Корабли Добровольного флота «Орел», носившие имя нашего города

11 апреля 1878 года по Высочайшему повелению был учрежден Комитет по устройству Добровольного флота под председательством наследника престола — будущего Императора Александра Третьего и вице­председательством тайного советника К.П.Победоносцева.

История кораблей названых именем Орёл насчитывает почти 350 лет, когда в 1667–1669 гг. в селе Дединово на Оке Царь Алексей Михайлович с помощью голландских мастеров построил первый русский военный корабль «Орёл», названный в честь государственного герба. Впоследствии более 40 кораблей Русского флота носили имя «Орёл». В настоящий момент в российском флоте несут боевую вахту два корабля, названных именем города Орла. Это атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль «Орёл» на Тихом океане.

Впервые корабль, названный в честь города Орла, был спущен на воду в 1890 г. Традиция присваивать кораблям названия губернских городов уходит к марту 1878 года. После окончания войны на Балканах Россия столкнулась с опасностью новой войны с Англией. Учитывая слабость Российского флота и целый ряд ограничений его использования по международным договорам ещё с Крымской войны, решено было привлечь народные средства для приобретения быстроходных судов, которые в военное время должны быть использованы как крейсера для борьбы с судоходством противника. По инициативе «Императорского общества содействия русскому торговому мореходству» и по Высочайшему повелению во всех губерниях были образованы комитеты по устройству Добровольного флота под председательством наследника Цесаревича будущего Императора Александра III. Практически во всех губерниях Российской Империи начался сбор средств, в котором принимало участие все население страны — дворяне. крестьяне, мещане, купцы, промышленники. К маю 1878 года удалось собрать более 2 000 000 руб, крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов. Комитет состоял из трех отделений: учредительного, хозяйственного и военно­морского. Руководитель военно­морского отделения адмирал К. Н. Посьет сформировал основные требования к кораблям, которые первоначально закупались в Европе. Они должны были развивать скорость не менее 13 узлов, иметь запас угля для плавания на 20 дней, возможность установки 8‑дюймовых орудий и иметь стоимость не более 650 000 рублей.7

В Орловской губернии открытие губернского комитета по организации Добровольного флота состоялось 7 мая 1887 г. в помещении Орловской городской думы. На учредительном собрании присутствовали орловский губернатор К. Н. Боборыкин, Епископ Орловский и Севский Ювеналий, представители губернского земства, городской голова, предводитель губернского дворянства, представители купечества и других сословий. После торжественной части и молебна была собрана сумма 2900 рублей серебром. Наибольшие пожертвования собрали Ливенский, Малоархангельский, Мценский и Трубчевский уезды — 13 000 рублей. В 1888 г. Добровольным флотом был подписан контракт с английской фирмой «Хозон Лесли и К» на постройку корабля, способного развивать скорость до 20 узлов, который должен был стать образцом для других крейсеров.

В марте 1890 г. корабль названный именем губернского города Орла был спущен на воду, «Орёл» стал вторым после «Ярославля» построенным Добровольным флотом по специальному проекту. До этого первые корабли «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород», «Ярославль», «Владивосток», «Кострома» закупались в Германии и Англии. Корабли Добровольного флота по большей части использовались как транспорты для перевозки пассажиров и грузов из Одессы во Владивосток, русских войск на Дальний Восток, заключённых на Сахалин, а также материалов для строительства Транссиба. В 1897 г. на «Орле» в разобранном виде во Владивосток был доставлен буксирный пароход «Сибирь», через год переданный КВЖД.

С началом русско­японской войны «Орёл» был переоборудован в госпитальное судно на 448 коек с вытяжной вентиляцией, госпитальными палатами, паровым отоплением, опреснителями, рефрижераторами, хлебопекарней, электрическим освещением.

«Орёл» стал плавучим госпиталем 2‑й тихоокеанской эскадры адмирала З. Н. Рожественского к которой он присоединился 21 октября 1904 года в Танжере. С конца декабря 1904 до начала 1905 года эскадра находилась на острове Мадагаскар. В порту Носси­Бэ на эскадренной больнице «Орле» был организован амбулаторный приём для местных жителей. Среди медперсонала на «Орле» работала племянница адмирала Рожественского Ольга Павловская. Всего за время похода 2‑й тихоокеанской эскадры умерло 5 офицеров и 25 нижних чинов, списаны по болезни 10 офицеров и 42 нижних чина. Эскадра адмирала Рожественского З. Н. была обнаружена японцами 14 мая 1905 года в 2:30 минут по бело­сине­красным огням гротмачты госпитального судна «Орел», согласно нормам международного права освещение было только на «Орле», остальные суда эскадры шли в полной темноте.

В 11:30 «Орел» одним из первых был захвачен японским крейсером «Манжу­Мару» и отведен в Шанхай. Позже в Японском флоте «Орел» носил имя «Кузухо­Мару».

В 1890 г. после окончания Морского корпуса в первом походе на «Орле» участвовал последний командующий Черноморским флотом в 1918–1920 гг., упокоенный во Владимирском адмиральском Соборе Севастополя, подготовивший эвакуацию Русской эскадры из Крыма в Бизерту в конце 1920 г. Михаил Павлович Саблин, участник Цусимского сражения на броненосце «Осляби». Духовник ГС «Орел» иеромонах Зиновий (Дроздов) в 1906 году в Вятке опубликовал книгу с эскадрой до Цусимы. В 1913–1914 гг., будучи Викарным Епископом управлял Орловско­Севской епархией, с 1918 года Архиепископ Зиновий возглавлял Тамбовско­Козловскую Епархию являясь ближайшим сподвижником Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) умер в 1942 г. в Богословлаге Свердловской области, Последний командир «Орла» Яков Константинович Лохматов, участник русско­турецкой 1877–1878 гг., русско­японской 1904–1905 гг. и первой мировой (1914–1918) войн в 1916 г. за боевое отличие был произведён в капитаны 2 ранга. Несмотря на тяжелые потери русско­японской войны, через несколько лет русский флот был возрожден.

Уже в 1909 году со стапеля в Эльбинге (Германия) был спущен на воду новый корабль с именем губернского города «Орёл». В 1914 году с началом Великой войны «Орёл» 2‑й вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера 2‑го ранга. Участвовал в русско­англо­франко­японской десантной операции в Сингапуре. С конца 1915­го на нём проходили практику кадеты и гардемарины Петроградского морского корпуса, морского инженерного училища, отдельных гардемаринских классов. После октября 1917 г. «Орёл» был одним из немногих кораблей, на котором не был спущен Андреевский флаг. Из последних кадет и гардемаринов, проходивших практику на «Орле», приказом адмирала Колчака во Владивостоке в 1918 г. было образовано «Военно­морское училище». В 1920 году на крейсере «Орёл» прошел последний дальний кругосветный поход из Владивостока в Дубровник Владивостокского морского училища. В 1921 году «Орел» был продан Добровольным флотом англичанам, под британским флагом носил имя «Сильвия». Позже был перепродан гонконгской фирме» Хайтань», последний раз бывшие моряки, служившие на «Орле», видели корабль, стоящим у стенки одного из китайских портов в конце 40‑х годов 20 века. В Тунисе из Владивостокского училища и Севастопольского морского корпуса был образован Бизертский морской корпус, просуществовавший до 1924 года. Замом командира корпуса был последний командир крейсера «Орёл» герой­подводник первой мировой, георгиевский кавалер, капитан 1 ранга Михаил Александрович Китицын, умерший 22 августа 1960 года в США. В 20‑е годы в Европе гардемаринами, ходившими на «Орле», был создан кружок взаимной связи «Звено», а в 50‑е годы в США — Общество выпускников «Владивостокского морского училища».

На «Орле»­2 гардемаринами ходили основатель Советской морской пехоты военмор Иван Кожанов, адмирал флота Советского Союза Иван Исаков. Известный изобретатель в США Константин Захарченко, руководитель партизанского движения против японцев в Индокитае Игорь Буланин, посмертно награжденный орденом Почётного легиона правительством Франции, профессор академии ВМС Югославии Пётр Бунин и многие другие. В этом списке уроженцы Орловской губернии и воспитанники Орловского Бахтина кадетского корпуса Борис Афросимов, Вячеслав Узунов, Николай Недбаль, Иван Малыгин, Анисим Лайминг, Сергей Аксаков, Емельян Иванов и др.

Ежегодно памяти моряков, ходивших на первых кораблях «Орел», названных именем города Орла с 1890 по 1920 г., в конце сентября — начале октября на озере «Светлая жизнь» проходит Открытый чемпионат Орловской области по парусному спорту в спортивных и юношеских классах яхт.

 

Константин ГРАММАТЧИКОВ

Издатель журнала

«Истории русской провинции»

 

Литература

В. В. Яровой. «Краткий очерк истории Добровольного флота». журнал «Гангут».

«Дединово — колыбель отечественного флота». Дединовский сборник. Выпуск 1‑й. «Истории русской провинции» № 35. 2007 г.

Газета «Вести». 1878. № 97.

«За веру и верность». журнал «Истории русской провинции» № 45. 2010 г.

«Журнал выпускников Морского училища во Владивостоке» Бизерта. Брно, Белград.

«Письма взаимной связи Ивана Белавенца» в США.

«Бюллетени Владивостокского Морского училища выпуска 1920 г.» Лейквуд, Нью­Джерси.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *