ИМЯ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА, ИЗВЕСТНОГО ФОЛЬКЛОРИСТА ПАВЛА ЯКУШКИНА, СТОИТ ОСОБНЯКОМ В РЯДУ ЗНАМЕНИТЫХ ОРЛОВЦЕВ

О том, что делает Павла Ивановича особенным и неповторимым, журналисту «Орловской правды» рассказывает заведующая Домом Т. Н. Грановского Анжела Чернышева.

— Анжела Николаевна, в начале XIX века увлечение фольклором было модным явлением. Наверное, уже тогда люди понимали, что это истинное культурное наследие? 

— В эпоху, когда записывать народных певцов и сказителей пробовали многие, для Якушкина полевая работа стала не просто увлечением, эпизодом биографии, а главным занятием жизни. И в этом смысле он был первопроходцем. Один из лучших этнографов XIX века Сергей Максимов писал: «Выход Якушкина, надо помнить, был новый — никто до него таковых путей не прокладывал. Приёмам учиться было негде; никто ещё не дерзал на такие смелые шаги, систематически рассчитанные и на дерзостные поступки — встреч глаз на глаз с народом»…

— У него и костюм был характерный. 

— Да, полумещанский, полукрестьянский. Парадным платьем на выход была чёрная суконная поддёвка и высокие сапоги с напуском, без калош. В городе, не терпевшем тогда никакого разнообразия и отступления даже в архитектуре зданий и продумавшем форменную одежду для дворников, появление поддёвки показалось явлением довольно резким. И при русском костюме он носил очки. В провинции его фотографические карточки расходились и за Якушкина, и за Емельяна Пугачёва. Фотографии Якушкина были и без очков. Вот что писал Н. С. Лесков: «В Париже, в Пале-Рояле… продавали его фотографические карточки (копии с фотографии Берестова и Щетинина), под которыми по-французски было написано: «Pougatscheff». Я убеждал одного из торговцев, что изображённое лицо совсем не Пугачёв, а современный русский писатель Якушкин, но француз мне не поверил и сказал, что он это лучше знает. Под обозначением «Пугачёв» фотографии Якушкина, разумеется, шли бойчее». И надо заметить, одежду эту Павел Иванович носил не из желания выделиться из толпы или задать новую моду, он был искренен и без русского костюма решительно немыслим. Как-то за обедом, оказавшись среди чёрных фраков и белых галстуков, воскликнул: «Ишь ты, ведь на какую я ассамблею попал!»

— Возможно, этот облик полубарина-полумужика был у него в крови? 

— Родословная Якушкина ведётся от потомков Фёдора­Яна Олеговича Якушевского, польского шляхтича, переехавшего в Россию в 15 веке. Отец Якушкина, потомственный дворянин, отставной подпоручик Иван Андреевич унаследовал орловское имение в 1813 году. Со временем он женился на одной из своих крепостных Прасковье Фалеевне, которая и стала матерью Павла. Скорее всего, с молоком матери впитал Павел Иванович любовь к «простонародности» и интерес к самобытному народному творчеству.

— Судьбоносной оказалась встреча со знаменитым собирателем народных песен Петром Киреевским… 

— Он познакомился с ним, будучи студентом 4-го курса математического факультета Московского университета. Узнав, что Киреевский не просто собирает песни, а покупает их, Якушкин записал одну и отправил с товарищем, нарядившимся лакеем. Пётр Васильевич за эту песню выдал 15 рублей ассигнациями. Вскоре Якушкин повторил опыт и на третий раз получил приглашение познакомиться. Неудавшийся математик отправился в фольклорную экспедицию под видом торговца­коробейника. В начале собирательского пути Якушкин работал преимущественно в родном Малоархангельском уезде. Первая фольклорная экспедиция летом 1843 года оставила след в виде тетрадей с записями свадебного обряда и обрядовых песен. Рукописи были позже опубликованы. Самым трудным в первых экспедициях было неузаконенное положение собирателя, обрекающее и его самого, и его работу на произвол местных властей. Были и бытовые трудности: в деревнях нельзя было найти ни сносной еды, ни медицинской помощи в случае болезни, ни постоянного двора. Однажды Якушкин провалился по пояс в ледяную воду и не скоро дошёл до деревни. В другой раз, изголодавшись на пустых крестьянских щах, попробовал в трактире яичницу и отравился так, что ямщики не решались его везти, боясь, что он умрёт в пути. Приходилось идти лесом, по диким просёлкам, где много волков…

— Во имя чего обрёк себя на такую жизнь выпускник Московского университета? 

— Ну, уж точно не за хорошие гонорары. На этот счёт мнение было одно — в Павле Ивановиче бессеребренник виделся настоящий: у него никто не видел кошелька или какой-либо другой движимой собственности. Хорошо вознаграждённый изредка литературным гонораром, он, любя угощаться, любил угощать, владел замечательной способностью терять деньги и, в особенности, уделять уцелевшие тому, кто в них нуждался. Одержимый идеей П. Киреевского «показать историю нашего народа в песнях», рождённых в народе и сберегаемых веками, Якушкин по мере возможности пополняет коллекции В. Даля пословицами и поговорками, А. Афанасьева — русскими народными сказками. В собрание Афанасьева вошли такие сказки, как «Никита Кожемяка», «Звериное молоко», «Фома Беренников», «Батрак», «Правда и Кривда».

— С родными местами связаны многие произведения Якушкина, в том числе «Путевые письма из Орловской губернии». 

— Путевые письма — излюбленный жанр писателя, по сути созданный в русской литературе самим же Якушкиным — этнографический очерк. В 1861 году вышли в свет «Путевые письма из Орловской губернии». Это сочинение позволяет очень живо увидеть Орловщину середины XIX века. На этих страницах отмечено множество колоритных черт старинного народного быта — обычаев, праздников, костюмов. За этими этнографическими деталями встаёт целый образ города со своим «характером» и «физиономией».

— Кажется, что прошлое Орла в этих путевых письмах выглядит довольно мрачно и сурово. 

— Путешествуя по ухабистым российским дорогам, большей частью пешком, видел и слышал Павел Иванович много и горького, и печального, и возмутительного. Он любил народ настолько, что всю жизнь остался за него ходатаем и заступником. Поэтому и очерки Якушкина не обходились без острых социальных тем. Павел Иванович не просто «ходил в народ», он жил среди народа, выбрав самую верную роль, позволявшую ему всегда чувствовать себя своим на бесконечных дорогах России. Якушкин стал странником. А ведь странничество в традициях народной жизни испокон веков мыслилось как некая форма духовного труда.

***

В Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева начала работу выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения нашего земляка, литератора, этнографа, фольклориста Павла Ивановича Якушкина.

Он ещё в студенческие годы увлёкся собиранием и изучением устного народного творчества. В поисках народных песен и сказаний Якушкин странствовал по всей России. Он стал первым профессиональным собирателем фольклора.

В выставочном проекте приняли участие ООГЛМ И. С. Тургенева, Госархив Орловской области и Орловская детская школа изобразительных искусств и ремёсел. В экспозиции представлены фондовые материалы ОГЛМТ, архивные документы ГАОО. Живописным украшением выставки стали работы школьников — участников городского конкурса «П. И. Якушкин — собиратель и исследователь народного творчества». (6+)

https://regionorel.ru/novosti/society/imya_nashego_zemlyaka_izvestnogo_folklorista_pavla_yakushkina_stoit_osobnyakom_v_ryadu_znamenitykh_o/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *