«Пешеходец».


«Имя П.И. Якушкина, употребленное во всех падежах, во множестве газетных листков, с блеском и треском пронеслось и прогремело по всей России… что и обусловило сразу его громадную известность и придало ему чуть ли не легендарное значение».

Вполне оправданная «известность» в середине XIX века выпала на долю уроженца Орловской губернии писателя-этнографа, путешественника, выдающегося полевого исследователя русского фольклора Павла Ивановича Якушкина.

В эпоху, когда записывать народных певцов и сказителей пробовали многие, для нашего земляка «полевая работа» стала не просто увлечением, а главным занятием жизни. И в этом он был первопроходцем. Один из лучших этнографов XIX века Сергей Максимов писал: «выход Якушкина, надо помнить, был новый – никто до него таковых путей не прокладывал. Приёмам учиться было негде; никто ещё не дерзал на такие смелые шаги, систематически рассчитанные и на дерзостные поступки – встреч глаз на глаз с народом». Сказались, по-видимому, здесь и обстоятельства происхождения его. 

Родился он 26 января 1822 года от крепостной девушки Прасковьи Фалеевны в усадьбе Сабурово Малоархангельского уезда Орловской губернии. Его отец, потомственный дворянин, отставной полковник, зарегистрировал свой брак после рождения Павла. Внебрачные дети, поступая в университет, вынуждены были брать «увольнительные свидетельства» от местной мещанской управы. В выданном Павлу Якушкину свидетельстве говорилось, что он «росту двух аршин четырех вершков с половиною, волосы на голове русые, брови темнорусые, глаза серые, нос прям, средственный подбородок округи, лицо белочистое, особые приметы: на правой щеке родинка».

Будучи студентом математического факультета Московского Императорского университета, он знакомиться с известным собирателем народных песен Петром Киреевским. Заметив в юноше незаурядные способности фольклориста, Киреевский на собственные средства задал ему такую работу, которая определила жизненный путь его.

Более двадцати пяти лет Павел Иванович отдал изучению народной поэзии. Помимо собственных сборников народных песен, Якушкин внес значительный вклад в ставшие классическими фольклорные собрания – песенное собрание П.В. Киреевского, сборники народных сказок и легенд А.Н. Афанасьева, русских пословиц и поговорок В.И. Даля. Авторитет его в этом вопросе был необычайно велик. П.В. Киреевский, озабоченный судьбой собрания песен, выхода которых ждала вся просвещенная Россия, хорошо понимал, что задуманное им может довести до конца человек высокой филологической подготовки, любящий это дело, хорошо знакомый с текстами собрания и принципами издания фольклорных текстов. И не случайно Киреевский выразил желание, чтобы «подбор собранных им песен и окончательная редакция проведены были по всем правилам и в силу глубокого знания П.И. Якушкиным».

О повседневной жизни и мировоззрении простонародной России Якушкин знал, возможно, более любо из представителей своего круга. Павел Иванович не просто «ходил в народ» — он жил среди народа, выбрав самую верную роль, позволявшую ему всегда чувствовать себя своим на бесконечных дорогах России. Якушкин стал странником, «странным человеком». Странничество в традициях народной жизни испокон веков мыслилось как некая форма духовного труда. Не случайно странников привечали, распространяя на незнакомых людей неписанные законы гостеприимства. В народной поэзии герои-странники нередко наделены ореолом высокой духовности. Это и «калики перехожие» русских былин, и странствующие святые народных христианских легенд. Странничество Якушкина было необходимым условием его работы, но одновременно и своеобразным паломничеством по святым местам родной земли, ведь для Павла Ивановича всякое место, где жил и трудился простой русский человек было свято. 

Павлуша Веретенников

Какого роду, звания, 

Не знали мужики, 

Однако звали «барином».

Горазд он был балясничать.

Носил рубаха красную, 

Поддевочку суконную,

Смазные сапоги;

Пел сладко песни русские

И слушать их любил».

Так ярко запечатлел образ Якушкина Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Путешествуя по ухабистым российским дорогам большей частью пешком, видел и слышал Павел Иванович много и горького, и печального, и возмутительного. С. В. Максимов писал, что Якушкин так веровал в народ и любил его настолько, что всю жизнь оставался за него ходатаем и заступником, поэтому и очерки Якушкина редко обходились без острых социальных тем. А правда его порой очень горька: злоупотребление местных властей, бедность, бесправие, страх перед власть имущими, дикое невежество и предрассудки. 

Павел Иванович жил без оглядки на мнение сильных мира сего, однако ему не раз приходилось испытывать их враждебное давление. За Якушкиным был установлен секретный полицейский надзор.

В 1865 году его высылают из Петербурга в Сабурово, глухую деревушку, затерянную в необъятных степных просторах Орловской губернии. «В отечестве своем, — вспоминал известный писатель Н.С. Лесков, — Павлуше было худо, и он сам «упросился» в места более отдаленные…»

Павел Иванович снова в дороге, только уже не вольным пешеходцем. Красный Яр, Енотаевск, Самара – именно отсюда пришло последнее донесение, что «высланный Губернский секретарь Павел Якушкин умер 8 сего января». Шел 1872 год. 

По мнению Н.С. Лескова, лучшее определение Павлу Ивановичу было дано Сергеем Максимовым – «божий человечек». «Всегда хладнокровен, всегда беззаботен и весел, — писал о Якушкине Максимов, — и даже как будто очень счастлив и доволен собой, и всегда не от мира сего. Он был беспечен до того как будто надеялся жить вечно, а жить торопился так, какбудто предстояло ему умереть завтра». 

К 200-летию со дня рождения П. И. Якушкина Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева планирует провести серию праздничных мероприятий на разных площадках г. Орла и области. 

К юбилею фольклориста в выставочном зале музея И.С. Тургенева открыта выставка «Вечный странник», живописным украшением которой стали талантливые работы школьников — участников городского конкурса «П. И. Якушкина – собиратель и исследователь народного конкурса». 

В Концертном зале областного центра культуры пройдёт праздничный вечер «Собиратель сокровищ народных». Вниманию зрителей будет представлена этносказка в исполнении театральной лаборатории «Понедельник», творческие коллективы из разных районов области порадуют жанровым многообразием. 

X Межрегиональные научно-методические чтения («Полесские») в этом году тоже посвящены П.И. Якушкину. Традиционно они пройдут в с. Ильинском Хотынецкого района с включением в программу литературно-музыкальной композиции «В дороге» и выступление фольклорного коллектива «Калиновый садок».

Масштабный фестиваль «Легенды и были об Орле» состоится в середине мая в Духовно-православном центре «Вятский посад». Проект рассчитан на школьников всех возрастов, предусматривает возможность расширения представлений о фольклоре, традиционных ремеслах, культурном наследии региона.

«Орловскую губернию я так избороздил, что, кажется в каждой там лужице след моих ног остался», — писал Павел Иванович. «По следам Павлуши Якушкина», так называется Выездная экспедиция с тематической экскурсией по местам жизни и полевых исследований П.И. Якушкина (д. Сабурово, д. Тетерье, с. Успенское, с. Перехожая-Липовица, с. Лимовое, пос. Колпна) с участием писателя-краеведа, директора МКУК «Покровская межпоселенческая центральная районная библиотека имени С.Н. Оловенникова» Полынкина Александра Михайловича. 

Заведующая Домом Т.Н. Грановского

Чернышева Анжелла.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *