Есть такая профессия – прошлое сохранять

Известному архитектору-реставратору Михаилу Борисовичу Скоробогатову недавно исполнилось 75 лет. В последнее время ему нездоровится. Но наш друг не утратил вкуса к жизни и активно интересуется происходящим в мире, стране и ставшей ему родной Орловщине.

Мы давно знакомы. Михаил Борисович — это уникальный знаток архитектурной и в целом общей истории Орловского края. Поэтому журналисты многих областных изданий всегда были рады пообщаться с ним, дать возможность высказать в СМИ его точку зрения на ту или иную общезначимую проблему.

Живет архитектор-реставратор неподалеку от площади Жукова в обычной двухкомнатной малогабаритной квартире: чистенькой, уютной, с цветами и двумя кошками. Живет под присмотром любимой жены и помощницы.  Татьяна Васильевна  – младшая дочь Василия Тимофеевича Новикова, служившего с 1949 по 1969 год главным архитектором Орловской области.

Все стены квартиры увешаны чертежами архитектурных памятников, выполненными Скоробогатовым специальным методом, называемым отмывкой. Сегодня архитекторы, инженеры все чертежи делают на компьютере, а Михаил Борисович по-прежнему верен холсту и не собирается расставаться с чертежной бумагой, мягкой кистью и натуральной тушью. А все потому, что только так получаются настоящие художественные произведения, позволяющие не только изобразить все детали архитектурного объекта, но и передать настроение, которое он должен вызывать у людей.

Техника отмывки предъявляет высокие требования к исполнителю. Для получения хорошего результата при исполнении работы необходимы точность движений, аккуратность в обращении с кистями, растворами, методичность – соблюдение необходимой последовательности действий, внимание к архитектурному контуру, который необходимо всегда сохранять. Скоробогатов сожалеет, что этот архитектурный метод постепенно уходит в прошлое вместе с его поколением.

Способности к рисованию у будущего архитектора обнаружились в раннем возрасте. Передались они ему от отца, Бориса Григорьевича. Тот большую часть жизни трудился врачом, однако имел явный талант художника, в свободное время рисовал и сына постепенно пристрастил к этому занятию. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. Будучи ребенком, Миша и правда не знал, как высказать словами те трудности, которые пришлось пережить его семье.

Деда по материнской линии, эстонского социал-демократа, репрессировали в 1927 году. Его жена целый год ходила на Лубянку, носила передачи, не зная, что мужа уже давно нет в живых. Когда от нее устали, сказали, чтобы она убралась из Москвы куда-нибудь подальше, например, в Киргизию, в противном случае отправится вслед за своим мужем. Молодая женщина с двумя малолетними детьми вынуждена была скитаться по республикам Средней Азии. А новый дом для дочек удалось свить в Алма-Ате, в то время столице Казахстана.

Это был даже не дом, а землянка, одна комната с земляным полом, печкой-буржуйкой, малюсеньким оконцем. Удобств, естественно, никаких. Потом, по мере взросления дочерей, домик начали расширять пристройками. Места требовалось много. «У мамы с папой, — тихо говорит Михаил Борисович, как бы извиняясь за что-то, — родилось шестеро детей! Много всего разного родители с нами перенесли. На их долю выпали тяжелые испытания».

Безусловно, жизнь каждого человека, каждой семьи складывается из разных событий. В ней есть как приятные, так и наоборот, горькие воспоминания. Намеренно возвращаться к негативным переживаниям не стоит. Людям пожилым не идут на пользу воспоминания, приносящие душевные страдания. А потому возвращаем разговор к нашей основной теме.

Михаил Борисович окончил в Алма-Ате художественное училище, являющееся и сегодня одним их лучших в своем профиле на территории бывшего СССР. В 1970 году Скоробогатов переехал в Москву и вскоре начал работать архитектором-реставратором в институте «Спецпроектреставрация», где дорос в своем профессиональном мастерстве до руководителя творческой группы архитекторов. Институт специализировался на научно-исследовательских, изыскательских и проектных работах в области реставрации и реконструкции культурного наследия нашей страны. В нем были собраны архитекторы-реставраторы высокой квалификации, уникальные специалисты, профессионально занимавшиеся реставрацией памятников архитектуры, древних бесценных творений.

Сегодня в стране таких специалистов, как М. Б. Скоробогатов, единицы. Михаил Борисович — автор почти 130 проектов реставрации памятников архитектуры. По его проектам отреставрированы Рождественская церковь в городе Тобольске, культовые сооружения в Бурятии, Московской, Белгородской, Астраханской, Тульской областях, в Арзамасе. Скоробогатов — автор проектов реставрации девяти объектов в Ясной Поляне. Михаил Борисович принимал участие в разработке охранных зон и зон регулирования застройки нескольких городов. По проектам Михаила Борисовича построены новые культовые сооружения в Якутии, Ленинградской и Белгородской областях.

Однако для нас важно, что архитектор приложил руку к восстановлению архитектурных памятников Орловщины, строительству новых культовых сооружений. Особые отношения у Михаила Борисовича сложились с нашей областью давно. Он начал сотрудничать с Орловской епархией и Научно–производственным центром по охране памятников в 1974 году. Подружился с руководителем научно-производственного центра, авторитетнейшим орловским краеведом — Ю. В. Семеняко. А когда в 1988 году организовал и возглавил архитектурно-реставрационный кооператив «Свод», то практически полностью сосредоточился на сохранении культурного наследия Орловщины.

В начале 90-х годов Михаил Борисович был аттестован Министерством культуры в числе первых пяти архитекторов-реставраторов. С 1992 годов М. Б. Скоробогатов постоянно живет и работает в Орле. По-отечески к нему отнеслись правящий архиерей Владыка Паисий и секретарь епархии отец Иоанн Троицкий. С того времени по проектам Михаила Борисовича построено 29 новых церквей и часовен. И есть надежда, что на Кривцовском мемориале будет построена часовня по его эскизному проекту, одобренному автором мемориала С.И. Федоровым еще в начале 2000-х годов и имеющему благословение трех архиереев. Почетный академик архитектуры Федоров мечтал о том времени, когда  среди белоствольных берез засверкает золотой шлем белокаменной часовни, являющейся логическим завершением мемориала.

М. Б. Скоробогатов является также автором проектов реставрации более 50 памятников архитектуры в Орловской области. В их числе: здание Ценрального банка в Орле, фасады Дома купца Серебрянникова на ул. Комсомольской, Иверская церковь, храм Михаила Архангела, Ахтырская (Никитская) церковь, Николо-Песковская церковь, Крестительская церковь в Орле, церковь Петра и Павла во Мценске, церковь Введения в Болхове, проекты четырех усадеб в районах области, ветряной мельницы в Малоархангельском районе. Ряд культовых сооружений восстановлен в буквальном смысле из руин. Берясь за подготовку проектной документации, Михаил Борисович досконально изучал всю имеющуюся в наличии информацию по объекту и то, что от него осталось в натуре. Он старался полностью воссоздать утраченный шедевр архитектуры, а не заменить его новоделом.

Архитектор крайне требователен к себе. Поэтому специалистами признается, что его проекты отличаются высочайшим профессионализмом. В работе Михаил Борисович не упускает из поля своего зрения ни одной мелочи. И не дает спуску тем, кто занимается упрощенчеством вольно или невольно. Скоробогатов всегда говорит то, что думает, в глаза, невзирая на статус оппонента. В этом смысле он конфликтный человек. В таких людях наша страна испытывает сегодня колоссальный недостаток!

Такие церкви, как Михаила Архангела в Малоархангельске,  Святого Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в Ливнах, Тихвинской иконы Божией Матери в селе Речица Ливенского района,  иконы Божией Матери Спорительницы Хлебов в поселке Алешня Залегощенского района, Вознесения Господня в поселке Змиевка, Богоявления в поселке Залегощь, Рождества Богородицы в Глазуновке,  Петра и Павла в Колпне, Успенская и Казанская на территории Успенского монастыря в Орле и ряд других культовых сооружений, построены по проектной документации Скоробогатова. Но архитектор не в полной мере удовлетворен тем, как его творческие задумки были исполнены строителями. Основной недостаток – это отступления от проекта, упрощение декора и низкое качество работ.

Когда мы попросили назвать культовые сооружения, которые вызывают у него удовлетворение, мастер сказал, что такие объекты есть. Однако же отметил интересную особенность. Получался хороший результат, когда за строительство брались меценаты-предприниматели либо рядовые граждане. Так, например, С. Г. Потемкин, сегодня он заместитель председателя облсовета, заказал проект и активно участвовал в строительстве часовни в с. Лукьянчиково Урицкого района, В. А. Аболмасов — бывший главный врач Плещеевской больницы, бывший председатель Орловского райсовета, — заказал проект и следил за строительством храма в честь Святого Пантелеймона. Строительство часовни с купелью над Святым источником в селе Паслово, реставрация церкви Преображения Господня в деревне Салтыки Орловского района и ряд других объектов финансировали местные предприниматели, и они же вели наблюдение за работами, там результат положительный. «Это примеры, которые показывают, что, если не допускать воровства, не подпускать к работам случайных строителей и горе-реставраторов, то можно строить и восстанавливать так, что нами будут гордиться, – заметно волнуясь, поясняет нам Михаил Борисович. — Храмы ведь строятся часто на тех же местах, где они находились прежде. Мы восстанавливаем храм из небытия, возрождаем его. Это не простое строительство. Это символ веры, единения людей и преемственности поколений. Связующая нить, которая чуть было не оборвалась».

Михаил Борисович может рассказывать долго. Ему есть что поведать нам. О том, например, как он боролся против строительства высотки на Пролетарской Горе в центре Орла и против строительства «художественной галереи» у входа на Александровский мост при главном архитекторе Вермишяне, которого недавно арестовали в Ереване за взятки, высказывался об уродстве, сотворенном с улицей Ленина, о недопустимости сноса кинотеатра «Родина».  Скоробогатов был одним из немногих, кто выступал против появления в Орловском музее-диораме рядом с залом «Орловская наступательная операция» новой диорамы — «Разгром Деникина под Кромами», или, как ее еще называют, «Вторжение Деникина в Орловскую область». Гражданская война – это трагедия нашего народа. По его мнению, братоубийственную бойню не стоило отображать в красках батальной живописи. Тем более, когда общество разделено, далеко от гражданского согласия и примирения.

Много о чем еще можно было бы поговорить с умным и нравственно здоровым человеком. Но мы засиделись в гостях, прощаемся. Рукопожатие у Михаила Борисовича крепкое. Уверены, он еще послужит Орловщине и матушке России. Дай Бог ему здоровья!

Сергей Давыдов

 

Есть такая профессия – прошлое сохранять: Один комментарий

  1. Николай

    У археологии до сих пор есть аура романтики и впечатляющих открытий, что, возможно, объясняет, почему вы выбрали этот курс, для которого прежде всего и предназначена эта книга. Довольно скоро вы узнаете, что археология, часто бывая увлекательной и иногда ею занимаются в далеких местах, является высокотехничной наукой, эффектные открытия в которой очень редки и малочисленны. Действительно, иногда сообщения о таких открытиях, как захоронение правителей племени мочика в Сипане или Улубурунское кораблекрушение, появляются на первых страницах газет, но факт остается фактом: большинство археологов трудятся вдалеке от глаз общественности, часто на непривлекательный и монотонных памятниках и над туманными проблемами. Конечно, такой персонаж, как Индиана Джонс, не подходит для археологии. И никогда не подходил. Индиана Джонс — полная выдумка, персонаж, созданный по мотивам рассказов о хорошо известный первый археологах начала ХХ века, открытия и приключения которых действительно были больше, чем жизнь. Сегодняшний археолог очень далек от профессора Джонса и работает далеко от академических залов. Так какие же качества создают хорошего археолога в наши дни узкоспециализированных исследований и широкого выбора специальностей для карьеры? Свойства характера настолько же важны, как и академическая подготовка, иначе вы не состоитесь как археолог. У этой профессии есть свои уникальные достоинства. Деньги к ним не относятся (см. вставку «Практика археологии»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *