Отец Иоанн Кронштадтский в Орле.

ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ В ОРЛЕ

Л. И. ПАНЕНКОВА, г. Орел.
Преподаватель ОДШИ им. Кабалевского

В Орловской епархии на фоне многих хорошо известных орловцам русских святых, биографии которых связаны с нашим краем, неприметным и недооцененным выглядит имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, подвижника Православия и всея России чудотворца. Великого молитвенника земли нашей уже при жизни почитали всенародно святым чудотворцем, пророком, кому были открыты судьбы русской истории, народного бытия. В далекой русской глубинке, в самом заштатном захолустье знали и любили дорогого Батюшку. Даже в крайне бедных домах можно было увидеть на стенах литографии его портретов или фотографии. «В какой бы я дом ни заходил, я везде видел на стене портрет о. Иоанна Кронштадтского», — писал А. П. Чехов о своей поездке на Сахалин.
Однако в наши дни приходится с печалью констатировать, что память о всенародном молитвеннике среди православных нашего города ослабела. Приходится наблюдать в городских церквах, сколь не часто служатся ему молебны, иконы Батюшки можно встретить не во всех храмах, а тем более домах.
В биографии великого кронштадтского пастыря есть памятные для нас, жителей Орла, страницы. О некоторых из них подробно писал в своем материале «О. Иоанн Кронштадтский и Орловский край» замечательный орловский краевед Владимир Власов.
Батюшка Иоанн Кронштадтский неоднократно приезжал в наш город, многих его горожан знал лично, некоторых из них духовно окормлял, поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью, с кем-то состоял в переписке, помогал знакомым и незнакомым ему людям молитвой, деньгами, советом. У отдельных орловцев как семейные реликвии хранятся небольшие бумажные портретики, которые были получены их предками, что называется, «из рук» дорогого Батюшки во время его приездов в Орел. Возможно, у кого-то в архиве могут обнаружиться и письма великого святого, ведь духовные чада о. Иоанна проживали и в нашем городе. Надеемся, со временем незнакомые факты будут открываться все более полно и, несомненно, оживят увядшие от времени листы летописи нашего прошлого.
Одним из ярких живых свидетельств духовных связей о. Иоанна Кронштадтского с Орлом является эпизод из жизни благочестивой орловской горожанки Евдокии Николаевны Пастуховой, бывшей духовной дочерью Батюшки Иоанна. Из него следует, что о. Иоанн посещал наш город, как минимум, 4 раза. Эпизод этот, приведенный ранее В. Власовым, по его утверждению, относится к 1892–1893 годам:
«Овдовев, я жила в гор. Орле, где имела большой дом с надворными постройками. Случилось, что одновременно пустовали 5 квартир. Обстоятельство это причиняло мне полное разорение, ибо все равно приходилось исполнять требования полиции: о ремонте дома и построек, о починке мостовой и панели, об уборке и вывозке снега и т. п.
Наконец нашелся доктор, который стал вести переговоры о сдаче ему квартиры за 100 р. в месяц, что меня очень радовало, т. к. это был выход из тяжелого положения.
В это время случилось мне поехать в Кронштадт к о. Иоанну, у которого я многократно бывала и который останавливался у меня, когда бывал в Орле.
О. Иоанн спросил меня: «Как поживаешь?» Я подробно рассказала ему положение вещей с домом. На это о. Иоанн сказал мне: «Откажи доктору».
Я стала возражать: «Как же, батюшка, ведь это единственный выход из положения». На это о. Иоанн опять сказал: «Нет, откажи!» Я не осмелилась больше возражать.
Вернувшись в Орел, я рассказала это брату, сказав ему, чтобы написал доктору отказ. Брат мой начал со мною спорить и возражать. Я же, несмотря на это, послала доктору отказ. Доктор пришел сам, чтобы убедить меня сдать ему квартиру, но я осталась непреклонной. Поступила я так потому, что была убеждена, что о. Иоанн повторил мне два раза, чтобы я отказала, не от себя, а будучи научен Духом Святым, обитавшим в нем.
