Откуда началась история славян?

Автор: Сергей Цветков

Славянская речь — когда зазвучала она?

Еще во второй половине XIX в. славяне считались относительно «молодым» этносом, и ученые сомневались в самой возможности говорить о славянской истории до Р. Х. Но народы — не барышни, седина и морщины для них желанны. И век XX ознаменовался головокружительным углублением датировок ранней славянской истории. Оказалось, что и в дохристианскую эпоху она может измеряться тысячелетиями, ибо в языке, культуре, религиозных представлениях славян явственно проступает очень древний индоевропейский пласт.

Индоевропейская языковая семья возникла в V–IV тысячелетиях до н. э., то есть в начале «медного века». Часть входивших в нее языков исчезла еще в античную эпоху — хетто-лувийские, италийские, тохарские, фракийский, фригийский, иллирийский и венетский; другие существуют и поныне — индийские, иранские, германские, романские, кельтские, славянские, балтские, греческий, армянский, албанский языки. Прародина индоевропейцев до сих пор не найдена, хотя на обширных пространствах между атлантическим побережьем Европы и верховьями Енисея уже не осталось, кажется, клочка земли, в который бы в свое время не ткнул указующий перст науки: Испания, Балканы, Малая Азия, Армения, северная «Гиперборея», алтайские и оренбургские степи… Не вполне ясно даже, в какой части света сложилась индоевропейская общность — в Европе или Азии. А, может, на стыке…

В известном смысле говорить о «появлении» или «возникновении» славянства можно лишь условно. Одинаково нелепо утверждать, что славяне «были всегда», или что они «появились тогда-то». Для историка вопрос начальной славянской истории заключается, собственно, не в том, когда она «началась», а в том, откуда мы можем ее начать, исходя из имеющихся на сей день исторических, археологических, антропологических и лингвистических данных.

История застает славян в Европе, в числе других индоевропейских племен, которые на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. заселили эти древние земли.

Кристаллизация племенных и языковых различий внутри индоевропейского населения Европы шла медленно. К середине II тысячелетия до н. э. на ее этнической карте все еще не обозначилось никаких четких границ. Только на самом юге, в Греции, ахейский союз греческих племен провел первую пограничную черту в европейской истории, отделив эллинов от варваров.

Варварский мир, простиравшийся к северу от Дуная, объединяла поразительная близость религиозно-символических представлений о жизни, в основе которых лежал солнечный культ. Солнечная символика была чрезвычайно разнообразна. Бытовые изделия и предметы вооружения покрывались изображениями концентрических кругов, колес, крестов, бычьих рогов, лебедей и других водоплавающих птиц. Смерть также являлась в виде очистительного огня погребального костра, и сосуд с горсткой человеческого пепла ставился в середину круга из камней —магического знака солнца.

Эта культурно-историческая общность, просуществовавшая в Средней Европе с XVI по VII в. до н. э., названа археологами культурой полей погребальных урн. В ее границах, по-видимому, и завершилось формирование основных этносов древней Европы: италиков, кельтов, иллирийцев, германцев [см. Седов. В. В. Славяне в древности. М., 1994; Krahe Н. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954].

А что же славяне?

Славянская ‎прародина ‎залегла ‎в ‎северо-восточном‏ ‎углу‏ ‎Европы, ‏ ‎в ‎междуречье‏ ‎Одера ‎и‏ ‎Вислы, ‎посреди‏ ‎лесов, ‏ ‎озёр ‎и‏ ‎болот, ‎вдали ‎от ‎морей, ‎горных‏ ‎хребтов ‎и‏ ‎степей.‏ ‎Её ‎археологический ‎двойник ‎носит ‎название ‎лужицкой ‎культуры ‎(по‏ ‎первым ‎находкам‏ ‎в‏ ‎местечке ‎Лужица, ‏ ‎в ‎современной ‎Польше). Это — часть культуры полей погребальных урн.

Лужицкие‏ ‎племена‏ ‎занимались ‎скотоводством, ‎земледелием ‎и ‎уже ‎применяли ‎для ‎пахоты‏ ‎не ‎только‏ ‎соху, ‏ ‎но ‎и‏ ‎плуг. ‎Мужчины ‎обладали ‎высоким ‎социальным‏ ‎статусом ‎в‏ ‎качестве‏ ‎хозяев‏ ‎и ‎воинов.‏ ‎Бронзовые ‎мечи, ‎топоры, ‏ ‎серпы ‎изготовлялись‏ ‎с‏ ‎высоким ‎мастерством.‏ ‎Не ‎позже ‎IX ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎лужичане‏ ‎научились‏ ‎обрабатывать ‎железо, ‎и ‎спустя‏ ‎столетие ‎изготовление‏ ‎из ‎него‏ ‎оружия‏ ‎и‏ ‎предметов ‎хозяйственного ‎обихода‏ ‎стало ‎обычным ‎делом.‏ ‎Жилищами ‎служили‏ ‎так‏ ‎называемые ‎«столбовые‏ ‎дома», ‎стены‏ ‎которых ‎воздвигали ‎из ‎вертикально ‎вкопанных‏ ‎столбов‏ ‎с‏ ‎плетнём, ‎обмазанным‏ ‎глиной; ‎посёлок‏ ‎окружали ‎земляным‏ ‎валом.‏ ‎Хоронить ‎умерших‏ ‎лужичане ‎продолжали ‎в ‎погребальных ‎урнах.

На ‎территории‏ лужицкой культуры ‎славянская ‎речь‏ ‎выделилась‏ ‎из‏ ‎индоевропейской ‎семьи‏ ‎языков ‎в ‎особый‏ ‎диалект ‎или‏ ‎языковую‏ ‎ветвь ‎(филологи‏ ‎относят ‎это ‎событие ‎к ‎III‏ ‎тысячелетию ‎до‏ ‎н.‏ ‎э.).‏ ‎Именно ‎здесь ‎впервые ‎прозвучало‏ ‎самоназвание ‎славян‏ ‎в ‎его‏ ‎древнейшей‏ ‎форме‏ ‎— ‎«словене», ‎то‏ ‎есть ‎«люди ‎слова», ‏ ‎«владеющие ‎речью», ‏ ‎«внятно‏ ‎говорящие», ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎их ‎западных ‎соседей ‎— ‎«немцев»‏ ‎(«немых»).‏ ‎У‏ ‎некоторых ‎славянских‏ ‎племён ‎оно‏ ‎впоследствии ‎закрепится‏ ‎в‏ ‎качестве ‎племенного‏ ‎этнонима: ‎словаки, ‎словенцы, ‎словинцы, ‎ильменские‏ ‎(новгородские) ‎словене.

Источник https://nbfnasledie.ru/return-to-russia/otkuda-nachalas-istoriya-slavyan/