Первые христианские росписи возникли в римских катакомбах – в период гонений I—IIIвеков . Стиль росписей того периода был переходным – от эллинистического
Когда Рим пал под натиском варваров, мировой центр культуры и изобразительного искусства переместился в Византию, которая «сумела спасти наследие античной цивилизации, передав её затем Западной Европе» (Т.Вельманс, В.Корач, М.Шупут»Византий
Именно в это время были заложены те основные принципы иконописного изобразительного языка, которыми церковные художники пользуются по настоящее время. Иоанн Дамаскин (675-741) об образах святых писал так: «Они изображены в состоянии блаженства, облаченные в дивные одежды, которые они носят с той поры, как испытали муки. Изобразить их в материальном состоянии означало бы лишить их чести, которой их удостаивает Всевышний с того дня, как они находятся при нём». Первый прижизненный иконописный портрет Богородицы создал, согласно церковному преданию, апостол Лука. Он заложил главные и неизменные технические приёмы иконописи – гладкость нанесения краски, постепенность высветления – от самого тёмного до пробелов, многослойность наложения тонов, чёткость контура.
Одновременно разрабатывались программы храмовых росписей – какие сюжеты надлежит изображать в разных частях церковных зданий. Купол церкви символизировал собой небо, в нём изображаются Спаситель Пантократор. Барабан, на который обычно опирается купол, расписывается сначала ангелами, которые могут или просто стоять , или поддерживать медальон с Пантократором, затем – самыми древними хронологически святыми – праотцами (Адам, Ной, Лот и другие), пророками (Иезекииль, Моисей, Исайя и другие).
Алтарь храма является местом совершения главного таинства – Литургии, поэтому стены апсиды расписывались сценами Евхаристии с участием
апостолов и великих святых – как правило, авторов церковных текстов. В конхе алтаря как обычно пишется Богородица с младенцем, рядом с Ней могут быть расположены молящиеся ангелы. Основное пространство храма (неф), символизирующее собой земную Церковь, сообщество верных, заполнялось сценами Ветхого и Нового Заветов, эпизодами из жития того святого, которому был посвящён храм.
Наиболее распространённой в богатой империи техникой поначалу была мозаика, но в нашем кратком обзоре мы сразу перейдём к более известной и востребованной живописи красками – фреске. После довольно длительного иконоборческого периода (VIII-IXвека), когда церковное искусство практически замерло в развитии, наступил период расцвета, ознаменовавшийся появлением храмовых росписей, до сих пор вызывающих восхищение художников. По фамилии правящей династии императоров Комнинов этот период называют комниновским (или «балканский модерн» — IX – XII века). Самые известные из этих шедевров – храмы в Нерези (Сербия) и Курбиново (Македония), в которых посчастливилось побывать и автору этих строк. Словно вырвавшись на творческий простор, художники того периода писали экспрессивно и мощно, на ликах святых появились различные (соответствующие моменту) эмоции, жестикуляция оживилась. Рисунок в то время был очень графичным и даже жёстким – с чёткими контурами и глубокими резкими тенями. В России сохранился храм с росписями того времени, отличающимися всеми вышеописанными особенностями – Спасо-Мирожский монастырь во Пскове.
Следующий период (XIII-XVвека) принято именовать тоже по фамилии правящей династии – палеологовским. Искусство церковных росписей достигло в то время высочайшего развития, в некоторых своих шедеврах – до сих пор непревзойдённого
После крещения Руси для росписи наших храмов поначалу приглашали византийских мастеров, а затем великие традиции канонического изобразительного искусства переняли и русские художники, среди которых широким массам известны Андрей Рублёв, расписавший Успенский собор во Владимире, и Дионисий, чья роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и в наше время служит источником вдохновения и примером для подражания.
Наш небольшой коллектив в своей работе старается возрождать эти великие традиции. К росписи каждого нового храма мы подходим творчески, создавая свою, неповторимую, но опирающуюся на древние образцы, гармонию . Например, храм святой Троицы в Мценске выдержан в нежных зелёно-голубых тонах, характерных для древнерусского искусства, Успенский собор Свято-Успенского мужского монастыря Орла расписан в тёмном колорите византийских фресок, а тёмно-синий, почти чёрный фон Свято-Троицкого храма г.Болхова, как и колорит расписываемой в настоящее время часовни св.Александра Невского, вдохновлён шедеврами константинопольс
Статья подготовлена Ольгой Никитиной.