200 СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА ДАНИЛЕВСКОГО(28.11.1822–7.11.1885)

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Увы, пропустил юбилей замечательного русского философа Николая Яковлевича Данилевского, хотя в этом учебном году уже неоднократно о нём рассказывал и студентам. А скоро, надеюсь, речь о нём пойдёт ещё на лекциях по консерватизму в Герценке.

Да и в следующем году (летом) будет 30 лет, как состоялась встреча с этим автором.

Добавлю ещё, что по старому стилю у Н.Я. Данилевского был День рождения 28 ноября, а по новому – 10 декабря. Но лучше поздно, чем никогда.

Кроме того, Н.Я. Данилевский заслуживает большого, обстоятельного разговора о нём. Но пока придётся дать о нём небольшой материал, хотя в своё время уже размещал в сетях о нём материалы.

Н.Я. Данилевский писал много – и по экономике, и по естественным наукам, были у него и публицистические труды. Но так получилось, что его главной книгой стал фундаментальный труд «Россия и Европа». Одна из задач книги – ответ той части русской интеллигенции которая переживала: почему Запад относится к нам подозрительно? По мнению мыслителя, Европа относится к России враждебно, так как не считает Россию своей.

Развивая этот свой тезис Данилевский затрагивает современные ему политические проблемы, анализирует само понятие «Европа», размышляет о судьбах России (в т.ч. её истории, даёт оценки её выдающимся деятелям, внутренней и внешней политике), полемизирует с линейным подходом к истории (со схемой Древний мир–Средние Века–Новое время), предлагает своё видение истории, формулирует законы развития отдельных культурно-исторических типов (или цивилизаций), являющихся, по его мнению, главными субъектами истории… Но, конечно же, одновременно он даёт и свои выводы для России.

Напомним, очень кратко и схематично основные мысли книги (но не все). Европа нас считает чужими т.к. это особый романо-германский мир, отличный от России в плане истории, государственности, религии, культуры… Поэтому и не имеет смысла стремиться соединиться с Европой.

Неверно смотреть и на мировую историю с европоцентристской точки зрения. Схема Древний мир – Средние века – Новое время ничего не даёт для понимания истории. Более плодотворно смотреть на мировую историю, как на деятельность отдельных культурно-исторических типов или цивилизаций. Каждая из них вносит свой вклад в мировую историю, является самостоятельной, проходит определённые этапы в своём развитии. Притом для любой цивилизации опасно заимствование элементов другой цивилизации. Также опасно и создание единого всемирного культурно-исторического типа – это приведёт к обеднению человечества.

Соответственно, России необходимо не стремится в Европу, не слепо заимствовать из неё различные элементы, а попытаться создать свой культурно-исторический тип, объединив славянские народы. Правда, по Н.Я. Данилевскому, центром такой цивилизации должен стать Константинополь, отвоёванный у турок (на мой взгляд – один из самых слабых тезисов в концепции Н.Я. Данилевского).

Вот если очень и очень схематично об его идеях. Хотя они заслуживают более детального анализа.

Уже при жизни, и позднее Н.Я. Данилевского упрекали с разных сторон. Кто-то обвинял его чуть ли не в апологии экспансионизма.

Другие считали, что Н.Я. Данилевский не оригинален и не высказал ничего нового. Более того, позаимствовал свои идеи у малоизвестного немецкого историка Г. Рюккерта (В.С. Соловьёв).

Третьи считали, что Н.Я. Данилевский ограничил вселенский масштаб русской идеи локальными рамками (Н.А. Бердяев).

Для четвёртых абсурдным была его идея славянского единства (К.Н. Леонтьев).

Для пятых Данилевский – «тоталитарный философ» (Р. Макмастер).

Безусловно, были и иные критические замечания. И любой читатель, открыв его книгу найдёт с чем не согласиться, поспорить.

Однако, труд Н.Я. Данилевского нельзя было обойти молчанием. Тем более, даже оппоненты (В.С. Соловьёв) характеризовали его как человека мыслящего самостоятельно, убеждённого в своих идеях.

С ним спорили, не соглашались. Но и поддерживали, одобряли. Сам Н.Я. Данилевский по сути уже не смог принять участие в дискуссии вокруг своего труда, т.к. вскоре умер. Однако в 1880-х гг. его идеи защищал Н.Н. Страхов. Положительно оценивали творчество Н.Я. Данилевского историк К.Н. Бестужев-Рюмин и писатель В.Ф. Достоевский

Позднее интерес к Н.Я. Данилевскому возник и в русской эмиграции. Его творчеством вдохновлялись евразийцы. Дань его взглядам отдавали другие русские мыслители (И.А. Ильин, П.А. Сорокин).

Фактически Н.Я. Данилевский оказался одним из предшественников цивилизационного подхода. Его идеи в некоторых моментах предвосхитили взгляды О. Шпенглера (возможно, впрочем, и знакомого с трудом русского мыслителя, т.к. книга последнего была в его библиотеке) и А. Тойнби.

В советское время последователем Н.Я. Данилевского, в определённой степени, оказался Л.Н. Гумилёв. В наше время в идеях Н.Я. Данилевского черпают вдохновение представители различных идейно-политических направлений (не только консерваторы, неоевразийцы и националисты, но даже часть коммунистов отталкивается от его идей).

Идеи Н.Я. Данилевского изучаются в курсах по геополитике и политологии, социологии и истории политических учений, философии и отечественной истории. Хотя и прошло уже примерно полторы сотни лет со дня выхода его книги, но с Н.Я. Данилевским продолжают спорить или соглашаться. И одна из главных причин – актуальность размышлений Н.Я. Данилевского о мировой истории и месте в ней России.

200 СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА ДАНИЛЕВСКОГО(28.11.1822–7.11.1885)

https://dzen.ru/a/Y5oeDRus2xRFdhiC