НАБАТНЫЙ ПРИЗЫВ:

Новые книги:

о новой книге Анатолия Ивановича Перелыгина

Книги Анатолия Ивановича Перелыгина широко известны не только в Орловской области, но и во всей России. «Очерки истории Орловской епархии» — так называется новая книга известного орловского историка-краеведа.

 На основе тщательного анализа архивных материалов Анатолий Иванович  воссоздает картину репрессий против духовенства, православных верующих в Орловском крае в период богоборческих гонений.

Заслугой историка является освещение ранее неизвестных страниц истории, в частности положения Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной Войны. Весьма интересны страницы, посвященные описанию открытия церквей во время немецкой оккупации: «Первым в Орле, 26 декабря 1941 года при большом стечении народа был торжественно освящён Богоявленский собор. Было по-зимнему холодно, но, несмотря на это, храм ломился от народа. 15 марта 1942 года освятили Никитский храм, 25 апреля 1942 г. – Иоанно-Крестительскую и в октябре – Свято-Троицкую кладбищенские церкви. На 15 апреля 1942 г., по неполным данным, в районных городах и селах области было освящено10 храмов. Реставрировались и готовились к освящению еще 20 церквей. 26 (13) августа 1942 года в Богоявленском соборе, где до оккупации располагался антирелигиозный музей, торжественно, с проведением молебна и крестного хода, отпраздновали открытие мощей Святителя Тихона (Задонского)». По всей Орловской епархии при немцах  развёртывалась работа кружков по религиозно-нравственному просвещению, в которых активное участие принимала интеллигенция. В городе Орле возрождалась идея создания приходских попечительств о бедных, которые до революции приносили немалую общественную пользу. В городах и сёлах ими содержались дома для престарелых, детские приюты, дома трудолюбия. 

Проникновенные страницы книги А.И. Перелыгина посвящены деятельности подпольного госпиталя, созданного в Орле. Возникновение этой больницы было связано с тем, что в день, когда немецкие войска вошли в Орёл, в окружном военном госпитале (ул. Панчука, школа № 23) находились 576 тяжелораненых бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Гитлеровцы под угрозой расстрела приказали немедленно очистить помещения госпиталя. С помощью медперсонала и местного населения раненых переправили в областную больницу, которую стали называть «русской». С огромным риском для жизни, врачи В.А. Смирнов, С.П. Протопопов, В.И. Турбин, Б.Н. Гусев, А.А. Беляев, В.Н. Преображенский, заведующая аптекой М.А. Зайцева, провизор П.В. Чикина и другие сумели утаить от немцев и переправить из окружного военного госпиталя большое количество лекарств, перевязочных материалов и медицинских инструментов. Истории болезни военнослужащих были переоформлены как

на гражданских лиц. Это спасло жизнь сотням воинов. 

Весьма интересна приводимая  историком цитата из статьи английского журналиста А. Верта, посетившего в 1943 г. освобожденный Орёл: «Церкви в Орле процветали, но они превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания…именно церкви неофициально создали кружки взаимной помощи, чтобы по-

мочь самым бедным и оказывать поддержку военнопленным… церкви сталицентрами «русицизма» вопреки ожиданиям немцев, что церкви превратятся в очаги антисоветской пропаганды». 

Сборник А.И. Перелыгина насыщен также фактами из времён революции и гражданской войны, из истории сельских приходов и городских храмов. Особую фактографичекую ценность, помимо многочисленных ссылок на подлинные архивные документы имеет перечень около 30 строительных планов орловских церквей, найденный в петербургском архиве, а также список чудотворных и местночтимых икон Орловщины.

Заслугой А.И. Перелыгина является подготовка документов для канонизации священномученика пресвитера Иоанна Панкова и его сыновей мучеников Николая и Пётра (осуществлена на Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года). В книге под рубрикой «Собор святых Орловской митрополии» также приводятся жизнеописания ряда других святых, чья деятельность связана с нашим краем: священноисповедника Георгия Коссова, священномученика Иоанна Карабанова, преподобного Макария Алтайского, священномученика Серафима, архиепископа Смоленского, преподобноисповедника Сергия (Сребрянский).

Весьма драматичным, впечатляющим характером отличаются страницы книги, посвященные «хождению по мукам» советского ада иеромонаха Серафима (Долгорукова) в миру Сергей Павлович Вельмар-Долгоруков, сына князя Павла Долгорукова. В отношении мученика было вынесено 5 жестоких приговоров. Все они отличались сфабрикованным, сфальсифицированным характером. Значительная часть жизни иеромонаха прошла в тюрьмах, лагерях и ссылках. Письма, фотографии, воспоминания, приводимые в тексте статьи об иеромонахе Серафиме в своей совокупности, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее  воздействие своим реализмом и трагичностью и выглядят обвинительным приговором по отношению к идеологии коммунизма, богоборческой Советской власти,  державшей в застенках нашу страну более 70 лет. Именно такие истории в полной мере дают нам возможность осознать истоки сегодняшних проблем нашей страны: массовое и жестокое уничтожение носителей благородства, ума и духовной силы России, ее цвета, ее лучших сынов в течение десятилетий не прошло бесследно. Надо сказать, что «духовный созидатель современной России», схиархимандрит Илий, подробному, обстоятельному жизнеописанию которого посвящена значительная часть книги «Очерки истории Орловской епархии»,    выступает против коммунизма, сталинизма, называя Сталина бандитом и считая его роль в истории страны, включая весь период Великой Отечественной войны, однозначно отрицательной. Он высказывается против установления памятников Сталину, говоря о возрождении

сталинизма как о «повороте на разорение, на гибель России». О Ленине старец отзывается как о «ненавистнике русского народа, злодее из злодеев».

Сердечностью и душевностью проникнута  «Летопись села и церкви Сретенье Орловского района –возрождение «Малой Родины». В этом очерке, насыщенном как и другие материалы А.И. Перелыгина многочисленными фактами и документами, развивается  мысль о том, что стержнем, основой жизни наших сел и городов, всего нашего отечества является Церковь. Сносится храм – утрачивается связь с Телом Христовым, с Церковью небесной и земной. В результате иссякают животворящие силы, поддерживавшие существование русских людей, помогавшие им в преодолении любых трудностей, дававшие им победу над врагом, помогавшие выстоять нашему народу в горниле испытаний. Сегодня эти факты, приводимые А.И. Перелыгиным, нужны нам, как воздух…

 Мы победили в Великой Отечественной войне благодаря тому, что Церковь продолжала осознавалась большинством людей как основа, как залог сохранения России: храмы стояли полные. Несмотря на отпадение части русских людей, на все беззакония и злодеяния, совершенные атеистической властью, Господь тогда помиловал нас благодаря слезной молитве народа.   Но сейчас наши многочисленные храмы стоят пустые…  Сегодня, в суровый, исполненный драматизма час существования нашего Отечества, когда стоит вопрос о будущем России, когда идет война с мировым злом, книга Анатолия Ивановича Перелыгина «Очерки истории Орловской епархии»   звучит настоящим набатом. 

Очнитесь, люди, пробудитесь от сна: на стенах горят огненные предупреждающие письмена! Идите в церковь! Молитесь! Горячо, коленопреклоненно, со слезами!
Да помилует нас Господь, грешных … 

Аминь.

Иеродьякон Нафанаил, Свято-Духов монастырь, Ливенская епархия, Орловская митрополия

(Б Г. Бобылев, доктор педагогических наук, профессор, магистр богословия) 

12+