Вскоре после этого, в день Святой Троицы, я сидела на скамейке в городском саду. Ко мне подсел городской голова Димитрий Семенович Волков и говорит: «В гор. Орел прибывает на постоянное квартирование Можайский полк. Сюда прибыл Начальник Дивизии. Квартирная Комиссия предполагает снять весь ваш дом со всеми надворными постройками под штаб и другие надобности полка, прошу вас пожаловать в Городскую Управу для переговоров».
Я явилась в назначенное время в Городскую Управу и сдала свой дом с постройками Можайскому полку по контракту на 5 лет за хорошую плату, и полк принял на себя все расходы по ремонту построек, по исправлению и перестилке мостовой и панелей, по уборке и вывозке снега и т. п., так что я никаких расходов и забот по дому не несла. Полк платил аккуратно в сроки, по истечении срока контракта возобновлял таковой на новый срок и прожил у меня четверть века вплоть до большевистского переворота».
В. Власов отмечает, что 141-й Можайский пехотный полк прибыл в Орел на постоянное размещение в 1892 году, а на его местоположение впервые указывается в Орловском адрес-календаре за 1893 год. Он размещался на территории, квадрат которой образуют современные улицы Горького, Красноармейская, Октябрьская и 60летия Октября. Дом Е. Н. Пастуховой, как отмечает В. Власов, скорее всего, находился в этом квадрате. Из приведенного эпизода с Е. Н. Пастуховой следует, что она уже к 1892 году была хорошо знакома с Батюшкой Иоанном, и, следовательно, во время своих визитов в Орел Батюшка всегда наносил ей визит, что она и отмечает («останавливался у меня, когда бывал в Орле»).
В своих воспоминаниях Е. Н. Пастухова указывает также, что у нее проживала некая лютеранка Наталья Мартынова, которая именно в ее доме «имела 4 раза случай видеть о. Иоанна» и после 4й встречи с Батюшкой «поехала к о. Иоанну в Кронштадт и приняла православие». Отсюда следует, что о. Иоанн был в доме Е. Н. Пастуховой, как минимум, четыре раза. Под словами Пастуховой о том, что о. Иоанн «останавливался» у нее, «когда бывал в Орле», наверное следует понимать как дневной отдых, так и ночлег.
Еще одно свидетельство, которое приводит В. Власов, — строки воспоминаний члена Московского окружного суда И. П. Ястребова о том, что о. Иоанн в 1893 году приезжал в Орел из Бреста с пересадкой в Смоленске. Дата не конкретизирована, поэтому мы пока не можем сказать, идет ли речь о документально известном визите 9 октября 1893 года или о других месяце и числе, и тогда может получиться, что Батюшка посетил Орел в этом году дважды.
Приезд о. Иоанна в Орел 9 октября 1893 года.
9 октября по ст.ст. 1893 года дорогой Батюшка приехал в Орел, возможно, проездом, на один день, направляясь далее в Шацкую пустынь Тамбовской губернии, где на покое проживал бывший Преосвященный Тамбовский и Шацкий владыка Феофан.
«Орловские епархиальные ведомости» сообщают нам об этом следующее:
«9 окт. 1893 г., суббота. О. Иоанн посетил Орел. В честь его приезда благовест в Петропавловском соборе производился в большой колокол, что обычно делалось по праздникам».
С вокзала о. Иоанн проследовал к Преосвященному Мисаилу.
Затем служил позднюю Литургию в Петропавловском соборе с кафедральным протоиереем собора о. Михаилом Смирновым и о. протодьяконом, «хотя обычно по субботам в течение всего года Литургию служили в теплой церкви Бориса и Глеба, приписанной к собору».
Перед Литургией был отслужен молебен Божией Матери Живоносный Источник.
После богослужения при огромном стечении народа о. Иоанн благословил всех желающих. Была давка, так как «городские власти не были готовы к его приезду» (видимо, о приезде Батюшки в Орле не знали заранее).
После Литургии о. Иоанн был у Преосвященного Мисаила в Архиерейском доме.
Затем Батюшка отправился в Орловскую семинарию, но по пути туда посетил различные учебные заведения и многих частных лиц в Орле, так как «не мог отказать просьбам» (в числе этих «частных лиц», как мы знаем, была вышеупомянутая Е. Н. Пастухова и, возможно, городской голова Дмитрий Семенович Волков — о нем далее).
Семинаристы ждали его в семинарской церкви около трех часов. Батюшка приехал в 4м часу и вошел в храм при пении воспитанниками тропаря апостолу Иоанну Богослову.
В 10м часу вечера Батюшка последовал на вокзал для отъезда в Тамбовскую Шацкую пустынь.
Приезд отца Иоанна в Орел в сентябре 1897 года.
Следующий приезд о. Иоанна в Орел, о котором известно документально, состоялся в сентябре 1897 года. Он был связан с личным участием Батюшки в церемонии освящения церкви при Орловском Доме трудолюбия, устроенном по его благословению шестью годами ранее и успешно осуществлявшем свои задачи социально-нравственного служения обществу. История орловского Дома трудолюбия пока мало изучена.
14 (или 13?) сентября по старому стилю 1897 года о. Иоанн прибыл на железнодорожную станцию Орел. Отсюда он направлялся в Елецкий уезд Орловской губернии на освящение церкви в исправительной колонии для малолетних преступников, находящейся недалеко от села Злобино-Воргла Становлянской волости. Церковь эта была выстроена на средства знаменитого елецкого общественного деятеля купца Александра Николаевича Заусайлова, благотворитетеля и мецената и ее почетного попечителя. Сама колония находилась под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. В 1894 году было учреждено Елецкое общество земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних. В правление его входили также М. А. Стахович — орловский губернский предводитель дворянства (председатель правления) и его родной брат А. А. Стахович — елецкий уездный предводитель дворянства (товарищ председателя правления). Возможны также личные контакты о. Иоанна с купцом А. Н. Заусайловым, человеком православным, известным даже за пределами Орловской губернии, построившим позднее храм и у себя на родине, в Ельце (в котором был после кончины с честью погребен).
Перед отправкой в Елецкий уезд, остановившись на Орловском вокзале в ожидании поезда, Батюшка принял здесь Преосвященного Владыку Митрофана, губернатора А. Н. Трубникова и других светских лиц. Затем он отбыл в сторону Ельца и вернулся в Орел 15 сентября (или накануне, 14 сентября?).
15 сентября по старому стилю 1897 года при Орловском Доме трудолюбия состоялось торжество освящения церкви. О. Иоанн возглавил Божественную литургию. Храм был устроен в двухэтажном корпусе Дома трудолюбия и освящен во имя св. мученицы царицы Александры.
Вход на торжество освящения церкви осуществлялся по билетам. В «Орловских ведомостях» среди приглашенных лиц упоминаются ректор семинарии, настоятель кафедрального Петропавловского собора протоиерей о. Михаил Смирнов. По окончании освящения была устроена трапеза в самом Доме трудолюбия.
В этот же день, 15 сентября 1897 года, о. Иоанн посетил также «светские средне-учебные заведения, кафедральный собор, дома некоторых лиц. В 11 ч. вечера Батюшка отбыл в Москву».
В числе средне-учебных заведений, которые дорогой Батюшка отметил своим посещением, могли быть семинария, пансион благородных девиц, Орловский Бахтина кадетский корпус, гимназии, частные учебные заведения. Батюшка не оставлял просьбы без ответа, сердечно откликаясь на них. Известно, что 30 мая 1896 о. Иоанн «прислал учредителю Орловской мужской воскресной школы 100 р. на нужды этой школы», о чем даже сообщила газета «Орловский вестник».
Приезд Батюшки Иоанна в Орел в августе 1904 года.
Последний из пока известных нам приездов дорогого Батюшки в Орел состоялся 20–21 августа 1904 г. Как обычно, программа его поездки была весьма насыщенной. «Орловские ведомости» повествуют, что сначала О. Иоанн отслужил Божественную литургию в Петропавловском соборе (вместе с кафедральным протоиереем Михаилом Смирновым, протоиереем А. Миловидовым и священником Т. Чижовым). На Литургии присутствовали (так в «Орловских ведомостях»!) епископ Орловский и Севский Кирион, и. о. губернатора генерал-майор В. В. Бельгард.
После службы о. Иоанн был на приеме у преосвященного епископа Кириона и отправился отдохнуть в дом купца Павла Дмитриевича Бакина (подробнее см.: Власов В.). После небольшого отдыха Батюшка поехал в Бахтина кадетский корпус и женский Введенский монастырь, с настоятельницей которого игуменьей Антонией (в миру Александра Тимофеевна Соколова) имел давние духовные связи.
Кронштадтский гость нанес также визит городскому голове Д. С. Волкову, при непосредственном участии которого устраивался Орловский Дом трудолюбия и с которым Батюшка был близко знаком, возможно, еще до Орла.
Дружеские связи уже с первой встречи в 1893 году завязались у о. Иоанна с протоиереем кафедрального Петропавловского собора о. Михаилом Смирновым, дом которого он также посетил в этот свой последний приезд в Орел. Вот что пишет об о. Михаиле в своих воспоминаниях бывший в 1894–1901 годах губернатором Орла А. Н. Трубников: «Духовником моим был отец М. В. Смирнов, настоятель кафедрального собора, — очень честный и правдивый человек, прекрасно относившийся к своим пастырским обязанностям». Незадолго до приезда А. Н. Трубникова в Орел о. Михаил был переведен из села в Орел преосвященным Мисаилом и назначен настоятелем Петропавловского собора. Трубников пишет далее, что о. Михаил Смирнов «был вполне благонамеренный человек, но затем через десять лет после моего ухода преосвященный Григорий назначил его в село простым священником (село это находилось в 80 верстах от уездного города) за какую-то будто бы корреспонденцию, которую о. Смирнов поместил в местную газету, но это неверно, и я не знаю, почему всему этому делу придали особое освещение. Отец Смирнов, в настоящее время очень удрученный, находится во Владимире губернском. Мои хлопоты за него у В. К. Саблера не были уважены, но я буду рад, если что-нибудь удастся сделать для невинно пострадавшего почтенного о. Смирнова».
Среди тех, кого еще навестил великий кронштадтский пастырь, упомянуты полицмейстер Н. С. Шпанов, семьи граждан Астаховых, Толстиковых, дом Соломатина и др. В час ночи Батюшка выехал из Орла в Москву.
Орловский Дом трудолюбия.
Открытый в Орле при непосредственном участии о. Иоанна Кронштадтского Дом трудолюбия был своего рода реабилитационным центром для бедных и социально не адаптированных граждан. Впервые идею создания в России такого рода социальных комплексов о. Иоанн Кронштадтский начал воплощать в 1882 г. в родном для него Кронштадте. Затем Дома трудолюбия стали появляться в других городах России. Главной задачей таких центров было вернуть потерявшимся в жизни людям социальный статус, дать им работу, временное жилье и пищу, преобразить их внутренний и внешний мир.
Чтобы понятен был масштаб замысла о. Иоанна, посмотрим сначала, что представлял собой Дом трудолюбия в Кронштадте. В 1872 году о. Иоанн обратился с воззваниями к жителям Кронштадта, призывая их общими усилиями создать жилье, рабочий дом и ремесленное училище для бедняков. Помещения должны были предоставить власти.
Окончательно Кронштадтский Дом трудолюбия сложился к 1891 году. К этому времени помимо главного для него было построено еще два каменных многоэтажных здания, открыты мастерские для детей и взрослых, устроено начальное и среднее образование. Были созданы пенькощипательная (где в течение года работало до 25 тысяч человек) и картузная (ежедневно работало около 5 тысяч человек) мастерские, швейная женская мастерская (работало 30–40 человек за день).
В богадельне для бедных проживали от 14 до 22 старушек, ночлежный дом давал ежедневно 100 мест. Открыты были приюты для беспризорных малолетних детей и для детей, чьи родители трудились в Доме трудолюбия. Здесь бывало 4 тысячи человек в год, постоянно проживало 100 сирот.
Была устроена система патронажа для больных на дому, оказывалась материальная помощь (обувью, одеждой, деньгами) для почти 3000 человек за год. В 1890 году открыты воскресная школа для взрослых, где обучалось около 250 человек в год в возрасте 14–45 лет, начальная школа для детей, бесплатные училища для мальчиков (200 человек в год) и девочек (150 человек в год), рассчитанные на три года обучения и соответствующие курсу церковно-приходских школ. Окончившим училище сокращался срок службы в армии с 6–7 лет до 4.
Была создана загородная детская дача, огороды при ней, откуда поставлялись овощи для работающих в Доме трудолюбия. В 90е годы Дом трудолюбия расширялся еще более. Открывались сапожная и переплетная мастерские, рисовальный класс, народная столовая, амбулаторная лечебница и аптека, библиотека и т. д.
Среди орловского общества мысль об устроении Дома трудолюбия для нуждающихся в работе и приюте с дешевой столовой, как указывает М. Лавицкая, возникла в конце 1887 года, когда в Орле появился новый городской голова — коллежский советник Дмитрий Семенович Волков, прекрасно зарекомендовавший себя на предыдущем месте службы (в качестве уфимского городского головы с 1875 по 1886 год). Он был назначен на должность городского головы Орла «по Высочайшему повелению» в сентябре 1887 года в связи с крахом Орловского общественного банка и тяжелым финансовым положением города. В столице на него возлагали большие надежды. Несмотря на нехватку денег в городской казне, он сразу же властно и решительно выдвинул идеи об увеличении затрат на социальные нужды и благоустройство города и стал инициатором создания Дома трудолюбия.
Городскую управу Орла Д. С. Волков возглавлял с 22 сентября 1887 года по 8 мая 1893 года. Как отмечает В. Власов, он был удивительной личностью. Даже современники именовали его не столько чиновником, сколько «общественным деятелем огромных размеров». При нем «обновили и расширили городской водопровод, учредили военно-пожарное общество…, установили телефонную связь, построили элеватор емкостью 300 тысяч пудов зерна и мастерские Орловского депо, открыли Дом трудолюбия, Тургеневкую библиотеку и др.».
Д. С. Волков происходил из духовного сословия, окончил Московскую Духовную академию. Он был человеком чести, глубокой веры, преданным Отечеству, твердым в своих намерениях, умеющим добиваться результата. В годы правления Д. С. Волкова городское хозяйство пережило период расцвета. Им был предпринят ремонт зданий богоугодных заведений. В Орле сооружен новый городской водопровод, открыто почтовотелефонное отделение, возле кафедрального Петропавловского собора в 1891 году разбит сквер, устроены подъездные пути и капитальная мостовая к товарным станциям Орловских железных дорог, капитально отремонтированы здания театра и вокзала и многое другое.
Получив благословение о. Иоанна на организацию Дома трудолюбия и руководствуясь его советами, Д. С. Волков привлек к этому делу своих единомышленников. Устроение Дома трудолюбия шло не без сопротивления многих видных в городе лиц. Отношения с Думой и губернатором у Д. С. Волкова были довольно напряженными. Ему «удалось образовать в Думе группу преданных сторонников, но он имел в ней и группу яростных противников. Оппозицию возглавляли директор Орловского Коммерческого банка И. Э. Ромер, член того же банка Н. П. Римский-Корсаков, братья-купцы Калашниковы. Н. П. Калашников дважды выступал в печати против устроенного головой Дома трудолюбия, который он объявлял приютом для бездельников. Причиной возникновения оппозиции стали действия Д. С. Волкова, направленные против корыстолюбия думской купеческой группировки, помноженные к тому же на его авторитарный характер. Последнее не нравилось и губернатору». В результате оппозиции удалось сместить Д. С. Волкова с поста городского головы в 1893 году. Но его детище — Дом трудолюбия — уже существовал и развивался.
Деятельное участие в устройстве Дома трудолюбия принимал орловский купец, предприниматель и меценат Павел Дмитриевич Бакин. Будучи единомышленником Д. С. Волкова с самых первых дней, он был в числе тех, кто организовывал сбор средств на покупку земли и зданий для Дома, внеся и личные сбережения, за что впоследствии в день его открытия был избран его почетным членом.
Когда наконец проект Дома трудолюбия был утвержден министром внутренних дел, губернатор «позволил городскому голове» созвать 19 октября 1890 года «общее собрание лиц, изъявивших желание стать членами попечительного общества, исполнительно-хозяйственного комитета, ревизионной комиссии. Почетными попечителями стали епархиальный епископ и губернатор. Правление общества составили городской голова, полицмейстер и девять выборных членов. Общество образовалось из почетных членов, избранных общим собранием за содействие и достижение цели личным трудом или пожертвованием не менее 100 руб., и действительных, внесших в кассу единовременно 25 руб. или ежегодно не менее 3 руб. Членство могли получить совершеннолетние обоего пола, всех званий и состояний, кроме учащихся, нижних воинских чинов и ограниченных в правах по суду. На пожертвования для размещения Дома трудолюбия был приобретен дом за 1400 руб. на углу 1й Нижней улицы и Нарышкинского переулка».
Почетным членом попечительного общества стал и сам Батюшка о. Иоанн Кронштадтский, пожертвовав на него 1035 рублей.
Открытие Дома трудолюбия произошло 4 октября (по новому стилю) 1891 года. В орловской прессе об этом писали так:
«Для временного призрения бесприютных бедных, нуждающихся в работе и пропитании» устроен Дом трудолюбия, располагающийся в 3х домах, «приобретенных для этой цели у частного лица на Нижней улице (встречается также дореволюционное указание «между Плаутинским и Нарышкинским переулками»).
Вначале в Доме можно было принять до 50 человек на ночлег «с бесплатным помещением и столом и вознаграждением за работы». 1 декабря 1891 года, через 3 месяца после открытия, при Доме трудолюбия «в пользу пострадавших от неурожая хлеба» была устроена бесплатная столовая на 100 человек, где давалось бедным 2 блюда, из них одно горячее и 2 фунта печеного хлеба.
6 декабря 1891 года при нем был открыт ночлежный приют «для людей, не имеющих своего угла», где за 5 копеек предлагались ночлег, полтора фунта хлеба, вечером горячая пища и утром чай, а также бесплатная столовая на 100 человек.
«Вследствие неурожайного 1891 года потребность в кормлении бедных жителей города … сделалась особенно настоятельной». Уже в декабре там стали действовать две бесплатные столовые, которые принимали до 450 человек. «Первая столовая открылась на средства епархиального комитета. В ней бедные получали обед и фунт хлеба из расчета 10 коп. на человека. Вторая столовая открылась на пожертвования студентов».
В 1892 году при Доме трудолюбия существовали «детское убежище для осиротевших и беспризорных» детей, 4 столовые с «даровыми» и «дешевыми» обедами. Только за один 1892 год в ночлежном приюте переночевали 26 459 человек.
По другим данным, детское убежище (еще одно?) открылось в 1895 году, где «детям предлагались работа в мастерских и обучение грамоте в школе. По окончании курса им предоставлялась работа в типографии, магазинах, городской слесарной мастерской. В нем содержалось до 70 девочек и мальчиков».
Однако, по мысли о. Иоанна Кронштадтского, человек нуждается не только в социальной поддержке. Необходимо создать условия для его нравственного возвышения, оживить угасающие в нем христианские устои. Источником такого благодатного возвышения человека Батюшка называл Божественную литургию. Ощущалась острая необходимость в строительстве храма при Доме трудолюбия. Его создание было важнейшей задачей, которую Батюшка ставил перед орловскими устроителями.
Главным жертвователем на строительство храма стал московский купец Котов, инициатором — орловский вице-губернатор А. И. Старицкий. Участие в устроении храма принимал Павел Дмитриевич Бакин, внося большие пожертвования. Для храма, как отмечает Л. Кондакова, приспособили двухэтажное каменное здание, в котором до того размещались контора Дома трудолюбия и богадельня, располагавшиеся в районе современных улиц Степана Разина и Революции».
Освящение церкви во имя царицы Александры было намечено на 15 сентября по старому стилю 1897 года. В этот праздничный день в Орел ожидали прибытия о. Иоанна Кронштадтского. С приездом Батюшки празднество обрело великую торжественность.
Из книги «Орел из века в век» об этом храме известно следующее: «Церковь Александринская — небольшая, из красного кирпича, способна вместить 300 человек… Освящена 15 (27) сентября 1897 г. Престольный праздник совершался 23 апреля (6 мая).
Особо чтимые реликвии: образ святителя Феодосия Черниговского, 2 древние иконы святителя Николая Чудотворца, одной из которых более 300 лет».
Надо предполагать, что великий молитвенник и впоследствии не оставлял своего детища в Орле. Во всяком случае, его личные контакты с жителями города и с теми, кто устраивал Дом трудолюбия, продолжались, и во время своего визита в Орел 20–21 августа 1904 года дорогой Батюшка посетил своих верных почитателей и служителей, а может быть, и духовных чад Д. С. Волкова и П. Д. Бакина, остановившись даже в его доме на Борисоглебской (тогда Тургеневской) улице на отдых.
Прошло немного времени, и Дом трудолюбия, детище Кронштадтского пастыря и его духовных единомышленников, становится опорой для все большего количества страждущих. В 1901 году, спустя 20 лет после создания, Дом трудолюбия «ежедневно призревал до 225 человек», представляя собой «целую колонию благотворительных учреждений», а именно: церковь, помещения для временного содержания взрослых мужчин и женщин с мастерскими — чулочной, белошвейной, коробочной, пакетной, пекарной, сапожной, столярной и слесарной; приют-ясли, 2 убежища и школы для мальчиков и девочек, богадельню для престарелых, ночлежный дом для приходящих бедных, для них же дешевую столовую, посредническую контору по «приисканию мест и занятий».
Жители Орла активно подключались помогать Дому трудолюбия. Многие из них выступали жертвователями. Большие вклады делали купцы и именитые горожане, но неравнодушными были и простые орловцы. Так, «для расширения Дома трудолюбия почетный гражданин С. М. Грачев принес в дар Дому приобретенное его покойным отцом соседнее с владением Дома трудолюбия место, с находящимися на нем домами, оцененными в сумме до 6000 рублей; купцы П. Ф. Фомин и Д. В. Чеботарев пожертвовали по 5 тыс. рублей. Значительную сумму внес и крестьянин К. Н. Ермаков, за что был удостоен звания личного почетного гражданина. Бывший член Попечительного общества И. К. Зилитинкевич пожертвовал в пользу Дома трудолюбия 1/3 часть суммы, вырученной от продажи его движимого имущества, что составило 124 рубля… Пожертвования Дому трудолюбия в сумме 500 рублей были сделаны А. П. Кореневым».
«Помимо денег орловские купцы жертвовали ежемесячно муку (И. П. Гудилин), булки и калачи (И. В. Васильев), мясо и сосиски (А. А. Фромельт), конфеты и пряники (А. А. Апполонов), рыбу (П. М. Роченков)». «Производились пожертвования и вещами. В отчете за 1907 год указано около 200 жертвователей.
Как видно даже из этих обрывочных сведений, Дом трудолюбия занимал весьма значительное место в жизни Орла. Масштаб его деятельности поражает. В его орбиту были включены и знатные жители города, и купцы, и мещане, и простые горожане, и крестьяне, и даже студенты. М. Лавицкая приводит факт, например, что в 1914 году ктитором Александровской церкви Дома трудолюбия был Павел Петрович Гайдуков, потомственный почетный гражданин, «человек известный и уважаемый». Это был поистине всенародный проект, который объединял разные слои населения в едином деле милосердного служения ближнему.
Однако дальнейшая история Дома трудолюбия печальна. После революции его постигла общая для всех участь. В 1918 году строения Дома трудолюбия были муниципализированы. 28 июня 1920 года «Орловские известия» отрапортовали, что Губернский отдел соцобеспечения выделил один из своих домов (бывший Дом трудолюбия) для инвалидов на 150 человек для содержания в нем всех нищих и граждан без определенных занятий. Церковь же в 1920х годах передали Госфонду, а затем снесли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *