Празднование 300-летия Дома Романовых

Автор:

Олег Ракитянский.

6 марта 1913 года в России начались торжества посвященные 300-летию Дома Романовых.

Подготовка к празднованию 300-летия восшествия на русский престол новой царственной династии Романовых началась в конце XIX века сразу после коронации нового Императора Николая II 26 мая 1896. В том же году своим указом царь создал государственную комиссию по изучению архивных материалом, относящихся к родословной первого Романова – Михаила Фёдоровича. Комиссию возглавил известный государственный чиновник Н. Селифонтов.

Так как планировалось, что юбилейные торжества должны ознаменоваться особым богослужением во всех российских храмах, из государственной казны были отпущены значительные средства на постройку и ремонт существующих церквей, отлитие новых колоколов, вспомоществование монастырям, приобретение церковных облачений и т.д. В 1907 г. по инициативе царствующих особ, было решено соорудить в столице собор в ознаменование приближающегося 300-летия. При этом мемориальный храм-памятник следовало выдержать в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых». Главной фамильной иконой Императорского дома была Феодоровская икона Божией Матери. Этой иконой в 1613 году был благословлен на царство первый царь из рода Романовых.  Поэтому среди множества мероприятий сооружение в С.–Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божией Матери занимало особое место.

Наряду с Федоровским собором в столице, к юбилею Дома Романовых было построено еще несколько храмов. Так, к 1913 году в Вильнюсе был возведен уникальный храм, освящённый в честь святых: равноапостольного царя Константина и преподобного Михаила Малеина. Храм был построен в Ростово–Суздальском стиле, с резным трехъярусным иконостасом, изготовленным в Москве. В 1912—1913 гг. в Твери на средства царской семьи был построен Воскресенский кафедральный собор по проекту архитектора М. Омелюстого.

В 1910 году создается «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствующего Дома Романовых». На него были возложены задачи по организации и проведению торжественных мероприятий и празднеств в городах центральной России по маршруту следования царской семьи и гостей Дома. Одновременно Комитету надлежало продемонстрировать царю всенародную поддержку со стороны различных слоёв народа и сплотить их вокруг правящего Дома Романовых и православной церкви. Это было важным нюансом предстоящих торжеств так как после революции 1905 г. и последующей «революционной смуты» Император ожидал очередные судьбоносные «скорби». Примером коих стали попытки внутренней оппозиции и британских «родственников» династии втянуть Россию в очередную войну на Балканах в 1912 году на стороне Болгарии, стоившие Императору серьёзных душевных терзаний. Державу необходимо было готовить к суровым, военным испытаниями. Почему Государь и предпочёл артиллерийскую канонаду на полях сражений – мирным залпам холостых зарядов в честь 300-летия воцарения династии, прозвучавшие в день начала торжеств в С. -Петербурге.

Предыдущие столетние юбилеи не были исполнены такого праздничного пафоса. Лейтмотивом царского манифеста, изданного в 21 февраля 1913 года стали такие строки: «Совокупными трудами венценосных предшественников наших на престоле российском и всех верных сынов России созидалось и крепло русское государство… В сиянии славы и величия выступает образ русского воина, защитника веры, престола и Отечества… Благоговейная память о подвигах почивших да послужит заветом для поколений грядущих, и да объединит вокруг престола нашего всех верных подданных для новых трудов и подвигов на славу и благоденствие России…».

Фото. Москва. Царский кортеж на Тверской улице

Праздничные торжества в ознаменование 300‑летия Дома Романовых начались утром 21 февраля двадцатью одним залпом пушек Петропавловской крепости. Тогда же утром был зачитан «Всемилостивѣйшій Манифестъ по случаю трехсотлѣтія Царствованія Дома Романовыхъ».  Согласно ему, надлежало «достойно ознаменовать нынешний торжественный день и увековечить его в памяти народной». В манифесте была представлена обширная программа благотворительных акций, объявлялось о льготах малоимущим и амнистировании заключенных, погашались кредитные и налоговые задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев и т.д. В смете расходов учитывалось бесплатное угощение для народа и выдача из государственной казны пособий малоимущим. Ещё 13 февраля 1913 года Император утвердил постановление Совета министров «об объявлении дня 21-го февраля 1913 года неприсутственным (нерабочим) для всей Империи». Кроме того, высочайшим указом Святейшему синоду от 21 февраля 1913 года даровалось «высшим рассадникам духовного просвещения — духовным академиям: киевской, московской, с-петербургской и казанской именование «Императорских»». Также в тот день публиковались высочайше утверждённые положения о нагрудном наследственном знаке для лиц, приносивших их Императорским величествам личные поздравления, о нагрудной медали в память 300-летия и юбилейном рубле с изображением Михаила Фёдоровича и Николая II.

Утром 21 февраля 1913 г. двадцать пять крестных ходов (от городских храмов) начали движение по улицам столицы. К 10 часам у Казанского собора соединились три главные процессии: из Александро-Невской лавры с иконой Александра Невского, из Синодального центра с Почаевской иконой Божией Матери и из Петропавловского собора – с иконой Спаса. Следом за духовенством шли колонны монархических организаций со своими знаменами и флагами Российской империи. В 11-м часу утра торжественную литургию в Казанском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV, в сослужении сонма российских и иностранных иерархов. Императорская семья прибыла в собор к молебну из Зимнего дворца. В это же время в Петербурге было совершено торжественное мусульманское богослужение в строившейся новой мечети (освящена на следующий день, 22 февраля 1913 года), где молились со своими сановниками и свитой хан Хивинский и эмир Бухарский: была прочитана хутба на татарском и арабском языках, и молитва за царя на арабском языке. Также, особые моления были совершены буддистами в Старой Деревне (в присутствии настоятеля Гусино-Озёрского дацана Бандида-Хамбо Итигэлова), а также евреями в Большой хоральной синагоге.

В 15 часов в Николаевском зале Зимнего дворца началось принесение поздравлений; в число поздравляющих входили все придворные чины, фрейлины и камер-фрейлины, Сенат, Государственный совет, министры и чины министерств, генералитет, члены Государственной думы, чины первых классов и другие. Принесение поздравлений продолжалось и 22 февраля. 23 февраля в Императорском Зимнем дворце состоялся приём и затем обед для волостных старшин и равнозначным им представителям сельского и инородческого населения Российской Империи (свыше 200 человек). Вечером 23 февраля в здании собрания санкт-петербургского дворянства был дан «грандиозный бал» (свыше 3 200 человек); хлеб-соль Императору поднёс губернский предводитель дворянства князь И. Салтыков.

Фото. С. -Петербург. Народный дом

По всем городам России в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование продолжалось три месяца. Заключительные торжества прошли в первопрестольном граде Москве.

14 мая в С. -Петербурге торжественно отпраздновали день священного коронования Императора и Императрицы. В последующий период с 16 по 27 мая 1913 года Государь вместе с августейшей семьёй посетил целый ряд городов, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением царя Михаила Фёдоровича, и проследовал из Н-Новгорода в Москву тем же историческим путём, которым шло в 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского освобождать Москву и Русь от иноземного засилья, боярской крамолы и всеобщей смуты. Тем самым организаторы юбилейных торжеств хотели символически провести исторические параллели и подчеркнуть преемственность правящего Императора Николая Александровича и основоположника династии Михаила Фёдоровича. Эта тема рефреном звучала на протяжении всей поездки.

«Исторический маршрут» начался с г. Владимира. Торжественность и величественность церемонии приезда, приёма августейших особ подробно, во всех деталях освещалась в российской прессе. Все мероприятия по приезду царственных особ начинались одинаково – с участия в церковных службах, в главных городских соборах. Во Владимире Император с семьёй и свитой посетили Успенский и Димитриевский соборы, Рождественский и Покровский монастыри в Суздале, а также Ризположенский и Спасо-Евфимиевский (Суздаль), где на могиле князя Пожарского была совершена заупокойная лития. В г. Боголюбове Императорская семья отстояла молебен в честь князя Андрея Боголюбского.

17 мая Императорский поезд прибыл в Нижний Новгород. Город был украшен флагами, портретами царственных особ, гирляндами и цветами. В Преображенском кафедральном соборе, у гробницы Минина в подклете (нижний ярус церкви) собора была отслужена краткая заупокойная лития. Затем на Благовещенской площади состоялась закладка памятника Минину и Пожарскому. В обед Император принял парад военнослужащих местного гарнизона. После ряда официальных мероприятий с городским населением, около девяти часов вечера, состоялся «высочайший обед» на пароходе «Царь Михаил Фёдорович». И уже поздно вечером гости пересели на пароход «Межень» и вместе с сопровождающей флотилией отбыли вверх по Волге в Кострому.

Кострома стала одним из центров юбилейных торжеств, посвящённых 300-летнему юбилею династии Романовых. К этому событию была построена электростанция, открыта вторая очередь водопровода, благоустроен центр, заложен фундамент памятника династии Романовых. На берегу Волги построили и открыли юбилейную выставку. Пароход «Межень» прибыл к Царской пристани близ Ипатьевского монастыря утром 19 мая 1913 года. После торжественной встречи гости отправились в Ипатьевский монастырь, во вратах которого их встретил крёстный ход со списком Феодоровской иконы, которым инокиня Марфа (мать Михаила Фёдоровича) благословляла своего сына на царство. Затем Императорская семья посетила находящиеся внутри Ипатьевского монастыря Палаты, в которых в Смутное время жили Марфа Ивановна Романова с юным Михаилом Фёдоровичем. В юбилейные торжества, в Кострому кроме семьи Императора прибыло тридцать членов российского Императорского семейства. Прибытие царственных особ сопровождалось необычайным подъёмом духа и восторгом всего населения. Народ входил в воду по пояс, желая приблизится к царскому пароходу и рассмотреть царскую семью. К сожалению, в Костроме заболела Великая княжна Татьяна и ухудшилось самочувствие Императрицы Александры, для которой многочасовые церемонии были тяжелы.

Аналогичные торжественные мероприятия прошли в Ярославле 21 мая с посещением Успенского собора и Спасо-Пробоинской Ильинской церкви. К юбилею было приурочено торжественное открытие Ярославского железнодорожного моста, на котором присутствовал Николай II. Это первый железнодорожный мост на Волге, связавший север России с Москвой. Он получил персональное имя — «Мост императора Николая II». Освятил мост архиепископ Ярославский Тихон (впоследствии Патриарх Московский и всея России). В Ярославле Император заказал отливку 100 особых колоколов в честь юбилея. Один из этих колоколов находится сейчас в частном ярославском музее «Музыка и время». Из Ярославля Императорская семья 21 мая отбыла поездом в Москву через Ростов и Троице-Сергиеву лавру.

Фото. Император принимает парад в г. Ярославле

В Ростове, как и во всех предыдущих городах царственных особ встречали десятки тысяч представителей восторженного народа.  Вечером Императорская семья посетила ростовский Яковлевский монастырь. У мощей святителя Димитрия Ростовского был отслужен краткий молебен угоднику с чтением Евангелия, молитвы и провозглашение многолетия.

24 мая 1913 года, после посещения Троице-Сергиевой лавры, в 16 часов, Императорский поезд прибыл в Москву на Александровский вокзал. У всех церквей по пути следования царского кортежа стояло духовенство в праздничных облачениях. Множество народа собралось по обеим сторонам дороги. У Воскресенских ворот (перед Красной площадью) Император спешился и вместе с сыном поклонился чудотворной Иверской иконе в Иверской часовне. В Архангельском соборе Император возжёг лампады над гробом Михаила Фёодоровича; также была совершена заупокойная лития.

Фото. Москва. Император и Императрица в Кремле

25 мая праздновался высокоторжественный день рождения Императрицы Александры Фёдоровны; в этот день, в Кремле, в 11 часов, состоялся высочайший выход (из Большого Кремлёвского дворца в Успенский собор. Имеется документальная киносъёмка).

26 мая в 11 часов утра Николай II с детьми посетил Новоспасский монастырь для участия  в литургии, после чего посетили Покровский собор монастыря, сооружённый по указанию царя Алексея Михайловича. Затем царская семья спустилась в подклет собора – усыпальницу боярского рода Романовых, где Император поклонился гробницам инокини Марфы, родоначальнику дома Романовых Захарию Кошке и другим предкам. В Новоспасском монастыре была открыта часовня в честь 300-летия дома Романовых.

В Крыму юбилейные торжества проходили осенью 1913 года, когда Императорская семья прибыла в Ливадию. Вся черноморская эскадра пришла приветствовать августейшую семью, встав на якорь у города. Гардемарины черноморской эскадры были произведены в мичманы в присутствии царской четы. В Ливадии Императорская семья принимала многочисленные делегации, участвовала в устроенных в их честь праздниках, праздничных обедах, музыкальных вечерах. В Севастополе 300-летие династии Романовых ознаменовали сооружением часовни на Митрофаньевской площади (ныне площадь носит название Ластовая). 21 февраля 1913 года на куполе часовни установили крест.

___________________________________

* Н. Селифонтов (1835—1900).  Сборник материалов по истории предков царя Михаила Фёдоровича Романова. – СПб., 1898-1901

https://rusorel.info/prazdnovanie-300-letiya-doma-romanovyx/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *