Меняем Дзержинского на Комаровского

27 марта впервые отмечен День войск национальной гвардии Российской Федерации.

16 января Владимир Путин своим указом установил его вместо Дня внутренних войск МВД – в целях сохранения преемственности воинских традиций и повышения престижа службы. 27 марта, начиная с 1996-го, торжественно отмечали свой профессиональный праздник солдаты войск правопорядка. А дата взята от образования в 1811 году их исторического предшественника – военной внутренней стражи.

Оригинальную и, что немаловажно, малозатратную для государственной казны идею создания специальных войск с полицейскими функциями – внутреннюю стражу – подал молодому императору Александру I его генерал-адъютант Евграф Комаровский еще в 1802 году. С организацией и деятельностью внутренней стражи любознательный гвардеец ознакомился во Франции, куда неоднократно ездил на заре своей карьеры в качестве дипломатического курьера Коллегии иностранных дел. Идея понравилась, но к ее осуществлению приступили только в начале 1811-го. Александр I утвердил несколько указов о реорганизации гарнизонных рот и команд, находившихся в распоряжении местных властей, и создании на их базе полноценной военной внутренней стражи.

Граф, русский дворянин, генерал от инфантерии, сенатор, генерал-адъютант, блистательный придворный, соратник и советник Александра I… Наконец, организатор и многолетний командующий войсками внутренней стражи. Все это один человек – Евграф Федотович Комаровский, личность, как ни странно, малоизвестная, недостаточно изученная исторической общественностью.

В семилетнем возрасте Евграф остался круглым сиротой, но желание получить образование и затем служить в гвардии привело юношу сначала в один из столичных пансионов, а затем и в ряды элитного Измайловского полка. С 18 лет в чине сержанта гвардии он состоит дипломатическим курьером Коллегии иностранных дел. По нескольку месяцев проживая в Париже, Вене, Лондоне, жадно впитывает различные знания по государственному, военному и полицейскому устройству европейских государств. Вполне определенные нюансы обязанностей Комаровского подразумевали и другую, скрытую сторону дипкурьерской службы. В зарубежных поездках он исполнял некие функции разведчика, а по возвращении в Санкт-Петербург обо всем увиденном и услышанном сообщал своему руководству в Иностранной коллегии.

После воцарения Павла I Комаровский становится адъютантом второго сына императора – цесаревича Константина, вместе с ним участвует в Итальянском и Швейцарском походах. Сам Суворов отмечает его орденом Святой Анны II степени – за отличия в сражении при Бастиньяно, битвах при реках Тидоне, Треббии и Нуре, а также взятии Чертова моста.

В 1802-м молодой государь Александр Павлович назначает Комаровского своим первым и бессменным генерал-адъютантом. Именно Комаровский разработал и подготовил основополагающие нормативные документы, регламентировавшие деятельность нового для того времени вида войск с полицейскими функциями, основное предназначение которых – стоять на страже тишины и спокойствия внутри государства.

На первом месте в обязанностях нового вида правоохранительной службы – наиважнейшая миссия: помощь исполнению законов. Режим законности – это не только принятие соответствующих правовых актов, но и механизмы проведения их в жизнь, вплоть до судебного принуждения. Своеобразной была подчиненность внутренней стражи: она являлась составной частью военного ведомства, но ее командующий граф Комаровский, формально считаясь помощником министра, находился напрямую в подначалии самого императора. Это давало определенные преференции.

Генерал-адъютант Комаровский около сорока лет отслужил верой и правдой Отечеству. Более семнадцати лет стоял во главе войска правопорядка государства Российского, участвовал в подавлении декабрьского возмущения некоторой части гвардии, отмечен десятью орденами, среди которых Александра Невского и Святого Георгия IV степени.

Многие цели и задачи, вмененные внутренней страже во времена Комаровского, переняли внутренние войска, а оттуда они, адаптированные к позднейшим реалиям, перекочевали в национальную гвардию Российской Федерации. И, наверное, было бы справедливо, чтобы в новой силовой структуре не поклонялись бы Железному Феликсу, неоднозначно воспринимаемому в нашем обществе, а с гордостью считали своим первым командующим, росгвардейцем № 1 генерала от инфантерии Евграфа Федотовича Комаровского.

Николай Сысоев,
военный историк
http://xn—-ctbjbare5aadbdikvl8n.xn--p1ai/statbi/231228-menyaem-dzerzhinskogo-na-komarovskogo.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *