Архиепископ Даниил (Троицкий)


(Троицкий Дмитрий Алексеевич; 6.10.1887, с. Липицы Каширского у. Тульской губ.- 1934, Брянск), архиеп. Брянский. Из семьи священника. Брат Верейского архиепископа  сщмч. Илариона (Троицкого Владимира Алексеевича). Окончил Тульскую Духовную семинарию  в 1909 г.  и Санкт – Петербургскую Духовную академию в 1913 г., получив степень  кандидат богословия. Одновременно окончил С.-Петербургский археологический институт.

В августе 1913 г. определен в Холмскую ДС преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей, состоял классным воспитателем. 28 сентября  того же года Холмским и Люблинским архиепископом  Евлогием (Георгиевским) пострижен в монашество с наречением имени Даниил, 30 сентября  рукоположен во диакона, 1 октября — во иерея. С ноября 1913 г. — исполняющий обязанности члена Холмской духовной консистории (до марта 1914), с января 1914 г. член Холмского епархиального миссионерского совета.  После начала первой мировой войны и эвакуации учреждений г. Холма был перемещен,  в августе  1914 г.,  в Тульскую ДС на должность преподавателя  кафедры  Священного  Писания. Одновременно с января 1916 г. по май 1917 г. состоял членом епархиальной комиссии по испытанию лиц, ищущих священного сана. Награждался набедренником (1915), наперсным крестом (1916).

2 октября 1917 г. по ходатайству Орловского и Севского еп. сщмч. Серафима (Остроумова) назначен настоятелем Оптина болховского Рождества Богородицы и Святой Троицы монастыря (ныне женский). Назначение  иеромонаха Даниила  состоялось вопреки воле братии монастыря, ранее выбравшей настоятеля из своего числа, который не был утвержден Синодом. С ноября 1917 до начала 1918 г. он возглавлял в  должности  председателя Болховское  Макарьевское  отделение  Орловского церковного историко-археологического общества.  2(15) февраля 1918 г. после общегородского крестного хода и молебна  в Орле настоятель Болховского Оптина монастыря иеромонах Даниил с большим воодушевлением и подъемом сказал слово, в котором призвал православный народ встать на защиту своей Матери Церкви и дать в этом торжественную клятву перед лицом архипастырей. В ответ на призыв со всех сторон раздалось громкое «клянемся!». По свидетельству очевидцев, участники крестного хода были исполнены религиозного воодушевления и энтузиазма. На плацу,  во время речей епископа Серафима и иеромонаха Даниила,  у многих на глазах показались слезы.  12(25)  апреля  1918 года, к празднику Святой Пасхи,  Даниил был возведен  в сан архимандрита. С мая по август  1919 г. временно исполнял обязанности члена Орловского епархиального совета.

Во время гражданской войны Даниил  был вынужден надолго покидать монастырь для исполнения поручений еп. Серафима, а также в связи с угрозами со стороны властей. По возвращении в обитель он узнал, что была обнаружена  пропажа  монастырских ценностей, которые в конце 1917 г. с согласия Даниила были тайно укрыты иеромонахом  Ксенофонтом, который  управлял монастырем в отсутствие настоятеля.  По рапорту Даниила от 26 июня 1920 г. Орловским епархиальным советом в Болховский монастырь была направлена духовная следственная комиссия, признавшая единственным виновным в пропаже вещей скрывшегося иеромонаха  Ксенофонта.  Одновременно проходило следствие  угрозыска г. Болхов  по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», у Даниила  был проведен обыск, взята подписка о невыезде.

30 апреля 1921 г. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Белавин) возглавил хиротонию Даниила  во епископа Елецкого.  Даниил  был назначен викарием Орловской епархии. Проявил себя как одаренный проповедник. В проповедях он стремился поддержать христианский  дух верующих в трудных условиях разрухи, голода и братоубийственной гражданской войны. С 14 сентября Даниил —  викарный епископ Болховский, той же епархии.  Владыка пользовался огромным авторитетом не только в Болхове, но и во всей епархии. Твердой убежденностью в правоте, готовностью отдать жизнь за Русскую Православную Церковь епископ Даниил был схож со своим братом,  ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Тихона архиепископом Иларионом (Троицким Владимиром Алексеевичем). Впервые епископ Даниил был арестован 3 ноября 1921 г., сидел в тюрьме  Болхова, затем г. Орла, а с 7 декабря – в одиночном заключении без права передачи. Он обвинялся в контрреволюционной деятельности, которая выражалась в форме «антисоветская агитация и председательствование в нелегально существующем с 1918 по 1921г. в г.Орле церковном историко-археологическом обществе», вплоть до дня его ареста, печать которого была обнаружена у Даниила  во время обыска.  Кроме того, «пользуясь служебным положением, он под видом исполнения религиозных культов в церквях говорил проповеди, в которых всячески старался скомпрометировать Соввласть и Компартию, призывал религиозную массу сплотиться в одно целое против стремящихся задушить религию, призывал верующих не идти на гражданскую войну, т.к. это есть братоубийство». Стремясь дискредитировать епископа, власти пытались обвинить его в хищении церковных ценностей, но это обвинение сразу же рассыпалось. После многочисленных обращений верующих 8 апреля 1922 г. освобожден под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов и под запретом присутствовать на богослужениях.  Однако, по решению собрания благочинных и священников Орла, в связи с арестом епископа Серафима избирается временно управляющим Орловской Епархией.  Занимая архиерейскую кафедру, он также проявил себя непоколебимым борцом с обновленчеством. По версии обновленцев, 17 мая 1922 г. на созванном ими собрании духовенства Даниил признал Высшее церковное управление (ВЦУ), в связи с чем ВЦУ официально утвердило его временно управляющим Орловской епархией. Однако в доносах на архиерея местных представителей «Живой церкви» сообщалось, что Даниил  категорически отказался благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. А после занятия Орловской кафедры обновленцами владыка вновь возвращается в Болхов и, не желая подчиниться обновленческому Высшему Церковному Управлению, в соответствии с постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода принимает нелегкое решение о принятии на себя всей полноты власти, предоставленной ему церковными канонами, и образовании Болховской автокефальной Церкви. Приходские общины и монастыри Орловской епархии, отказываясь подчиняться ВЦУ и «Живой церкви», обращались к Даниилу  с просьбами принять их в свое архипастырское окормление. В ответ обновленцы развязали против архиерея клеветническую кампанию в местных газетах, выпускали порочащие епископа листки, составляли доносы в государственные органы. Губернский  отдел ГПУ НКВД с беспокойством отмечал, что Даниил  «пользуется большой популярностью среди верующих во всей Орловской губернии». 28 октября 1922 г. он был вторично арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей». Виновным себя не признал.  По словам следователя, «тюремное заключение его ничуть не исправило, т.к. он по выходе на свободу стал опять вести такого рода агитацию, в силу которой он, Троицкий, пользуется большой популярностью среди верующих и буржуазного слоя всей Орловской губернии… Также выяснилась его политфизиономия во время обновленческого движения, когда  он, Троицкий, видя то, что обновленческое движение может обнаружить многовековое духовное порабощение трудящихся, повел усиленную агитацию среди верующих против обновленческого движения, стараясь поддерживать черносотенное духовенство». Хотя арест был произведен «за контрреволюционные выступления», следствие стало приписывать Владыке Даниилу уголовные преступления: воровство имущества монастыря и совращение малолетних. Эти обвинения, однако, с треском провалились: выяснилось, что главная «совращенная» свидетельница, твердо отрицавшая это, оказалась девицей. Следствию пришлось вернуться к политическим статьям. В заключении по делу (N 16480) говорилось: «Принимая во внимание, в силу его популярности среди верующих, что проводимая им политика может принести большой ущерб и тормоз в укреплении нашей молодой республики, поэтому признаю гр-на Троицкого социально-опасным элементом».

Президиум Орловского ОГПУ СССР 15 ноября 1922 выдвинул епископу Даниилу обвинение — «контрреволюционная агитация и нелегальное существование церковного историко-археологического общества». 

Приговор 2 года высылки в Киргизию.

По решению Комиссии  НКВД по административным высылкам  от 27 декабря 1922 г. за контрреволюционную агитацию и руководство запрещенным еще в 1918 году Орловским церковным историко-археологическим обществом владыка высылается на 2 года в Хиву Туркестан, а затем в Пенджикент, где 31 мая 1923 г. вместе с епископом Суздальским Василием (Зуммером) он тайно совершил хиротонию Луки (Войно-Ясенецкого) во епископа Ташкентского и Туркестанского.

После освобождения из ссылки проживал в Москве. Подписал письмо 25 архиереев от 2 апреля 1926 г. в поддержку канонических мер прещений, предпринятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впоследствии  Патриарх Московский и всея Руси) против организаторов григорианского раскола

В апреле 1926 г. он был вновь арестован и полгода провел в Бутырской тюрьме. В сентябре того же года его выслали из Москвы в Кинешму, Костромской губернии.  Вероятно, уже в том же месяце он переехал в Решму.  В дореволюционное время архиереи нечасто посещали Решемскую обитель: в среднем раз в несколько лет. Революция изменила ситуацию и здесь. В 1926-1928 гг., в Решме при монастыре жил ссыльный епископ Болховский, викарий Орловской епархии Даниил (Троицкий), который прибыл сюда, по-видимому, в сентябре 1926 г. В течение двух лет ссыльный владыка Даниил был яркой фигурой в жизни села, о нем старожилы Решмы помнили еще в 80-е годы. По воспоминаниям Д.Ф. Галашевой, с поселением в Решме епископа Даниила, в монастыре стали регулярно проходить архиерейские богослужения. В качестве иподиаконов  владыке прислуживали два молодых человека – 18-летний Шурик Арефьев и 17-летний Павел Малышев. В качестве ссыльного владыка каждый день ходил отмечаться в Нагорновский сельсовет. Во время жизни епископа Даниила в Решме, в 1927 г., произошло закрытие Решемского монастыря. Возможно, само пребывание ссыльного архиерея в Решме и совершение им богослужений в обители подстегнуло власти в их намерении закрыть монастырь. В 1928 г. епископ Даниил был освобожден из ссылки без права жительства в 6 главных городах страны.  Осенью 1928 года Даниил был назначен на  место епископа Рославльского, викария  Смоленской епархии. Тогда же  был арестован по обвинению в «агитации против колхозов» и  выслан в Северный край.  С августа 1931 г. после возвращения из ссылки он стал епископом Орловским, а с декабря 1931 г. – епископом Брянским (с 7 января 1934 г. – архиепископом).  Запомнился жителям Брянска пламенными проповедями. При Данииле  были обретены и перезахоронены во избежание поругания под алтарем Введенского храма брянского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря (ныне женский) мощи св. кн. Олега Романовича Брянского. 7 янв. 1934 г. Даниил был возведен в сан архиепископа. Вскоре арестован и в том же году скончался 17 марта 1934 года от тифа в тюрьме Брянска. Комиссия по канонизации Брянской епархии подготовила материалы к прославлению Даниила в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Л. 79, 119 об.; Архив УФСБ по Орловской обл. Д. 3871-П; ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 34.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 22-23; Акты свт. Тихона. С. 128, 174, 449-450; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 363-364; Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 215-220; Сергия (Ежикова), мон. Архиеп. Даниил (Троицкий) и его пастырско-педагогическое наследие // Материалы XIV Междунар. Рождественских образовательных чтений. 2006 (в печати).

Никитин Д. Н. Архиепископ Даниил (Троицкий) // Православная знциклопедия, т. XIV, М., 2006, с. 89.Зотиков Н. А. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории. Кинешма, 2019, С. 382 – 384.Перелыгин А. И., Краюхин Д. А. Епископы Орловской епархии, пострадавшие вгоды репрессий/ Реквием. Книга памяти жертв политических репрессий на Орлов-щине. Т. 5. Орел – 2001. – с. 55 – 57.

Д. Н. Никитин

Рубрики:

Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) Русская Православная Церковь в новейший период (1917 — 1990) Русская Православная Церковь в новейший период (1917 — 1990). Епископат Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 — 1941 Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Епископат

Ключевые слова:

Архиепископы Русской Православной Церкви Даниил (Троицкий Дмитрий Алексеевич; 1887 — 1934), архиепископ Брянский Брянская епархия Русской Православной Церкви (1920 — 1936)

См.также:

АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 — 1819), архиеп. Московский и Коломенский

АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский

АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский

АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский

АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии

Перелыгин Анатолий Иванович, кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии.class=WordSection2>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *