ЛИВЕНСКАЯ ГАРМОШКА. История спасения промысла

Город Ливны. Начало ХХ века.
Город Ливны. Начало ХХ века.

Издавна повелось в древнем городе Ливны, что парни должны сватать девок непременно песней и игрой на гармошке, созданной своими руками. И ежели случалась у какого молодца неудача, так он, тряхнув кудрями, с маху разбивал гармошку о мостовую, уверенный в том, что именно в ней кроется причина отказа девушки. Среди посадских вообще ценилось прежде всего умение сладить гармошку — «ливенку».

Видно парень свататься собрался, коль «ливенку» в фотоателье прихватил
Видно парень свататься собрался, коль «ливенку» в фотоателье прихватил

«Ливны гармонями дивны» — так отзывались о городе и за пределами Орловской губернии в конце девятнадцатого века. В соседних с Ливнами деревнях Сосновке и Речице сосредоточилось основное производство «ливенок». А свою популярность они приобрели за счёт смекалки местных мастеров. Они сильно изменили конструкцию — увеличили длину мехов, и тон звука перестал зависеть от направления движения мехов, поэтому на такой гармонике мог играть и не мастеровитый музыкант. К тому же из одноголосой вскоре стали местная гармошка двух — и даже трехголосым инструментом с различием по тонам в одну октаву. Отсюда и её цена «от мастера» накануне Первой мировой войны выросла до стоимости коровы.

Город Ливны. Начало ХХ века.
Город Ливны. Начало ХХ века.

В то же время, в 1914 году в селе Парахино Ливенского уезда родился мальчик Константин, которому будет суждено сыграть важную роль с судьбе народного промысла ливенских гармоней…

…Один лишь умелец мастерить гармошки остался в Ливнах — Константин Фёдорович Кудрявых. А на дворе 1986 год.

К этому делу пристрастился он ещё подростком. К четырнадцати годам стал хорошим печником. Однажды пришлось ему перекладывать печь в доме знаменитого на весь город и округу мастера «ливенок» Аникея Филипповича Ершова. Тот и заронил в душу парня интерес к ремеслу, а со временем передал ему главные свои секреты.

Мастер ливенской гармони Константин Федорович Кудрявых
Мастер ливенской гармони Константин Федорович Кудрявых

Но лишь спустя десятилетие обзавёлся Константин Фёдорович собственной гармошкой — купил по случаю старенькую, отремонтировал. Однако мечту самому ладить «ливенки» пришлось отложить на годы. Война помешала. Правда, и на фронте умелец Кудрявых в редкие минуты затишья возвращал к жизни потрёпанные в боях инструменты. Какая война без гармони для русского солдата?!

После войны вернулся Константин в родные места инвалидом 2-й группы, с медалями «За взятие Кенигсберга» и «За освобождение Варшавы» на груди. И опять принялся класть и чинить печи в порушенных избах. Так бы, наверное, и осталась мечта мечтою, не встреться на его жизненном пути ещё один человек, безраздельно влюбленный в искусство «ливенок» — Валентин Иванович Занин. Это он, одержимый идеей создания ансамбля ливенских гармошек, разыскивал старые инструменты по округе, а заодно и мастеров, которые могли бы вернуть им певучие голоса. Так случилось, что уже в те послевоенные годы один лишь Константин Фёдорович знал секрет старинного ремесла.

Поначалу нерешительно отнесся печник к предложению Занина отремонтировать несколько «ливенок»: годы прошли, как не брал он в руки гармони. И всё же рискнул фронтовик. Запела в его руках одна «ливенка», вторая, третья…

Вскоре Валентин Иванович Занин создал при районном Дворце культуры знаменитый сегодня на весь мир ансамбль «Ливенские гармошки», а Константин Фёдорович Кудрявых стал эти гармошки ремонтировать. Научился и свои «ливенки» ладить.

Ансамбль «Ливенские гармошки» 1960-х годах. (из семейного архива Игоря Занина, Павла Коваленко, Ларисы Коваленко)
Ансамбль «Ливенские гармошки» 1960-х годах. (из семейного архива Игоря Занина, Павла Коваленко, Ларисы Коваленко)

По правде сказать, с тревогой я ехал в Ливны осенью 1986 года: жив ли, здоров мастер? Как-никак за семьдесят ему уже. О нём один знакомый журналист в Орле сказал мне: «Несговорчив дед. Видно, с собой в могилу хочет унести секрет гармошки. Не по душе ему ученики».

К счастью, и эти слова, и опасения мои оказались напрасны. Жив-здоров Константин Фёдорович. По-прежнему мастерит «ливенки». Но вот беда: у единственного в стране мастера, заваленного заказами на годы вперёд, нет нормальных условий для работы. Двенадцатиметровая комнатка, которую выделили ему в подвале Дворца культуры, сыра и холодна, а инструменты надо делать в особом и не только температурном режиме. И чиновники, как водится на Руси, замучили.

Мастер ливенской гармони Константин Федорович Кудрявых за работой
Мастер ливенской гармони Константин Федорович Кудрявых за работой

Недавно построил Кудрявых на своем участке новый дом, а старый хотел переделать под мастерскую. Но горисполком не разрешил: нельзя, дескать, два дома иметь на одном участке. Пришлось старику мудрить рычаги и тяги, чтобы самому старый дом сдвигать под общую новую крышу. С мастерской, таким образом, вопрос кое-как разрешился.

Но остались другие проблемы. Нет у Кудрявых возможности приобрести материалы. Несколько лет назад надоело ему ходить по свалкам в поисках необходимых металлических заготовок. Решил в Москву ехать. Собрал десятки писем-заказов из тех, что присылают ему, и отправился в столицу. Целый день пришлось прождать в приемной отдела снабжения Министерства культуры РСФСР нужного чиновника, но тот так и не появился. А на московскую музыкальную фабрику старого мастера вообще не пустили. Вот и ходит он опять по ливенским свалкам, благо, много чего «ненужного» выбрасывают туда местные предприятия.

Обо всём этом мне рассказывал Константин Фёдорович, пока мы сидели у него на веранде нового дома за чашкой чая.

Выяснилось, что есть у него сегодня ученик — Игорь Горностаев. Молодой ещё, только из армии вернулся. Около года ходит он к мастеру. Придёт, молча сядет и наблюдает за его работой. А недавно «провел» старика. Принёс будто его гармонь, Кудрявых опробовал — хороша! Тут-то и раскрылось, что гармошку эту Игорь сделал со своим другом Сергеем Журавлевым.

Так может Константин Фёдорович Кудрявых не последний мастер «ливенки»?

P. S. Оказывается у моей истории спустя 35 лет оказалось радостное моему сердцу продолжение — «ливенка» жива до сих пор!

Благодарные земляки вспоминают мастера: «С 1964 г. судьба Кудрявых тесно связана с ансамблем «Ливенские гармошки». Все инструменты этого ансамбля прошли через руки Константина Фёдоровича: часть из них он восстанавливал, часть создавал сам, дал им голос и много лет следил за здоровьем каждой своей гармошки. В доме Кудрявых большая мастерская, построенная своими руками: многие инструменты и приспособления созданы мастером собственноручно.

В 1975 г., перед поездкой ансамбля в г. Берлин, Кудрявых создал новый вариант гармони — хроматическую ливенку. К миксолидийскому ладу были добавлены на 2 ряду хроматические звуки, что существенно обогатило возможности исполнителя. На ливенке стало возможно сыграть практически всё. За более чем 50 лет работы из рук мастера вышли десятки гармошек. Но нет среди них двух одинаковых. Каждая из них по-своему прекрасна, имеет свой звонкий голос, по-своему украшена, инкрустацией и соломкой, расписана цветами, имеет свою высоту от 15 до 30 см., мехов до 40 штук.

Гармошки Кудрявых К. Ф. играют в оркестре хора им. Пятницкого и Осипова, демонстрируются в центральных музеях страны, имеются у многих известных музыкантов и исполнителей и больших любителей гармошек».

Ливенская гармонь
Ливенская гармонь

А вот что рассказывает Павел Коваленко: «В двухсотлетней истории ливенской гармошки личный вклад мастера-настройщика Игоря Занина исчисляется сорока годами. А если к ним ещё прибавить вклады в семейное ремесло нескольких поколений Заниных, вот вам и весомая цифра получится.

Выступления ансамбля «Ливенские гармошки». В центре - пятилетний Игорь Занин, справа - его отец Валентин Занин. 1965).
Выступления ансамбля «Ливенские гармошки». В центре — пятилетний Игорь Занин, справа — его отец Валентин Занин. 1965).

Игорь Занин хорошо помнит, что диплома у его отца не было. Но это был человек широкой души, любящий своё дело и наделённый удивительными музыкальными способностями.

Его мама Раиса Занина не только хорошо пела и играла на ударных инструментах. Она обладала особым даром: могла разглядеть в ребёнке музыкальный талант и вселить в своего воспитанника веру в его способности.

Кроме него, росли и набирались уму-разуму в семье ещё сестра Нина и брат Владимир.

Своего деда Ивана — гармониста и мастера ливенской гармошки, наш герой помнит лишь по фотографиям в семейном альбоме. Но то, что абсолютный музыкальный слух и умение делить свою душу с инструментом у Игоря Занина от его предков, он не сомневается!

Сегодняшние мастера ливенских гармоней (из семейного архива Игоря Занина, Павла Коваленко, Ларисы Коваленко)
Сегодняшние мастера ливенских гармоней (из семейного архива Игоря Занина, Павла Коваленко, Ларисы Коваленко)

Любовь к ливенской гармошке в наши дни объединяет множество людей. В Ливнах и по сей день живут умелые мастера, люди широты души необыкновенной. Это именно они берегут ремесло и творят наше настроение: технолог Евгений Мельников, столяр Александр Никульников, гофрировщик меховых камер Олеся Дмитриева, художники Людмила Красова и Юлия Шабелева, мастер-настройщик Игорь Занин и заведующая мастерской Нина Павлова».

Константин Федорович Кудрявых скончался в 2009 году, не дожив пяти лет до столетнего юбилея.

Владлен Дорофеев

Публикации на тему:

В. Дорофеев, «Последний мастер ливенки?», еженедельник «Ветеран», приложение к газете «Труд», №26, 1986 год

Источник: Книга Владлена Дорофеева «Филимоновский всадник из пламени» https://ridero.ru/books/widget/filimonovskii_vsadnik_iz_plameni/

https://vk.com/@4279369-znamenitye-ucheniki-orlovskoi-muzhskoi-gimnazii-mnogo-litera