Честь русского флага. Капитан Юрий Лисянский

Автор: Александр Гончаров

XIX век стал эпохой взлета Российской Империи. Правда, в «цивилизованной» Европе ее считали сугубо сухопутной, несмотря на все старания Императора Петра I и военные победы русского флота в XVIII в. Англичане, французы, голландцы, испанцы и португальцы со снисходительной улыбкой смотрели на потуги русских причислить себя к морской нации. «Помилуй Бог! − говорили они. – У нас были Магеллан, Васко да Гама, Кук, а у русских таких великих мореплавателей никогда и не имелось! Талассократия не подходит владельцам сибирских медведей! Ха-ха-ха!»

Впрочем, все подобные голоса вынужденно утихли уже в самом начале XIX столетия от Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Русские моряки совершили свое первое кругосветное путешествие.

В феврале 1837 года «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали некролог: «22 февраля скончался здесь, в Санкт-Петербурге, на 65-м году отроду, отставной флота капитан I ранга Юрий Федорович Лисянский, бывший командиром корабля «Нева» и сопутником адмирала Крузенштерна в первом путешествии россиян вокруг земного шара».

Получилось так, что даже в посмертии выдающийся русский мореплаватель Лисянский оказался заслонен спиной официального руководителя кругосветной экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна. А между тем он играл вполне самостоятельную роль и в организации путешествия, и в ходе его тоже.

О ранних летах будущего мореплавателя Юрия Лисянского почти ничего не известно. Даже дата его рождения точно не установлена. В академических словарях фигурирует 13 августа 1773 г. Однако имеются сведения, что он появился на свет в апреле того же года.

В любом случае ныне исполнилось 250 лет с того момента, когда Всевышний даровал Империи этого выдающегося сына Отечества.

Пожалуй, ничто изначально не предвещало, что Юрий станет морским путешественником и первооткрывателем. Город Нежин в Малороссии отнюдь не близко к морским просторам. А отец Лисянского был протоиереем, служившим в местной церкви во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Чтобы попасть на обучение в Морской кадетский корпус, Юрию Лисянскому пришлось доказывать свое дворянское происхождение.

После досрочного успешного обучения тринадцатилетний гардемарин Лисянский был зачислен в команду фрегата Балтийского флота. Ему довелось принять участие в морских сражениях, когда развернулась очередная война с неугомонной Швецией (1788-1790).

В 1793 году лейтенант Юрий Лисянский и еще 15 молодых офицеров были направлены на стажировку в Британию. В Россию он вернулся лишь в 1798 году, объехав полсвета, повоевав за Английскую Корону против французов, проехав по США, побывав в Вест-Индии и на Юге Африки и первым из русских составив описание острова Святой Елены – места будущего заточения Императора Наполеона I.

Лисянский с большим уважением относился к английским морякам, но вот европейские порядки в Вест-Индии ему категорически не понравились. В письме к брату Ананию Федоровичу Лисянскому: «Об W-т Индии я вам могу сказать коротко, что она наполнена неграми, невольниками европейцев, которые производят сахар, кофе, ром и прочие продукты жарких климатов для своих господ. Положение сих склавов весьма бедное везде, их же властители проводят свою жизнь в изобилии. Я бы никогда не поверил, что агличане могут так жестоко обходиться с людьми, ежели бы не был сам тому свидетелем на острове Антиге, где нередко случалось видеть несчастных арапов, употребляемых вместо лошадей».

В 1798 году капитан-лейтенант Лисянский был направлен в Германию для закупки двух судов, которые предполагалось использовать для дальнего морского похода. В Германии качество кораблей офицера не устроило, и он отправился в Англию, где и приобрел два шлюпа, получившие на русской службе имена «Надежда» и «Нева».

16-пушечную «Надежду» взял себе Иван Крузенштерн, а Лисянскому досталась 14-пушечная «Нева». Финансирование экспедиции взяла на себя Российско-Американская компания. Было решено, что русские корабли доставят посольство в Японию и поддержат посольство Империи в Китай. Еще одной задачей стало обеспечение поставок меха из Русской Аляски.

Первоначально русские корабли прошли в июне 1803 г. Балтийское море и Северное, затем двинулись к Канарским островам, потом к островам Зеленого мыса, а на ремонт направились в португальскую Бразилию.

Южную Америку в районе мыса Горн русские мореплаватели попытались обогнуть, взяв значительно южнее его. Что и удалось сделать, несмотря на тяжелейшие погодные условия. Но 3 марта уже в Тихом океане из-за шторма «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга.

Лисянский принял решение идти к острову Пасхи. 16 апреля «Нева» добралась до острова. Здесь русские обменяли предметы быта: зеркальца, ножи, бутылки и т. д. на продукты. На Пасхе также было оставлено послание Крузенштерну, если «Надежда» пойдет этим же путем.

На Маркизских островах (о. Нуку-Хива) русские шлюпы встретились. Однако здесь не удалось по разным причинам закупить мясо для команд. Тогда экспедиция направилась на Сандвичевы острова (Гавайи). Здесь корабли опять разделились: Крузенштерн пошел в сторону Камчатки, а Лисянский, задержавшись на Гавайях, поплыл в Русскую Америку (плюс Алеутские острова), где «Нева» приняла участие в боевых действиях против туземцев.

Часть экспедиции во главе с Юрием Лисянским перезимовала в Павловской гавани на Кадьяке. И только в 1805 г. «Нева» отправилась в Китай с грузом мехов и других ценных товаров.

По пути проводился поиск новых земель. Так был открыт неизвестный остров Гавайского архипелага, получивший имя Лисянского.

В Китае русские корабли вновь соединились. А в феврале 1806 года вышли в новое плавание, теперь уже домой. Крузенштерн и Лисянский договорились, что при невозможности совершать совместный поход по каким-либо причинам корабли будут должны встретиться у острова Святой Елены.

15 апреля 1806 г. «Нева» и «Надежда» опять потеряли друг друга. Лисянский, однако, миновав мыс Доброй Надежды, из-за нехватки продуктов питания счел неразумным дожидаться Крузенштерна. «Нева» самостоятельно пришла в Европу, а в Кронштадт вернулась 6 августа 1806 г.

Позднее Ю. Ф. Лисянский продолжал служить на флоте. Женился. И неожиданно для всех вышел в отставку в возрасте 36 лет, получив чин капитана 1 ранга. Считается, что отставку спровоцировало нежелание морского ведомства издать его книгу «Путешествие вокруг света».

В отставке Лисянский проживал достаточно спокойно, книгу выпустил на свои средства. Он был принят в дворянском обществе. Достаточно сказать, что крестным отцом сына Лисянского Александра стал сам Император Александр I, сына Юрия – Великий Князь Николай Павлович, а сына Платона – Великий Князь Михаил.

Скончался русский мореплаватель в своей постели в год гибели А. С. Пушкина.

Любопытна судьба его двух детей. Юрий ушел с военной службы и стал монахом Григорием в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а сын Платон дослужился до адмирала Имперского флота.

По сути, Юрий Федорович Лисянский сам жил достойно и достойно воспитал своих чад. Недаром в его дневнике исследователи нашли запись: «Нет опасности, которой я бы не перенес, только бы сделать наше путешествие полезным и доставить честь и славу русскому флагу новыми открытиями».