240 лет со дня рождения Василия Жуковского

Судьба Василия Андреевича Жуковского, незаконнорожденного сына помещика А.И.Бунина, владения которого располагались в Тульской, Орловской, Калужской губерниях, совершенно удивительна. В 1770 г. Бунин получил от приятеля, майора Муфеля подарок. Это были две турчанки, сестры Сальха и Фатьма, плененные при штурме крепости Бендеры. Фатьма (11 лет) вскоре умерла, а старшая Сальха вскоре стала наложницей Бунина, что вызывало целую бурю негодования у жены Бунина. К тому времени из 11 детей помещика в живых осталось пятеро, и он лишился своего сына-наследника.  Бунин поселился с Сальхой в отдельном доме в своих владениях. Родившиеся у Сальхи три девочки умерли в младенчестве. В 1786 г. Сальха получила официальное разрешение жить в России, приняла крещение, а вместе с ним и новое имя – Елизавета Дементьевна Турчанинова.

В 1783 г. у них родился сын, которого назвали Василием. Отчество и Фамилию мальчик получил от своего крестного отца — бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, жившего в имении Бунина. Позднее Жуковский усыновил Василия. Но это не давало последнему права на дворянство. Чтобы обеспечить ребенку соответствующее положение в обществе и образование, мальчика фиктивно зачислили в гусарский полк. Так Василий стал поручиком и получил личное дворянство. Учась позднее в Московском университетском благородном пансионе, Жуковский в 14 лет стал председателем юношеского литературного общества «Собрание». Увлечение литературой пришло к Жуковскому раньше, когда он жил у своей сестры по отцу Варвары в имении Юшковых. В усадьбе был домашний театр, и Василий уже тогда решил стать драматургом. Позднее он называл Варвару  «хранителем своего детства». Первым его сочинением стал «Камилл, или Освобожденный Рим» по сюжету Плутарха. В Университете Жуковский увлекся историей, русской словесностью, изучал языки. По окончании университета в 1800 г. он получил именную серебряную медаль и был принят на работу в Главную соляную палату с жалованьем 175 рублей в год, продолжал делать переводы модных тогда романов и повестей. В 1802 г. Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекся сентиментализмом. В подражание историческим повестям Карамзина написал повесть «Вадим Новгородский», а чуть раньше выходит «Сельское кладбище» — элегии английского поэта Томаса Грея в вольном переводе Жуковского. Его произведения публикуются в журнале «Вестник Европы», в котором работал Жуковский (с 1808 г. редактором). Появление вольного перевода немецкой баллады «Ленора» Г.Бюргера под названием «Людмила» считается моментом рождения русского романтизма. К сюжету похищения девушки мертвым женихом Жуковский обратится еще не раз («Светлана» и «Ленора» — более точный перевод под названием автора).

В 1812 г. Жуковский, находясь в ополчении и ожидая начала битвы под Тарутином, создал стихотворение «Певец во стане русских воинов». По свидетельствам современников, все знали это стихотворение наизусть. Вот воспоминание И.Лажечникова: «Достаточно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов!». Литературное общество «Арзамас», образовавшееся в 1815 г., включало известных поэтов (Батюшков, Вяземский, дядя и племянник Пушкины), политических деятелей (Уваров, Блудов), будущих декабристов Тургенева и Орлова и др. Жуковский стал секретарем общества.

Важной вехой в жизни Жуковского стал 1817 г. Он стал учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны, будущей императрицы. Он взялся за дело с воодушевлением: «работа же по должности будет в связи с моими прочими занятиями и вместо того, чтобы им препятствовать может им способствовать». К этому периоду жизни Жуковского относятся сочиненные им баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь» и др.

С 1823 г. Жуковский был назначен воспитателем будущего императора Александра II. И Жуковский оказывал заметное влияние на формирование взглядов цесаревича, будущего царя-освободителя. Обладая определенным влиянием при дворе, Жуковский старался помогать опальным литераторам своего времени. Так, он помог выкупить из крепостных Т.Шевченко, не раз просил за Пушкина, пытался смягчить участь декабристов. Протоиерей Иван Базаров писал: «Если бы я должен был написать панегирик Жуковскому, то я не умолчал бы здесь преимущественно о делах его милосердия, которыми часто отличаются люди достаточные, уделяя бедному излишнее от себя; нет, дела милосердия Жуковского были не делами только рук его, но преимущественно делами его души. Хорошо помогать ближнему, не жалея средств, которые мы имеем в руках! Но много ли найдется таких людей, которые бы за другого протягивали сами руку, преклоняли бы свою голову, может быть непривычную к поклонам, испытывали бы с охотою неприятное чувство отказа и все это делали бескорыстно, из одного только желания добра ближнему! В.А.Жуковский все это делал и, умирая, жалел еще о том, что не успел устроить судьбу человека, ему вовсе чужого».

В 1826 г. Жуковский собрал библиотеку для цесаревича, написал план обучения. В одном из писем к матери он писал: «В воспитании и обучении есть три основных срока, которые нужно с ясностью различать и отделять четкими границами. Ребенок – мужчина – государь. Ребенок должен быть счастлив, мужчина должен учиться и быть деятельным, государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного». 12 лет был Жуковский наставником цесаревича Александра, затем отправился со своим подопечным в «образовательное путешествие» по стране и Западной Европе. В 1841 г. Жуковский вышел в отставку, женился и последние 12 лет жизни с семьей прожил в Германии. После его смерти тело было перевезено в Россию и похоронено в некрополе Александро-Невской Лавры.

Несомненно, Василий Андреевич Жуковский был одним из выдающихся людей своего времени. Его творчество оказывало огромное влияние на молодые умы.  Жуковский – автор множества баллад, романсов, песен, эпических произведений, сказок для детей. И еще – автор слов гимна Российской империи «Боже, царя храни».

А сейчас вы можете послушать балладу М.И.Глинки на стихи В.А.Жуковского «Бедный певец». Стихи были написаны в 1814 г., а баллада появилась в 1826 г. и стала одним из самых ранних вокальных произведений Глинки.

http://ргафд.рф/callendar/09-02-2023?ysclid=ldyha13y1h195749132