-new.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *